<<< Назад
Полесские покорители высоты

Вахтовки и автогидроподъемники Пинского завода средств малой механизации и металлоконструкций (ПЗСММ)

Денис Дементьев, фото из архива ОАО «ПЗСММ»

Город Пинск – один из древнейших городов Белоруссии. Он по праву считается культурным центром Полесья, крупного исторического региона на юге Брестской области. Именно здесь зародилось первое белорусское предприятие по выпуску автогидроподъемников – Пинский завод средств малой механизации. Интересно, что машины, предназначенные для работы на высоте и выпускаемые при этом в крае с преимущественно низменными болотистыми территориями, достаточно известны в СНГ.

Пинский завод средств малой механизации и металлоконструкций (ЗСММ) объединения «Полесьеводстрой» был основан в январе 1986 года. В соответствии с планом Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР предприятие было первоначально ориентировано на производство металлоконструкций, форм для ЖБИ, монтажного инвентаря и нестандартного оборудования. Однако вскоре на заводе начали осваивать сложную машиностроительную продукцию.

Первыми в этом же году построили съемные кузова-фургоны СКФ-1 (на шасси ГАЗ-53-12) и СКФ-2 (на шасси ГАЗ-52-04), предназначенные для перевозки рабочих вахтовых бригад. Конструкцию СКФ по сегодняшним меркам можно назвать весьма диковинной: в транспортном положении кузов устанавливали в бортовую платформу автомобиля, а по приезде на место с помощью системы домкратов снимали и использовали как бытовку. Автомобиль в это время работал как бортовой грузовик. Эта разработка минского ПКБ Минсельстроя БССР выпускалась на различных предприятиях, а пинскому заводу она досталась от Каховского ОМЗ.

Съемный кузов-фургон СКФ-1 на шасси ГАЗ-53-12

В течение двух лет кузова СКФ выпускали около 200 шт. ежегодно, это была единственная автомобильная продукция предприятия. Но уже в 1988 году на заводе освоили производство вахтовых автобусов «Волгарь» ТС-3966 на шасси ГАЗ-53-12 по проекту ВКЭИА (г. Львов) для строительных предприятий водного хозяйства, а через год завод перешел на изготовление специальных автобусов АС-3209 «Полесье». Новая «вахтовка» лишилась двери заднего запасного выхода, однако в остальном представляла собой тот же канонический «Волгарь». Производство этих вахтовых автобусов составляло уже 300 шт. в год, причем с 1991 года выпускали модификацию АС-32091 на шасси ГАЗ-3307.

Вахтовый автобус АС-32091 «Полесье»
Плод сотрудничества с Минобороны республики – автобус «Полесье» на шасси ГАЗ-66-11

С каждым годом завод наращивал темпы производства и расширял ассортимент продукции. В 1989 году завод стал выпускать вахтовые микроавтобусы АПВ-У-01 на шасси УАЗ-3303, которые в течение нескольких лет массово выпускали во Пскове на родственном предприятии НПО «Гидроимпульс». Надо сказать, что первые пинские микроавтобусы имели отличительную особенность – распашные задние двери, но вскоре от них отказались, и задняя стенка приобрела знакомые очертания с овальными окошками от кабины УАЗ-452Д.

Первый опытный образец автомобиля АПВ-У-01 пинской сборки
АПВ-У-01 поздних выпусков. Характерный дизайн надписи «ВАХТА» выдает псковские корни
Краткие технические характеристики пассажирских транспортных средств производства ПЗСММ
Модель СКФ-1 АПВ-У-01 ТС-3966 АС-32091
Технические условия ТУ 69-123–80 ТУ 33 РСФСР 116–82 ТУ 37.001.1181–84 ТУ 37.001.1635–89
Базовое шасси ГАЗ-53-12 УАЗ-3303-01 ГАЗ-53-12-01 ГАЗ-3307
Габаритные размеры, мм 6940х2380 х3300 4360х1940 х2060 6515х2460 х2770 6456х2530 х2775
Масса снаряженного автомобиля, кг 4900 2070 3840 3900
Масса полная, кг 6250 2620 5620 5540
Количество мест для сидения, шт. 18 7 22 22

В том же году произошло знаковое событие, которое предопределило дальнейшую судьбу предприятия, неразрывно связанную с автогидроподъемниками – завод выпустил первую модель ВС-22-01 (ВС-22-МС) на шасси ЗИЛ-130 по документации Опытного завода «Спецстальконструкция» (г. Рига). Несмотря на то что это была попытка освоить новое производство, первый блин не оказался комом, и вскоре пинские «ВС-ки» получили широкую известность в республике. В последние годы советской власти ЗСММ выпускал порядка 80 автогидроподъемников ВС-22-01 ежегодно, и это подтолкнуло руководство завода к освоению новых видов строительной техники. Так, в кооперации с Минстройдормашем СССР завод получил от Галичского завода документацию на автокран КС-4572 на шасси КамАЗ-53213 и с 1991 года начал выпускать его под собственным брендом «Полесье».

