Опубликовано: ГП 12-2016
Главная периферия ганноверской шумихи

IAA HANNOVER 2016 – обзор моделей второго плана

Юрий Петров, Даниил Минаев
Фото Александра Еремцова и Даниила Минаева

За громкими дебютами на выставках и мотор-шоу, словно после циркового парад-алле, остаётся мощный заряд эмоций. Шлейф от красочности презентаций затмевает рациональность бытия, ведь на то он и праздник! Это уже потом в памяти всплывают мелкие детали, маленькие стенды, какие-то антрепризы на обочине главных премьер, которые помогали остановиться на время и отдохнуть мозгам от вала впечатлений. Ганновер с его IAA-2016 – из их же числа. Поэтому после каждого обзора в журнале следуют дополнительные статьи. В этот раз стоит остановиться на моделях второго порядка, которые хоть и не наделали много шума, но без них трудно понять в какую сторону движется европейская автомобилизация.

BYD

Китайский концерн BYD, уже не будучи на первых ролях в сегменте электробусов, отдал пальму первенства Youtong (Ютун), у которого и возможностей побольше, и ареал покрупнее. В фирме делают всё для продвижения своих электрических автобусов, тем более что свои модели на выставке заявили Graz AG (CSR 6180GSEV1), SOR, Ebusco, IVECO и другие производители.

Помимо городских машин BYD eBus K-9 на европейском рынке уже предложены междугородные лайнеры BYD C9.

BYD eBus K-9

Citroёn

Союзный альянс с Toyota по выпуску минивэнов удачно заменил концерну PSA тяжесть расставания с компанией FIAT. Семейство Citroёn Jumpy обросло целым облаком модификаций от грузовых фургонов Jumpy до люксовых Spacetourer. Для фирм, специализирующихся на прокате автокемперов и прочих туристских «караванов», была презентована автодача Pössl Campster с прицепом. Одна незадача – купить его нельзя, как и пляжный концепт Citroёn Cactus M.

Citroёn Pössl Campster

Emoss

Компания Emoss Mobile Systems B. V. предлагает три модели электрогрузовиков грузоподъёмностью 6,5 т, 10 т и 11,5 т: СМ12, CM16 и CM18. Применение различных аккумуляторных батарей (40, 80, 120, 160, 200 и 300 кВт∙ч) позволяет использовать машины на плече от 125 до 300 км (по циклу NEDC). Преимущественно компания использует кабины DAF, хотя на стенде был выставлен вариант с кабиной MAN.

Emoss CM1804

FTBusvertrieb

Выставки периодически приносят ранее неизвестных производителей. О компании c труднопроизносимым названием FTBusvertrieb GmbH известно было мало. Tourer City, изготовленный на шасси Mercedes-Benz Sprinter 516CDI интересен тем, что салон оборудован 16 креслами, двумя откидными страпонтенами и позволяет перевезти как минимум 8 стоящих пассажиров.

FTBusvertrieb Tourer City

Hyundai

На стенде южнокорейского гиганта был представлен уже примелькавшийся в России магистральник Hyundai Xcient P520 6х2, созданный для конкуренции с «большой семёркой», цельнометаллические фургоны и микроавтобус Hyundai Trago Н350, которые с момента премьеры в 2014 году так и не показали значимых продаж.

Hyundai Trago Н350 MultiCab

Hyundai Mighty EX7 поступит в продажу уже в этом году. Сейчас пока предложена 3,7-тонная модель (полная масса 7,2 т), но к концу года на рынок будут выведены модели EX6, EX8, EX9, которые заменят модельный ряда серии HD.

Hyundai Mighty EX7 4x2 Cargo

IVECO

Итальянский концерн в лице автобусного подразделения IVECO Bus встретил посетителей сразу двумя новинками. Туристский IVECO Magelys Lounge – фаворит конкурса International Coach of the Year 2016 длиной 12 765 мм оборудован двигателем IVECO Cursor 9 мощностью 400 л.с. и автоматической ZF Astronic 12 AS. Вторая новинка – IVECO Evadys, выпуск которого начат в чешском Высоке Мыто. Машина доступна в двух вариантах длины 12,0 и 12,96 м и благодаря багажным отсекам 10,2 и 12,2 м3 позволяет использовать машину не только в пригородных, но и междугородных перевозках.

