Опубликовано: ГП 11-2009
Стол забытых вещей

«Музей уникальной техники – Мышкинский СамоходЪ»

Денис Дементьев, фото автора и Игоря Жукова

Город Мышкин, что в Ярославской губернии, значится, пожалуй, во всех туристических путеводителях России. Крохотная провинциальная слободка на живописном берегу Волги прославилась на всю страну своими музеями. К слову, музеев в Мышкине около 20 – по одному на каждые 300 жителей!

Самой популярной достопримечательностью является единственный в мире музей мыши, который привлекает даже толпы интуристов. Но для любителей техники существует свое тематическое собрание. Это «Музей уникальной техники – Мышкинский СамоходЪ». Он входит в общий комплекс мышкинского народного музея на ряду с музеем мыши, домом-музеем водочного магната Петра Смирнова, музеем столицы лоцманов и др.

[b]Локомобиль (паросиловой генератор) П-36[/b] Воткинского Ордена Ленина машзавода, не такой древний, как кажется на первый взгляд. Ему едва стукнуло 55 лет!

Понятие «музей» к данному собранию техники оправдано лишь в части действительной ценности представленных экспонатов. Что же касается обстановки, то человек на территории музея оказывается в самом настоящем провинциальном подворье между сараек, изб и лабазов, где можно вольно побродить среди артефактов минувших эпох: авиационных двигателей, речных баркасов, колбасоделательных машин начала XX века… автомобили и мотоциклы – лишь небольшие эпизоды всей этой инсталляции.

Еще в начале 1960-х при формировании музейного фонда сотрудники музея, энтузиасты поставили перед собой цель: показать в предметах быта жизнь провинции, начиная от столовых приборов и заканчивая автомобилями, на которых работали. И начали собирать всё, что попадалось. Старую утварь искали по области, на чердаках и подполах брошенных хат, некоторую приносили люди. Старые крестьянские избы и кузницы, стоящие на территории – всё это настоящее, перебранное на месте, перевезённое и поставленное на новом месте.

Первым автомобилем, появившемся в фондах музея 43 года назад, стала старая полуторка ГАЗ-АА. Ее подшаманили, поставили на ход. Затем был ЗИС-5, подаренный «с глаз долой», одним из ярославских заводов в далеких 1970-х… Так и было положено начало этому бесхитростному собранию. С тех пор музей пополнили более тридцати экспонатов отечественной и зарубежной авто- и мототехники от «виллиса», «харлеев». И это не считая запасников, в которых тоже немало любопытных вещиц, не доступных для общего обозрения. Но всему свое время…

Первая восстановленная машина музея – [b]ГАЗ-АА[/b]. Машина практически полностью аутентична и также передвигается своим ходом, благодаря чему уже не раз снималась в разных фильмах

Здесь можно с головой окунуться в повседневность пращуров, пропитаться духом русской глубинки, созерцать, осязать и удивляться работоспособности некоторых экспонатов (недостижимое в других музеях удовольствие здесь доступно за плату!)… Пестрое собрание прошловековых механизмов приводит в восторг детей и взрослых и неповторимым запахом провинции будит воображение. Это просто Эдем в Северном крае.

Из Москвы до Мышкина добраться и вовсе не проблема. На машине это займет около 4 часов. А автобусом можно добраться сначала до Ярославля, а потом с пересадкой до Мышкина. Любители альтернативного вида транспорта могут воспользоваться поездом «Москва – Рыбинск» (до ст. Волга), а оттуда на пароме перебраться до города.

[b]Дезинфекционно-душевая установка ДДА[/b] на шасси ГАЗ-51А. Такие выпускал для армии пензенский завод «Дезхимоборудование» (в настоящее время ООО ПО «Автомедтехника»)
[b]Автобус КАвЗ-651Б[/b] поздних выпусков в неплохом состоянии, а самое главное – на ходу. Подобных становится всё меньше и меньше, хоть и выпускались они массово аж до 1973 г.
Американский [b]школьный автобус Carpenter типа B[/b] на базе мультистопа Chevrolet P30 возил мышкинских детей, пока не сломалась автоматическая трансмиссия
Отечественная мототехника выставленая под крышей весьма фактурного сарая всем своим неказистым видом имитирующего типичный гараж советского мотолюбителя
В запаснике под открытым небом ждет своей очереди на восстановление мытищинский [b]самосвал ЗИЛ-ММЗ-585[/b]
[b]Пожарная автоцистерна АЦУ-20(63)-60[/b] Варгашинского завода ППСО на шасси ГАЗ-63 и [b]прицепная мотопомпа МП-1600[/b]
[b]Пожарная автоцистерна АЦУ-20(63)-60[/b] Варгашинского завода ППСО на шасси ГАЗ-63 и [b]прицепная мотопомпа МП-1600[/b]
Уникальный экспонат – [b]шнекороторный снегоочиститель Д-262[/b] на шасси ЗИС-151 (!) 1950-х гг. Есть все основания полагать, что на сегодняшний день это единственный сохранившийся экземпляр Северодвинского завода дорожных машин
Уникальный экспонат – [b]шнекороторный снегоочиститель Д-262[/b] на шасси ЗИС-151 (!) 1950-х гг. Есть все основания полагать, что на сегодняшний день это единственный сохранившийся экземпляр Северодвинского завода дорожных машин
Тракторная тема представлена несколькими экспонатами, среди которых [b]колесный «Универсал У-2»[/b] 1932 года и [b]гусеничный ДТ-54[/b] 1972 года Алтайского тракторного завода
Тракторная тема представлена несколькими экспонатами, среди которых [b]колесный «Универсал У-2»[/b] 1932 года и [b]гусеничный ДТ-54[/b] 1972 года Алтайского тракторного завода
В музее много легковых автомобилей – нашлось здесь место и для заднемоторных самоделок советских времен
В музее много легковых автомобилей – нашлось здесь место и для заднемоторных самоделок советских времен
В музее много легковых автомобилей – нашлось здесь место и для заднемоторных самоделок советских времен

Адрес музея:

Ярославская обл., г. Мышкин, ул. Углическая, д. 19.

Время работы:

ежедневно с 1000 до 1800

Входная плата:

билет – 25 руб.

Директор музейного комплекса:

Гречухин Владимир Александрович

Заведующий автомобильной экспозицией:

Лушин Николай Владимирович

Комментировать ... >>
Loading...