Первый автогидроподъемник – модель ВС-22-01 на шасси ЗИЛ-130

В период развала Союза разрыв хорошо налаженных связей с другими предприятиями и экономическая нестабильность сильно ударили по благополучию молодого предприятия. Объемы производства с каждым годом падали. Так, в 1992 году был снят с производства фургон СКФ-1, последние образцы которого выпускали на шасси ГАЗ-3307, а в 1995 году из-за отсутствия платежеспособного спроса ОАО «ЗСММ» прекратило выпуск автокранов КС-4572, автобусов АС-32091 и микроавтобусов АПВ-У-01. На тот момент единственной востребованной продукцией предприятия оказались именно автогидроподъемники, за которыми, как ни странно, стояла очередь. А в это время завод ждал шасси, которые тоже были в дефиците. Решить эту проблему попытались самым простым способом – устанавливать подъемники на снятые с военной консервации шасси ЗИЛ-131Н. Так появилась вторая модель в линейке пинских автогидроподъемников – ВС-222-01.

ВС-222-01 – версия на конверсионном шасси ЗИЛ-131Н

Однако и конверсионные ЗИЛы находить с каждым разом было все тяжелее. И чтобы не останавливать производство, на заводе продолжали «по инерции» изготовлять вахтовые кузова «Полесье», которых к тому времени на площадке готовой продукции накопилось с полсотни. Куда их девать? На помощь в реализации кузовов пришли военные: однажды от руководства Минобороны республики поступило предложение обменивать по бартеру одно конверсионное шасси ЗИЛ-131 на три установленных на давальческих шасси ГАЗ-66 пассажирских кузова. Договор оказался взаимовыгодным: военные получали автобусы для перевозки детей военнослужащих из дальних гарнизонов в школы, а заводчане смогли быстро обменять оказавшиеся невостребованными кузова и получить куда более нужные шасси под автогидроподъемники. Один из таких заказов на 35 вахтовых автобусов «Полесье», можно сказать, спас в то время предприятие от банкротства. Обеспечив себя необходимым заделом шасси, завод смог в короткий срок наладить небольшое серийное производство гидроподъемников.

Автокран стреловой КС-4572 «Полесье»

В 1996 году завод приступил к серийному выпуску новых моделей ПМС-328 на шасси МАЗ-5337 и УПМС-328 на шасси «Урал-4320», хотя объемы производства оставались мизерными (денег у коммунальных служб и различных строительно-монтажных организаций практически не было). На тот момент Пинский завод был единственным в республике производителем автогидроподъемников, поэтому некоторым количеством заказов предприятие было обеспечено.

Освоившись в этом сегменте рынка, пинчане приступили к проектированию принципиально нового автогидроподъемника ПМС-212 «Пилот» на шасси ГАЗ-3302. Такая малогабаритная техника была больше востребована, поскольку использование громоздких подъемников на большегрузных шасси было по многим причинам неудобно в городском хозяйстве. В линейку новых машин вошли модификации ПМС-212-02 на шасси «Фермеров» ГАЗ-33023 и даже «Семар-2934», которые возили на место проведения работ не только подъемную установку, но и рабочих, что позволило отказаться от лишней «бригадной» машины. Именно в таком исполнении эти маловысотные автогидроподъемники получили распространение и в городах России.

Одна из самых распространенных пинских моделей – подъемник ПМС-328 на шасси МАЗ-5537

В 2001 году завод выпустил первые подъемники ПМС-318 «Бизон» на шасси ЗИЛ-5301. У них была одна любопытная конструктивная особенность: это единственные 18-метровые трехколенные подъемники, выпускаемые в СНГ. Причем для экспорта в Польшу была изготовлена партия машин ПМС-318-01 на полноприводном шасси МАЗ-555402.

