Беседа с основателем и руководителем мастерской UMI
В рубрике «Грузовичок» нашего журнала мы уже вкратце описывали деятельность мастерской UMI, пусть и в контексте совместных проектов с брендом DIP. А почему бы не написать подробнее собственно о мастерской? И тут же попробовали это сделать. Первый набросок этой статьи, родившийся в течение недели, был похож на средней руки пресс-релиз: «Изучен рынок… Непрерывно совершенствуемся… Новые высоты в моделизме… Амбициозные задачи по освоению… Расширение присутствия… Освоена новая модель…» Каждое слово было увесисто как гранит и по всему тексту чувствовалась мощь поступи нового производителя моделей.
Так не пойдёт, решили мы, читатели нашего журнала – это нормальные люди и официоза им вполне хватает на работе. Поэтому мы придумали изложить весь материал в виде беседы двух увлечённых моделизмом людей, хотя авторы даже никогда не встречались лично и вся эта беседа – суть их личная переписка. И представимся, чтобы читателю было понятнее, кто мы такие: Алексей Шубин (далее А.Ш.) – основатель и руководитель мастерской UMI (г. Иваново), Игорь Денисовец (далее И.Д.) – один из авторов рубрики «Грузовичок».
А. Ш.: Как самостоятельное предприятие наша мастерская появилась в конце 2012 года. Но мы не появились ниоткуда, к этому времени у меня уже был опыт сотрудничества с мастерской Northstarmodels. В основном ребята специализировались на моделях авиационной тематики, уделяли внимание вооружению, изготавливали детали для улучшения моделей техники крупных модельных фирм и так далее.
И. Д.: Алексей, но ведь нельзя было просто взять и начать совместно изготавливать модели. Здесь нужен опыт, нужна репутация, нужно оборудование?
А. Ш.: Да, верно. Но просто мы были знакомы с основателями Northstarmodels по, так сказать, прошлой жизни. Я был очень увлечён авиамоделями, и мы с ними пересекались на профильных интернет-площадках. На мне лежала разработка 3D-моделей, а Northstarmodels отвечали за продвижение готовой продукции на рынок.
И. Д.: И при таком полном согласии вы все равно решили расстаться?
А. Ш.: Мы систематически расходились во мнениях относительно выпуска той или иной продукции. Как я сказал, ребята в значительной степени ориентировались на рынок авиамоделей, а я полагал, что этот рынок уже не просто насыщен, а даже пересыщен продукцией. Это закономерно привело к поиску своего пути развития. Мне казалась перспективной работа в «автомобильном» масштабе 1:43, а Northstarmodels в этом направлении ограничилась коммерчески не слишком успешными моделями тягачей ЯАЗ-210Г и ЯАЗ-210Д.
И. Д.: Я помню этот проект. Это был 2011 или 2012 год – критики среди коллекционеров было больше, чем положительных отзывов.
А. Ш.: Да, модели были неидеальны. Но я был совершенно уверен, что у этого направления есть будущее. Время было достаточно интересным и заманчивым для новых игроков: интерес к автомоделизму был как следует подогрет журнальной серией «Автолегенды СССР», выходящей, кстати, и поныне, пусть и слегка видоизменившейся. Появился бренд SSM и его «дочки», появилась Ultra, расширяли ассортимент DiP и ClassicBus. Весь рынок автомобильных моделей увеличивался и на нём появлялись новые ниши. Кроме того, в 43-м масштабе заметно увеличился и спрос на наборы для самостоятельной сборки моделей коллекционерами. Очень многие ведь в детстве собирали пластиковые модели техники. Те, кто постарше, собирали ещё ГДРовские модели самолётов, а коллекционеры помоложе – уже куда более проработанные современные наборы мировых модельных грандов.
И. Д.: И вы решили поиграть на этом рынке, совместив классический автомобильный 43-й масштаб и простор для личного творчества ваших покупателей?
А. Ш.: Да. Ведь нередко людям куда приятнее иметь в коллекции модели, собранные своими руками, а не типовую заводскую продукцию. К этому времени уже сложилось определённое понимание того, как должна быть устроена модельная мастерская и мы предприняли первую попытку выпуска самостоятельного кит-комплекта. Это был набор для создания модели полугусеничного ГАЗ-60 из модели ГАЗ-АА, выпущенной тогда брендом «Наш Автопром». Набор включал элементы гусеничного движителя, который надлежало смонтировать на место заднего ведущего моста модели. Кстати, эти кит-комплекты пару раз были установлены и на модели ГАЗ-АА, производимые такой легендой моделизма как «Уральский сокол». Не скрою, для нас было очень лестно, что покупатели сочли нашу деталировку соответствующей исполнению модели «Уральского сокола». Продажи этого кита оказались неважными с экономической точки зрения, но зато удалось привлечь к себе внимание определённой группы коллекционеров, которые попросили продать им готовые модели, ведь моделей ГАЗ-60 на рынке толком нет до сих пор! Первая партия готовых ГАЗ-60 увидела свет летом 2012 года – это было сделано ещё под брендом Northstarmodels.
И. Д.: Продажа готовых ГАЗ-60 была успешнее?
А. Ш.: Скажем так, в конечном итоге весь тираж был распродан. К слову, тираж был небольшой – всего 50 экземпляров. А чуть позже наши пути с Northstarmodels разошлись окончательно, и настало время выбирать, как жить дальше. Предварительные экономические расчёты показали, что, в целом, есть шанс попытаться в Иваново открыть производство полного цикла, хотя, конечно, выгоднее было бы покупать готовую продукцию в Китае, оставив за собой только её конструкторскую разработку и технический надзор. К слову, отечественные бренды этим занимаются и поныне…
И. Д.: А что за расчёты? Насколько детальным был бизнес-план?
А. Ш.: Ничего особенного в бизнес-плане не было. Была составлена расходная часть проекта и просчитана доходная часть, определены минимально необходимые тиражи моделей, установлен срок окупаемости. На самом деле любой человек, затевающий своё дело, может это сделать, было бы желание. Между прочим, мы тогда не предполагали девальвацию рубля в наших расчётах, иначе сделали бы их более оптимистичными. Благодаря производству продукции в России стоимость наших моделей не имеет прямой зависимости от иностранных валют, и поэтому они остались более-менее доступными для наших покупателей.
И. Д.: Название мастерской, сам бренд получился хорошим и звучным. Долго над ним думали?
А. Ш.: Обдумывались разные названия для мастерской, а в итоге остановились на УМИ. Но придумали его не мы. Так в середине 1990-х годов назывался небольшой коллектив в Иваново, который создавал макеты для Ивановского автокранового завода. Зачем изобретать велосипед, если проще приобрести права на название и продолжить дело на новом уровне? Так мы и поступили, а заодно придумали расшифровку аббревиатуры – Управление механизации Иваново. Расшифровка, конечно, притянута за уши, но написанное латиницей название (UMI) выглядит стильно и навевает мысли о римском классицизме трёх-четырёхтысячелетней выдержки. В общем, к выходу на международные рынки мы готовы:).
И. Д.: Алексей, давай поговорим о коллективе мастерской – о сотрудниках Управления.
А. Ш.: Тут сразу важно сказать – это не просто группа наёмных работников, а коллектив единомышленников! Знаю, звучит пафосно, но это чистая правда. Коллектив, кстати, подобрался совсем не сразу. Оказалось, что моделистов с правильно расположенными руками не так-то и много, даже в полумиллионном Иваново. Поиски привели к моделисту-любителю со стажем, который был не прочь попробовать себя профессионально в этом бизнесе – Сергею Дееву. Именно он и стал главным соратником в становлении мастерской, взяв на себя роль литейщика всех проектов UMI.
Однако два человека – это ещё не полный штат мастерской. Поиск увлечённых людей и мастеров своего дела всегда был непростой задачей, а тут ещё это накладывалось на довольно специфическое производство. К счастью, в городе функционировал клуб моделистов, где удалось найти нескольких коллег по увлечению, желающих влиться в состав мастерской. Кстати, вопреки сложившемуся почему-то мнению о нас как о молодом коллективе, мастерская в большинстве своем состоит из людей, начавших свой путь в моделизме ещё в советские времена. Да, среди них не было коллекционеров 43-го масштаба, но опыта и умений по созданию и сборке моделей им не занимать. Практически все собирали авиацию в 48-м и 72-м масштабах. Одним из таких моделистов был Геннадий Киреев, опыт создания моделей, а также обширный кругозор которого очень помогли нам в самый трудный период становления мастерской.
И. Д.: Алексей, а чем обеспечена мастерская? Помню, мастерская «Херсон-моделс» в своё время специально купила небольшой дом в частном секторе на окраине города, в котором и разместилось производство. Вы пошли по этому же пути или так же, как в советское время, «кустарите» по домам на кухнях, навлекая на своё хобби гнев домочадцев?