IVECO Magelys Lounge
IVECO Evadys

JENZ

На стенде Maurer, которая выпускает челночные MAN TGM для спасателей и пожарных, можно было увидеть продукцию JENZ GmbH на шасси MAN. Гладя на поворотную кабину, можно было подумать, что это терминальный тягач ро-ро. Однако самоходное шасси HEM 821 DQ Cobra hybrid лишь является транспортным модулем передвижного мульчера для измельчения кустарника, поэтому кабина сделана поворотной. Для работы машину комплектуют манипулятором с 2-челюстным грейферным захватом, а на заднюю часть установлен кузов с измельчителем и дефлектор для отбрасывания щепы в кузов-накопитель или самосвал.

JENZ HEM 821 DQ Cobra hybrid

MAN / Neoplan

С января 2016 года новые автобусы дальнего следования допускаются к эксплуатации только при наличии минимум 2 мест для инвалидных колясок c возможностью лёгкого доступа в салон. Высокопалубный MAN Lion’s Coach и Neoplan Tourliner оснащены подъёмной платформой.

В автобус Neoplan Skyliner пассажиры с ограниченными возможностями передвижения могут подняться по складному пандусу, а с левой стороны предусмотрен дополнительный вход.

MAN Lion’s Coach EfficientLine
Neoplan Tourliner

Для увеличения свободного пространства внутри автобуса разработано очень удобное для транспортных компаний решение: до 6 двухместных сидений можно одновременно сдвинуть по специальным рельсам. Благодаря этому отпадает необходимость полностью демонтировать сиденья. Сиденья остаются внутри автобуса, следовательно, изменить его конструкцию можно не только в автопарке, но и в пути, причём это занимает всего несколько минут.

Конфигурация EfficientLine для автобуса MAN Lion’s Coach представляет собой оптимальное сочетание разных пакетов оснащения: дизель D2676 LOH мощностью 460 л.с. с полуавтоматической 12-ступенчатая КП TipMatic и оптимизированным алгоритмом переключения передач, а также ведущая ось Eco Hypoid с более высоким передаточным числом: i=2,73.

Neoplan Skyliner

На автобусе шины с низким сопротивлением качению и системой контроля давления MAN Tyre Pressure Monitoring (TP). Таким образом, непрерывно поддерживается оптимальное давление в шинах, снижается расход топлива и износ шин. Декоративные панели колёсных арок на задней оси дополнительно улучшают аэродинамические свойства автобусов и позволяют сэкономить до 0,3 л топлива на 100 км пути.

Общий расход топлива более эффективной модели MAN Lion's City, соответствующей стандарту Euro 6, по сравнению с поколением EEV был снижен почти на 10 %.

MAN Lion’s City LE
MAN Lion's City eMobility

В довершение – в рамках проекта eMobility MAN к 2018 году представит общественности предсерийную версию электробуса (BEV) с подзарядкой от сети на остановочных пунктах. До 2030 года MAN Truck & Bus планирует получать более 50 % оборота от сбыта городских автобусов, не выделяющих выхлопных газов.

Mercedes-Benz / Setra / BharatBenz Wright

Немецкий концерн Daimler AG ввёл в оборот теледиагностику Service Bus Depot Management для междугородных перевозок. Всего по стране организованы 90 сервис-пунктов, на которых автобусные операторы теперь смогут заказать уборку, стирку, чистку автобуса и обслуживание туалетов.

BharatBenz Wright

На стенде самой компании большой интерес вызвал школьный автобус BharatBenz Wright, который выпускают в Ченнаи (Индия). Машина с 9-метровым алюминиевым кузовом оборудована 4-литровым двигателем 4D34I мощностью 140 л.с.