Таким образом, в начале 2000-х Пинский завод СММ выпускал целую гамму коленчатых автогидроподъемников малой и средней высотности, т. е. с высотой стрелы от 12 до 28 м. Несмотря на то, что производителей такой техники на территории постсоветского пространства насчитывается минимум с десяток, пинская продукция встречается не только на белорусских дорогах, и причиной тому хорошее качество при цене ниже среднерыночной.

Автогдироподъемник ПМС-212-02 на шасси «Семар-2934»
Созданный для Польши ПМС-318-01 на полноприводном шасси

Сегодня в Пинске выпускают следующие основные модели автогидроподъемников: 12-метровые ПМС-212-02 на шасси ГАЗ-33023, 22-метровые ВС-22-02 на шасси ЗИЛ-433362 и ВС-22-03 на шасси КамАЗ-4326, 28-метровые ПМС-328 на шасси МАЗ-5337 и ПМС-328-01 на удлиненном шасси «Урал-4320-1912-40». Из новинок последних лет стоит отметить пожарный пеноподъемник на базе ПМС-328, выпущенный пока в единственном экземпляре по заказу белорусского МЧС, и автогидроподъемник ПМС-328-02 на шасси КамАЗ-65115, первый опытный образец которого был показан на прошлогодней московской выставке «Строительная техника и технологии-2008». Однако несмотря на то, что в последнее время вектор в выборе базового шасси смещается в сторону российских производителей (сказывается ориентированность продукции на наш рынок), пока львиную долю всех выпускаемых машин составляют гидроподъемники на «мазовских» шасси. Связано это с тем, что в период финансового кризиса экспорт продукции за последние полгода сократился на 70 %, и в настоящее время предприятие живет за счет местных и республиканских заказов, которых, как признается директор ОАО «ПЗСММ», очень мало, зато на завод больше стали обращаться с просьбой капитально отремонтировать старые гидроподъемники.

Пожарный вариант на базе ПМС-328. На фото машина не доукомплектована – отсутствуют рукава для подачи смеси
Автогидроподъемник ПМС-328-01

Еще одно направление в деятельности завода СММ, которое уже развивается на протяжении 15 лет, – производство и установка навесного оборудования на тракторы Минского завода. Это прежде всего различные модификации базовых ковшовых экскаваторов ЭО-2621 с бульдозерным отвалом и ЭО-2626 с фронтальным ковшом-погрузчиком на базе МТЗ-82.1 «Беларусь». Их годовой выпуск в 2008 году достиг 400 штук. Сейчас эти показатели, конечно, снизились…

Хочется верить, что все эти неурядицы скоро закончатся и всё вернется на круги своя, и когда-нибудь машины с логотипом «Завод СММ» приобретут широкую популярность и в России, где, увы, их встречается пока немного.

Краткие технические характеристики автогидроподъемников производства ПЗСММ
Модель Технические условия Базовое шасси Габаритные размеры, мм Рабочая высота подъема, м Угол поворота стрелы, град Вылет, м Грузоподъемность люльки, кг Масса полная, кг
ВС-22-01 ТУ РБ 05801503.009–98 ЗИЛ-431410, ЗИЛ-130 11 650х2500х4000 22 360 10,5 250 7960
ВС-22-02 ЗИЛ-433362 9130
ВС-222-01 ЗИЛ-131Н 11 500х2500х4000 10 270
ВС-22-03 Урал-4320 (КамАЗ-4326) 13 900 (12 600)
ПМС-328 ТУ РБ 05801503.005–98 МАЗ-5337А2 12 500х2500х4000 28 13,8 16 000
ПМС-328-01 (УПМС-328) Урал-4320 20 535
ПМС-328-02 КамАЗ-65115 16 000
ПМС-212 ТУ РБ 05801503.008–98 ГАЗ-3302 6700х2500х3000 12 5 200 3500
ПМС-212-01 БелАЗ-3902 6550х2500х3000
ПМС-212-02 ГАЗ-33023 6700х2500х3000
ПМС-318 ТУ 4853-081-01411455–01 ЗИЛ-5301БО 8000х2500х3500 18 9,75 250 6950
ПМС-318-01 МАЗ-555402 8000х2500х4000 16 000
Экспортная линейка для России (справа налево): ПМС-212-02, ВС-22-02, ПМС-328-02
Комментировать ... >>
Loading...