А. Ш.: Конечно, нет! Мы с самого начала относились к этому, как к полноценному бизнесу, который нужно вести максимально серьёзно, если не хочешь прогореть из-за каких-то мелочей. Для мастерской мы арендовали помещение в городе и закупили всё необходимое оборудование. А оборудования было немало – это и компьютеры, и лицензионное программное обеспечение к ним для 3D-проектирования моделей, и многое другое. Иначе никак, если ты хочешь получить на выходе качественный продукт, сначала нужно как следует всё подготовить для этого. Конечно, можно мастерить модели и дома на кухнях, и они даже могут быть хороши, но какова будет производительность?
И. Д.: И после аренды помещения вы сразу же приступили к массовому выпуску продукции?
А. Ш.: Если бы! После аренды помещения и закупки всего необходимого началось самое сложное – период детских болезней мастерской. Среди прочего оказалось, что литьё деталей из смолы бывает простым только в рекламных роликах производителей полиуретановой смолы. Лить-то мы лили, но качество получаемых отливок первое время решительно нас не устраивало. Очень долго боролись с воздушными пузырями, которые получались в отливках. Особенная сложность была в том, что огромный литник съедал часть модели. Много времени потрачено на поиск оптимального размера литника на модели. Ещё одной неожиданной проблемой на начальном этапе оказалась слабая упаковка моделей. Просто не предусмотрели этот момент. Проблема заключалась в том, что при отправке моделей почтой, количество претензий от покупателей на их низкую сохранность было неоправданно высоким, но с внедрением более качественной упаковки и эта проблема стала отходить на второй план.
И. Д.: И тем не менее, даже несмотря на проблемы с почтой, которая, по сути, превращала иной раз ваши модели в мусор, коллекционерам ваша продукция пришлась по душе. Как вы нащупали правильную точку приложения ваших сил? Как смогли создать такой удачный ассортимент?
А. Ш.: Это произошло далеко не сразу! У всех нас были различные взгляды на будущий ассортимент продукции мастерской и её цену. В итоге я на правах руководителя всё же продавил своё предложение, и первой самостоятельной моделью стал дорожный каток Д-211Б. Строительная тематика в моделях всегда представлена намного слабее, чем автомобильная, но спрос на неё был. Модель Д-211Б первоначально выпущена в чистом виде и в виде китов для самостоятельной сборки. А чуть позже к коллективу присоединился Дмитрий Червяков, имеющий огромный опыт в сборке бронетехники в 35-м масштабе и навыки нанесения следов эксплуатации на весьма высоком уровне. И первая же выполненная им небольшая партия катков с нанесёнными следами эксплуатации показала, что подобное направление очень востребовано у коллекционеров, что привело к её бурному развитию. Так, пожалуй, и определилось одно из магистральных направлений развития мастерской – строительно-дорожная техника. Впрочем, не вся подряд техника. На мой взгляд, одним из самых интересных периодов развития отечественной техники стал период послевоенного строительства и восстановления страны. Именно в этот период сформировалась и стала развиваться отечественная школа строительных машин и специальных агрегатов. Поэтому сейчас акцент при выпуске моделей делается на технику 40–60-х годов ХХ века. Обычно при строительстве дорог в 1950-е годы использовались автогрейдеры Д-265, скреперы Д-183, асфальтоукладчики Д-150, катки Д-260 и Д-211. А также компрессоры КС-9, ПКС-5 и прочая техника.
И. Д.: Кстати, как у вас выглядит процесс разработки модели и её последующий выпуск?
А. Ш.: При выборе объекта для моделирования есть один тонкий момент. Поскольку наша основная тематика в виде строительно-дорожной техники занимает очень малую долю в общем объёме автомобильного 43-го масштаба, к выбору прототипа приходится подходить крайне осторожно. Увы, наши модели из-за небольшого тиража имеют довольно высокую себестоимость, что дополнительно сужает круг наших потребителей. Но если предварительные опросы указывают на определённую заинтересованность коллекционеров, то мастерская приступает к реализации того или иного проекта. При создании модели стараемся использовать максимально возможное количество информации. Это может быть материал из технической литературы, архивные фотографии. Крайне важны обмеры реального образца. Хорошо, когда при обмере помогают местные ребята из тех деревень и городов, где сохранилась та или иная машина. Но нередко бывает, что и самому приходится ездить по стране для обмера прототипа. Полученная информация становится основой при разработке чертежей модели. Мы используем современные 3D-программы автоматического проектирования, а также оборудование, оснащённое ЧПУ. Но любая, даже первоклассная машина без человека ничто, поэтому очень важную роль в создании максимально копийной модели играет конструктор. В UMI конструктором выступаю непосредственно я. Например, на разработку 3D-модели автогрейдера Д-598 ушло примерно два месяца работы конструктором и месяц предварительного поиска материала. После появления компьютерного 3D-образа модели начинается процесс создания предварительного образца – так называемой, мастер-модели, которая впоследствии будет служить эталонным образцом при тиражировании. Её изготавливают на оборудовании с ЧПУ. По получении мастер-модели приступают к созданию предсерийной «тестовой» модели. На тестовой модели выявляют неточности и проблемные места, после устранения которых модель можно внедрять в серию, отрабатывают технологию сборки, методику окраски, уточняют нормативы по её сборке. К примеру, общее время сборки одной модели автогрейдера Д-598 может достигать 18 дней. Впрочем, мы собираем модели партиями – это позволяет подготовить весь комплект практически в такой же срок. Сборка идёт, конечно, вручную, но тут важно отметить, что модельные предприятия «промышленного» уровня производства не превосходят нас в плане автоматизации производства – сборка идёт вручную у всех.
И. Д.: Мы говорили, что строительно-дорожная техника – это лишь одно из направлений работы мастерской?
А. Ш.: Да, я так и сказал. На самом деле, приоритетная задача мастерской заключается в создании полной линейки техники строительно-дорожной тематики. Поэтому логичным продолжением стали средства доставки техники к месту проведения работ. Так появилось второе основное направление развития мастерской. Первенцем стал низкорамный прицеп СУМ для перевозки катка Д-211Б, который уже был выпущен мастерской (кстати, заодно уж мы выпустили ещё две модификации этой десятитонной машины, отличавшиеся внешним видом – Д-211В и ДУ-1). Мастерская выпустила и транспортную тележку Т-138А для перевозки асфальтоукладчика Д-150 (асфальтоукладчик, к сожалению, подзадержался и увидел свет только в конце 2016 года).
И. Д.: Алексей, я так понимаю, у мастерской есть очень точный план выпуска моделей?
А. Ш.: Да, конечно. Но этот план сильно зависит от интереса покупателей к той или иной модели техники – тут уж, действительно, кому нравится арбуз, а кому свиной хрящик. Вообще говоря, некоторые модели мы создаём случайно, вне всяких планов. Как-то весной 2013 года рядом с мастерской перевозили гусеничный кран на прицепе-тяжеловозе. Находясь под впечатлением от данной машины, мастерская приступила к изготовлению двух массовых советских прицепов тяжеловозов: 40-тонного ЧМЗАП-5208 и 60-тонного ЧМЗАП-5212. Одной из изюминок данных прицепов стало использование в их моделях специально под них созданных харьковской мастерской «Маэстро-моделс» покрышек М-149 размерностью 8,25-20. Чуть позже в линейке появился и их «лёгкий» 20-тонный собрат ЧМЗАП-5203. В начале 2017 свет увидит 120-тонный гигант ЧМЗАП-5530, для которого мастера из Харькова также разработают резину размерности 14,00-20. Вообще, тут стоит отметить, что многие проекты выбираются для производства с оглядкой на наличие колёс «Маэстро-моделс» – уровень проработки покрышек этого производителя позволяет заметно повысить впечатление и от нашего изделия. И именно из-за отсутствия до недавнего времени в модельном ряду «Маэстро-моделс» самой распространённой в строительной тематике резины размерности 14,00-20 мы долгое время не могли выпустить один из самых известных советских грейдеров Д-598. То же касается и резины ЛФ-268 размерности 8,25-15, которая применялась на автопогрузчиках львовского завода и одном из самых распространенных прицепов-тяжеловозов советского периода – 20-тонном Т-151А. К счастью, недавно дело сдвинулось с мёртвой точки и Д-598 уже готовится к выпуску.
И. Д.: Алексей, строительно-дорожная техника и прицепы для её перевозки – это ваши основные направления и с ними всё понятно. Но ещё вы предлагаете модели автомобильных двигателей. Это-то откуда взялось?
