Низкопольный городской автобус среднего класса Kursor и автобус малого класса «Вектор NEXT»
Недавно завершившийся в Москве Международный автобусный салон «Busworld Moscow Russia powered by Autotrans» стал наглядным доказательством того, что лучшую автобусную технику для эксплуатации в российских условиях сегодня делают именно в России, а если точнее, то на производственных площадках автопромышленного гиганта «Группы ГАЗ».
В Крокус Экспо, где проходила выставка, ГАЗ презентовал сразу две новинки – низкопольный городской автобус среднего класса Kursor производства Ликинского автобусного завода, автобус малого класса производства Павловского автобусного завода «Вектор NEXT» и его модификацию в комплектации «Школьный автобус».
Долгожданные машины
Ажиотаж вокруг «Вектора NEXT» начался задолго до запуска модели в серийное производство. Линейка Павловского автобусного завода, несмотря на традиционно повышенный спрос у всех категорий перевозчиков в России, давно требовала обновлений. Сегодня российский автопарк насчитывает порядка 164,7 тысяч автобусов марки ПАЗ, и это первое место в ТОП-10 автобусных марок, эксплуатирующихся на территории РФ.
В июне этого года долгожданная новинка пошла в серию и на наших дорогах появился современный автобус малого класса, по техническому оснащению и дизайну не уступающий моделям признанных лидеров мирового автопрома. Построенный на шасси «ГАЗон NEXT», среднетоннажного грузовика, «Вектор NEXT» фактически является продолжением флагманской линейки техники NEXT «Группы ГАЗ».
Модернизированное «газоновское» шасси обеспечивает приспособленность автобуса к передвижению по дорогам с различным покрытием и по бездорожью. Точность и информативность управления достигаются благодаря интегральному рулевому механизму ZF, модернизированной трансмиссии ГАЗ, увеличенной передаче крутящего момента в коробке передач, сцеплению Sachs с пневмогидроусилителем. Благодаря новой передней оси с увеличенным углом поворота колёс у автобуса отличная манёвренность. Пневматическая тормозная система с дисковыми вентилируемыми тормозными механизмами передних и задних колёс и ABS обеспечивают надёжное замедление автобуса в любых дорожных условиях, а антипробуксовочная система (ASR) существенно упрощает управление на мокрой дороге или в других условиях недостаточного сцепления колёс с дорожным покрытием. И главное достижение инженеров ГАЗа – новый четырёхцилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-534 экологического класса Euro 5. Именно этот силовой агрегат объёмом 4,43 л и мощностью 150 л.с. получил «Вектор NEXT».
Обновление назрело давно!
Все три дня работы салона Busworld стенд «Группы ГАЗ» был полон посетителей. Представители транспортных компаний, дилеры, эксперты и журналисты специализированных СМИ – все сходились во мнении, что автобус, которого так долго ждали, должен коренным образом изменить ситуацию в системе городских и пригородных перевозок в нашей стране. Особенно актуальна эта проблема для регионов, где в отличие от столицы дорожная и транспортная инфраструктура оставляет желать лучшего.
Сегодня производственные мощности автобусных заводов «Группы ГАЗ» превышают показатель в 20 тысяч машин в год. А это значит, что ежегодно автопарк страны может пополняться как минимум 20 тысячами новых современных автобусов. По данным статистики, средний возраст автобусного парка в России превышает 15 лет, при этом 44 % автобусной техники – это машины старше 15 лет. Вывод: почти половина всех автобусов на наших дорогах работают на пределе своих возможностей. Нужно обновлять!
Исключение, пожалуй, составляют Москва и Московская область. Здесь за последние несколько лет был существенно обновлён парк пассажирских автобусов. При непосредственном сотрудничестве с «Группой ГАЗ» Москва пополнила свой парк почти на 5000 новых машин, Московская область – на 1648 единиц техники. Бóльшая часть из них – автобусы производства Ликинского автобусного завода.
Только в 2016 году Московская область получила 511 единиц новых низкопольных автобусов среднего класса, спецификой которых является обслуживание маршрутов с низким и средним пассажиропотоком. На выставке эта модель впервые была представлена в России под собственным именем Kursor.
Новый взгляд на городской автобус
Уникальность этого городского автобуса заключается в том, что при длине кузова 9,5 м машина имеет полностью низкий пол, позволяющий обеспечить максимально комфортную посадку всех категорий пассажиров, включая маломобильных граждан и лиц с ограниченными возможностями. Ранее машины такого класса в России были преимущественно полунизкопольными.
Подмосковный ЛиАЗ фактически изменил традиционное представление о небольшом городском автобусе. Машина оснащена системой kniling (наклон кузова в сторону дверей на 7°) и механической аппарелью, облегчающей доступ маломобильных пассажиров в салон. Автобус получил силовой агрегат Ярославского моторного завода – ЯМЗ-530 мощностью 210 л.с. экологического стандарта Euro 5.
Но главной новацией этой модели стала мультиплексная система управления, построенная по модульному принципу, позволяющему наполнять функционал автобуса различными опциями в зависимости от требований перевозчика. Система может реализовать до 300 различных функций, среди которых система кругового обзора, пассивный круиз-контроль, система старт / стоп, датчик света / дождя, а также автоматическая передача данных об автобусе на маршруте в центральную базу данных автопарка.
Фактически московский Busworld доказал, что «ГАЗ» действительно умеет делать технику мирового уровня. И очередным подтверждением этого стала победа представленных на выставке моделей в конкурсе «Лучший коммерческий автомобиль года в России». «Вектор NEXT» был признан лучшим в номинации «Маршрутный автобус / Маршрутное такси года». Kursor одержал победу в номинации «Городской автобус года».