Автомобили «скорой медицинской помощи» и школьные автобусы компании «Промтех» (ПГ «Самотлор-НН»)
Так уж сложилось, что для большинства российских городов слово «скорая» прочно ассоциируется с «ГАЗелью», а при упоминании «школьного автобуса» из подсознания автоматически всплывает жёлтый «пазик». При этом мало кто знает, что номенклатура и автомобилей «скорой помощи», и автобусов для перевозки детей гораздо шире, и при желании в ней можно найти весьма интересные и в чём-то даже оригинальные конструкции.
Сегодня речь пойдет о компании «Промтех», входящей в промышленную группу «Самотлор-НН». Интересующимся сегментом LCV она известна как изготовитель, пожалуй, самых экзотических и необычных моделей автомобилей, в которых максимально учтены чаяния потенциальных заказчиков, при том, что конечное изделие ещё и укладывается в нормативы техрегламента. «Сочетание несочетаемого» – вот, что стоило бы сделать слоганом «Промтех»!
Красный крест – символ жизни
Автомобили «скорой медицинской помощи» всегда были визитной карточкой «Самотлора». Ходит легенда, что идея заняться выпуском АСМП пришла создателю компании Николаю Павловичу Сандугею именно в «скорой». Он решил, что так транспортировать больных людей просто нельзя. Как бы там ни было, медицинские новинки появляются в «Промтехе» с завидной регулярностью.
В этот раз кардинальному переоборудованию подвергся… популярный универсал Lada Largus. Даже при том, что в последние годы отношение к «скорым» у водителей поменялось, в городском трафике полноценные АСМП на базе фургонов чувствуют себя не очень комфортно. А легковушка, как ни крути, по манёвренности у них выигрывает. Кроме того, мощные по своей начинке «скорые» нужны далеко не всегда.
Хотя, «Промтех LRGS0A» – это уже и не совсем «легковушка». Чтобы создать не суррогат, а полноценный продукт на предприятии Largus серьёзно переделывают. Грубо говоря, исходник заканчивается сразу за передними дверьми, а дальше идёт уже совершенно новая конструкция с удлинённым задним свесом, высокой крышей и увеличенной по высоте дверью по правому борту. Итог метаморфоз прекрасно виден на фото.
Впрочем, для более приземлённых задач есть версия АСМП и в стандартном кузове – «Промтех LRGS0M». Места в нём, разумеется, меньше, в полный рост не встанешь, но медицинский отсек от кабины отделён полноценной перегородкой, и место для сопровождающего больного на носилках предусмотрено.
Раз уж речь зашла об автомобиле такого типажа, то мне больше по душе этакая универсальная «сестра-хозяйка». В стандартном универсале в багажнике закрепляется специальная конструкция. В повседневной жизни универсал как универсал, но в случае необходимости перевозки лежачего больного 2 / 3 подушки заднего ряда убираются в багажник, спинка складывается, образуя ровный пол, а поверх неё раскладывается тот самый металлический каркас, притаившийся в багажнике, и кладутся носилки с больным. С виду, может, и неказисто, но по функциональности – просто супер!
Не прошёл незамеченным и старт продаж ЦМФ «ГАЗель NEXT». На его базе была создана модель «Промтех 22438D». Машина выпускается в двух вариантах соответствия: класса «C» и более низкого класса «B».
Недетская программа
Теперь перейдём к школьным автобусам. Не секрет, что перевозка школяров здоровенными «пазиками» никогда не считалась верным решением на 100 %. Просто на момент запуска программы «Школьный автобус» достойной альтернативы по совокупности параметров не было. Не рассматривать же всерьёз 13-местные «ГАЗели» с их тесными салонами или дорогие в эксплуатации варианты на европейской базе.
Всё изменилось с появлением каркасного микроавтобуса на базе «ГАЗели NEXT». Просторный высокий салон с запасом по ширине и большой площадью остекления как нельзя кстати подошёл для создания альтернативы «пазикам». При значительно меньших габаритных размерах в модели «школьника» «Промтех 22438S» удалось разместить 22 места, что даже больше чем в ПАЗ-32053-70. Причём с увеличением вместимости заметно снизились расходы на эксплуатацию.
Старт выпуска на конвейере ЦМФ «ГАЗель NEXT» позволит создать ещё один вариант школьного автобуса – модель «Промтех 22438E». Берём фургон, вставляем окна, монтируем внутри 20-местный салон, и вот готов ещё один микроавтобус для перевозки детей. К слову, количество выпущенных мини-школьников исчисляется уже сотнями.
В принципе, для меня остался не совсем ясным один вопрос – стоило ли ради разницы в два места огород городить и создавать два совершенно разных микроавтобуса для решения одной и той же задачи? Может, спрос на «каркасники» среди маршрутчиков настолько велик, что отдавать их под переоборудование в «Школьники» просто нецелесообразно, а вот ЦМФ под детские автобусы подойдет в самый раз?..
Кстати, хоть и опосредовано, но к школьной теме имеет отношение ещё один автомобиль – «Промтех 38406T», базирующийся на «ГАЗели Бизнес». По своей сути это мобильный учебный класс. Все сиденья салона, а их двенадцать (7 слева и 5 справа), расположены вдоль бортов салона и разделены длинным столом. Кстати, для удобства прохода учеников, стол сделан по принципу парты с откидными секциями столешницы. Внутри предусмотрена стандартная розетка на 220 В, монитор под потолком для демонстрации материалов и даже такая банальная мелочь, как мини-мусорки под столом.
Особенность машины в том, что она не предназначена для перевозки пассажиров – класс работает только в статике. «Рабочими» является только пара мест рядом с водителем – этакий 14-местный автомобиль для перевозки двух пассажиров. Скажете – разовый заказ?
Как бы не так, счёт идёт уже на третий десяток!
К концу зимы нам пообещали показать нечто, от чего мы сможем «ухнуть и ахнуть» – ждём с нетерпением!