А. Ш.: Неожиданно для нас оказалось, что постоянным спросом пользуются ещё и сборные комплекты двигателей для автомобильной и строительной техники. Мы говорили, что большой популярностью в среде коллекционеров пользуются наборы для самостоятельной сборки моделей, которые сейчас выпускаются промышленно и продаются под брендом AVD. Под этим брендом продаются в том числе и модели послевоенных капотных МАЗов, ЯАЗов, ЗИЛов, КрАЗов, у которых охлаждение двигателя осуществлялось как при помощи радиатора, так и просто за счёт набегающего потока воздуха при снятых боковинах капота (в особо сложных условиях эксплуатации). И многие коллекционеры, собирая для себя модели, удаляют боковины и ставят в подкапотное пространство наши двигатели. Вид модели получается самый что ни на есть настоящий. Или, скажем, просто ставят в кузов на поддоны копии двигателей, как будто грузовик везёт на своё предприятие полученную с завода партию. Кстати, с ЯМЗ на МАЗ или Гомсельмаш двигатели и по сию пору так доставляются. Сейчас мы выпускаем порядка 20 различных силовых агрегатов, устанавливавшихся практически на все самые распространённые автомобили СССР. Каждый двигатель разрабатывается тоже с использованием 3D-технологий и имеет до 20 деталей. В скором будущем планируется выпуск семейства двигателей КАМАЗ-740 и его модификаций, а также тракторных модификаций двигателей СМД-14 и Д-40 / 48.
Ну, и завершая ответ на твой вопрос о направлениях развития мастерской – это ещё и конверсии моделей SSM и DIP (последние выходят под совместным брендом DIP-UMI.
И. Д.: Алексей, какие материалы вы используете при производстве ваших моделей?
А. Ш.: Основной материал моделей UMI – литейный пластик. Используем листовой металл и фототравленные детали. При этом нам понятно, что смола, так любимая моделистами, скажем, в бронетанковом 35-м масштабе, имеет много противников в автомобильном 43-м. Исторически сложилось так, что «канонически» модель автомобиля должна быть выполнена из металла. Мы решили не идти поперек этого тренда и тоже стали внедрять металл в свои модели. В настоящий момент у мастерской есть и полностью металлические образцы изделий. В 2017-м планируем пробные выпуски моделей из латуни.
Отмечу, что у любого материала есть свои «плюсы» и «минусы». К примеру, сборка модели из смолы требует серьёзных навыков в моделизме и большого количества времени. Металл придаёт модели солидность и вес, но из него тяжело изготовить какие-то ажурные элементы конструкции, а пресс-формы для металлических изделий окупают себя только на больших тиражах. В общем, стараемся соблюдать баланс между канонами масштаба, современными конструкционными материалами и здравым смыслом.
И. Д.: Итак, сборку моделей вы выполняете партиями. Речь идёт о каких-то разовых лимитированных тиражах или возможен довыпуск той или иной модели по отдельным заказам? Другими словами, как коллекционеры, пропустившие выпуск вашей новой модели, смогут её приобрести в будущем?
А. Ш.: Проекты, которые были указаны как лимитированные, переиздаваться не будут ни при каких условиях. Максимум, что мы можем сделать, это выпустить модификации лимитированного проекта. Например, трактор КД-35 образца 1955 года будет отличаться от ранее выпущенной версии совершенно новой кабиной. Но ещё раз повторюсь, совершенно идентичную модель, пусть даже и в другом окрасе, мастерская выпускать не будет. Несколько особняком стоит вопрос о продаже моделей, собранных из китов UMI и продаваемых как продукция мастерской. Но тут сразу следует отметить, что собранные оригинальные модели UMI имеют собственную коробку с голограммой и самоклеющимся сертификатом, на котором указан порядковый номер.
И. Д.: Сколько же всего моделей за плечами у мастерской?
А. Ш.: Сегодня мастерская UMI – это уже сложившееся предприятие, выпустившее в свет около 30 моделей самостоятельной разработки, порядка 25 конверсий и около 35 самостоятельных китов для сборки. В будущем вдобавок к моделям планируем освоить выпуск небольших диорам. Кроме того, мы уже выросли из интернет-форумов и намерены расширить своё присутствие в виртуальном пространстве – готовим свой самостоятельный сайт с возможностью размещения коллекционерами прямых заявок на приобретение моделей. Словом, задумок у нас много как в плане новых моделей, так и в плане технологий.
И. Д.: Что мы пожелаем напоследок нашим читателям?
А. Ш.: Всегда верьте в себя и полностью отдавайтесь своему делу, чем бы вы ни занимались!