Интересно было узнать, что городские Sprinter с увеличенным потолком выпускают не только независимые конверсионные компании, но и сам концерн. Так, представленный Sprinter City 65 выпущен в Дортмунде на заводе Mercedes-Benz Minibus GmbH.

Mercedes-Benz Sprinter City 65

Но самый представительный ряд был у Setra: ComfortClass S516MD на 48 мест; 44-местный ComfortClass S515HD, двухэтажный S431DT и вершина ряда – 13,3-метровый Topclass S516HDH с прозрачной крышей. Самой любопытной машиной оказался 3-осный полунизкопольный 14,64-метровый MultiClass S418 LE Bussines: 61-местный салон оборудован анатомическими креслами для обзорных бизнес-экскурсий.

Setra MultiClass S418 LE Bussines

MCV

Одной из сенсаций IAA-2016 стало заключение соглашения между питерским «Пассажиравтотранс» и компанией MCV Bus and Coach о проведении 6-месячных испытаний в Санкт-Петербурге новейшего двухэтажного автобуса MCV 800. Не исключено, что машину испробуют на одном из международных направлений.

Этот 3-осный туристский даблдеккер британской компании MCV Bus and Coach выпущен в Египте и оснащён двигателем Mercedes-Benz с 6-ступенчатой КП. Салон за счёт 3-рядной планировки рассчитан на 56 мест, где каждое место оборудовано информационно-развлекательной системой FUNTORO, встроенной в спинки кресел. В комплектации помимо туалетной кабины предусмотрен пищеблок с кухней.

MCV 800

Otokar

Турецкий производитель, входящий в группу Koç Group, основную ставку в модельном ряду делает на двигатели Cummins, хотя в программе осталась одна модель – городской Otokar Vectio T, в которой предложены в качестве альтернативы дизели MAN D0836. Автобусы завод поставляет в 45 стран мира, а по итогам первых 8 месяцев 2016 года 35 % выпуска было отправлено на экспорт.

Otokar Vectio T

Paul

Paul Nutzfahrzeuge GmbH фактически является придворной компанией Daimler AG, выполняя особые поручения. Специализация на внедорожных грузовиках, рассчитанных на работу в лесах и полях, позволяет иметь выгодные контракты и в нефтегазовой отрасли, пожарных службах, коммунальной сфере и агрокультурных хозяйствах. В этом году упор сделан на расширение линейки Zetros за счёт установки второго ряда кабины и полноприводных пушпульных тягачах Aroks с усиленной трансмиссией.

Paul Aroks 4151 AK 6x6

Scania

Автобусы компании Scania претерпевают изменения. Междугородная серия Interlink заменяет прежний диапазон OmniExpress и выпускается на бывшем заводе Lahden Autokori в Лахти. Линейка Scania Interlink включает три варианта высоты. Модель LD габаритной длиной 12,2 м, с 9-литровым газовым двигателем и 1200-литровыми баллонами предназначен для Италии. Огромный 14-метровый 57-местный лайнер Scania Interlink HD кажется более привлекательным, чем Touring, и укомплектован 450-сильным двигателем с катализатором SCR и 12-ступенчатой КП Opticruise.

Scania Interlink LD
Scania Interlink HD

Третьей новинкой на стенде стал гибридный (до электробуса пока дело не дошло) городской автобус Scania Citywide LE с 9-литровым дизелем мощностью 320 л.с. и электродвигателями мощностью 130 кВт.

Scania Citywide LE

Solaris

Новый Solaris Urbino 12 Hybrid с системой рекуперации и функцией дизеля Start / Stop, позволяет сэкономить до 20 % топлива. Помимо аккумуляторных батарей 1,6 кВт∙ч будут предложены суперконденсаторы 0,82 кВт∙ч или литий-ионные АКБ на 31,8 кВт∙ч. Другая новинка – полунизкопольный Urbino 12 CNG с двигателем Cummins ISLG Euro 6 развивает 320 л.с. и комплектуется КП Voith Diwa 6. Пять композитных газгольдеров суммарным объёмом 1575 л установлены бок о бок, а не крест-накрест на крыше, как это было в прежних версиях, что позволило снизить вес на 80 кг. Предложены версии и с сосудами на 1875 л или 1260 л.

