Экспериментальный образец автобуса Завода «Ленпроммеханизация»
На передке этого автобуса красуется стилизованная буква «Л», но это не должно ставить вас в тупик. Автобус родом вовсе не из Львова, хотя похожая компоновка недвусмысленно намекает, что его создатели смотрели в сторону автобусов ЛАЗ-697. Так откуда же он родом?
Этот экспериментальный образец автобуса был создан на Заводе «Ленпроммеханизация» транспортного управления Ленгорисполкома (отсюда и «Л»). Идея разработки такого автобуса родилась не на пустом месте. Предприятие во второй половине 1960-х годов уже имело некоторый опыт в кузовостроении, поскольку выпускало автобусные кузова типа ПАЗ-651. Кроме них завод выполнял различные работы по изготовлению металлоконструкций, тары, по капитальному ремонту автомобильных агрегатов и строительных механизмов.
Вдохновителем и начинателем этого проекта можно смело считать заместителя начальника экспериментального цеха Юрия Михайловича Орлова, который в инициативном порядке предложил изготовить вариант автобуса с кузовом вагонного типа, предназначенного для служебных перевозок. Интересно, что схема его компоновки по меркам тех лет была более чем необычной, тем более для автобуса малой вместимости.
Из любопытных деталей стоит отметить следующее. Автобус имел рамную конструкцию (шасси грузового автомобиля*), двигатель находился в задней части, а освободившееся пространство в переднем свесе отводилось под единственную пассажирскую дверь. В угоду комфортным условиям поездки и более широкому проходу была применена планировка салона с двухместными сиденьями по левому борту и одноместными – по правому. Кроме того, сами сиденья были мягкими, с высокими спинками. Благодаря такой компоновке в салоне удалось разместить 22 места для сидения (не включая водителя). Ещё 5 пассажиров могли ехать стоя.
*К сожалению, технических данных шасси нет, а по сохранившимся фотографиям можно лишь предположить, что скорее всего в качестве базового было взято шасси ЗИЛ-130.
Пожалуй, самым интересным ноу-хау в экспериментальном автобусе было наличие центральной системы вентиляции салона. Вроде бы ничего сложного: забор воздуха в козырьке над ветровым стеклом, два параллельных короба воздуховода над потолком с ручными задвижками-«лягушками» над каждым рядом сидений. Но призадумайтесь: автобус изготовлен в 1969 году. А много ли в СССР тогда было автобусов с приточной вентиляцией салона? На тех же, кстати говоря, самых распространённых в то время «туристах» ЛАЗ-697Е такой роскоши не было. А вот у этого автобуса, который так и тянет назвать младшим братом львовских лайнеров, она была…
Разумеется, это новшество так и осталось лишь атрибутом единственного опытного образца. Серийное производство таких автобусов завод «Ленпроммеханизация» наладить в том виде, в котором существовал первенец, вряд ли бы смог. Во-первых, из-за такой схемы расположения двигателя задняя ось всегда перегружена, сам автобус имеет дифферент на корму (примечателен пример тех же ЛАЗов), во-вторых, рамная конструкция заставила сделать автобус с очень высоким центром тяжести, что в совокупности с разгруженной передней управляемой (!) осью ухудшало управляемость. Видимо, эти доводы и стали одними из главных причин в невозможности освоения новой конструкции автобуса. Поэтому завод ещё на протяжении почти 10 лет продолжал выпускать автобусы капотного типа на шасси ГАЗ-51А, которые пользовались большим спросом в совхозах и колхозах Ленинградской области. Дальнейшая же судьба самого экспериментального автобуса осталась неизвестной.
Кстати
Книги Алена Дюпуи известны в кругах исследователей автомобильной истории СССР. Путешествуя по СССР в 1980–1990-х, любознательный Ален в попытках объять необъятное наснимал столько автотранспорта, что его хватает знатокам для идентификации и после его смерти.
Покажу один его снимок, сделанный в 1980-х в Ленинграде, – неизвестный автобус на шасси ГАЗ-51А. Убогая кустарщина и аляповатый внешний вид не идентифицировались ни с одной ранее виденной «барбухайкой». Сильно смущали задние боковые окна, «поджатый хвост» кормы и несуразность всех деталей, подобранных, кажется, на помойке. Знакомый кинорежиссёр рассказал, что в 1980-х на «Ленфильме» списали похожего урода.
При внимательном рассмотрении выяснилось – это не автобус! Скорее всего электролаборатория или аварийная машина электросетей. Окраска в средних тонах (жёлто-алый?), задний отсек изолирован от кабины стенкой с вертикальными окнами, в том же отсеке виднеется оборудование, аналогичное используемому для проверки и ремонта силовых кабелей, антенна возле двери водителя... Случайно или нет, но к автобусу слева сверху тянется кабель. Но самое главное – странная Л-образная перемычка напоминала примитивную литеру «Л» в эмблеме «Ленпроммеханизации». Просто? Да! Очевидно? Нет!
От предположений правды не добавилось – голая дедукция плохо применима к историческим исследованиям. И вот в ноябре 2011 г. были получены снимки экспериментального автобуса «Ленпроммеханизация», только тогда начал складываться пазл с неизвестным автобусом. Налицо тождественность по задним угловым окнам, идентичная корма, характерная выколотка рейсоуказателя и маниакальное желание ваятеля украсить передок четырьмя фарами.