Solaris Urbino 12 Hybrid

Temsa

Смена модельного ряда – удобный повод для смены имиджа и подхода в формировании нового отношения к продукту. Турецкие автобусы Temsa, по примеру своего конкурента Otokar, начали получать имена собственные вместо цифро-буквенных индексов. Вершина модельного ряда – междугородный высокопалубный лайнер – получил имя собственное Maraton, вместо прежнего HD12. Полностью переработанный 55-местный автобус выпускается в двух вариантах длины 12 365 мм и 13 080 мм.

Temsa Maraton

Toyota

Toyota HiLux – это единственный автомобиль, достигший Северного и Южного полюсов, и первый серийный, на котором человеку удалось достигнуть северного магнитного полюса (Top Gear с Джеймсом Мэйем и Джереми Кларксоном). Сезон продаж 8-го поколения пикапов в Европе стартовал в этом году. Казалось бы пикапы японской компании уже давно вывели из сегмента коммерческих автомобилей, позиционируя их как альтернативу джипам. Но продажи показывают, что четверть покупателей приобретает пикап для коммерческих целей. Помимо Toyota HiLux SR5 (тип GUN136R) на стенде была представлена лифтованная версия исландской компании Arctic Trucks AT35 с увеличенным до 370 мм клиренсом.

Arctic Trucks AT35 Toyota HiLux

Появление новых минивэнов Toyota ProAce стало попыткой устоять на европейском рынке, где Япония утеряла позиции. Сейчас рынок завален малотоннажными фургонами и минивэнами, и появление новых дубликатов с одной стороны заставляет демпинговать, а падающие продажи наоборот – ставить упреждающую планку, повышая уровень. Например: обычный фургон ProAce с 1,6-литровым 116-сильным дизелем с механической КП уже «в базе» продают от 29 988 евро.

Toyota ProAce Verso Shuttle L12,0-I-D-4D

Van Hool

Van Hool, отмечая в этом году 70-летие со дня основания, подготовила новый двухэтажный автобус Van Hool TDX 20 Altand. Параллельно с ним в 2017 году будет запущен ещё более крупный TDX27 Astromega, что лишь подчёркивает интерес производителей к рынку комфортабельных лайнеров в Европе. В сегменте высокопалубных туристских машин показанный 55-местный Van Hool EX15H с 394-сильным турбодизелем PACCAR MX 11 является самой малой моделью, выпускаемой компанией.

Van Hool TDX 20 Altand
Van Hool EX15H

VDL

Развитие ветроэнергетики в Европе привело к настоящему помешательству на электромобилях, и теперь даже крупные производители почитают за честь похвастаться своими разработками. Электробус VDL MidBasic Electric ориентирован уже не только на пасторальные центры исторических городов, но хорошо приспособлен к маленьким городкам с развитой энергетической инфраструктурой.

VDL MidBasic Electric

Были представлены две новые модели – 9,9-метровый городской низкопольный VDL Citea LLE-99 и 10,6-метровый туристский VDL Futura FHD2–106.

VDL Citea LLE-99
VDL Futura FHD2-106

Volvo

Volvo Bus Corporation приступила к серийному выпуску электробусов большой, до 105 пасажиров, вместимости. 12-метровый низкопольный автобус с системой быстрой зарядки (до 6 мин) на остановках после выставки отправился в стокгольмскую транспортную компанию Keolis Sverige AB уже на линейную эксплуатацию. Электродвигатель мощностью 160 кВт развивает 400 Н∙м и запитывается от литий-ионных АКБ.

Volvo 7900 Electric
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию