Вахтовки и автогидроподъемники Пинского завода средств малой механизации и металлоконструкций (ПЗСММ)
Город Пинск – один из древнейших городов Белоруссии. Он по праву считается культурным центром Полесья, крупного исторического региона на юге Брестской области. Именно здесь зародилось первое белорусское предприятие по выпуску автогидроподъемников – Пинский завод средств малой механизации. Интересно, что машины, предназначенные для работы на высоте и выпускаемые при этом в крае с преимущественно низменными болотистыми территориями, достаточно известны в СНГ.
Пинский завод средств малой механизации и металлоконструкций (ЗСММ) объединения «Полесьеводстрой» был основан в январе 1986 года. В соответствии с планом Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР предприятие было первоначально ориентировано на производство металлоконструкций, форм для ЖБИ, монтажного инвентаря и нестандартного оборудования. Однако вскоре на заводе начали осваивать сложную машиностроительную продукцию.
Первыми в этом же году построили съемные кузова-фургоны СКФ-1 (на шасси ГАЗ-53-12) и СКФ-2 (на шасси ГАЗ-52-04), предназначенные для перевозки рабочих вахтовых бригад. Конструкцию СКФ по сегодняшним меркам можно назвать весьма диковинной: в транспортном положении кузов устанавливали в бортовую платформу автомобиля, а по приезде на место с помощью системы домкратов снимали и использовали как бытовку. Автомобиль в это время работал как бортовой грузовик. Эта разработка минского ПКБ Минсельстроя БССР выпускалась на различных предприятиях, а пинскому заводу она досталась от Каховского ОМЗ.
В течение двух лет кузова СКФ выпускали около 200 шт. ежегодно, это была единственная автомобильная продукция предприятия. Но уже в 1988 году на заводе освоили производство вахтовых автобусов «Волгарь» ТС-3966 на шасси ГАЗ-53-12 по проекту ВКЭИА (г. Львов) для строительных предприятий водного хозяйства, а через год завод перешел на изготовление специальных автобусов АС-3209 «Полесье». Новая «вахтовка» лишилась двери заднего запасного выхода, однако в остальном представляла собой тот же канонический «Волгарь». Производство этих вахтовых автобусов составляло уже 300 шт. в год, причем с 1991 года выпускали модификацию АС-32091 на шасси ГАЗ-3307.
С каждым годом завод наращивал темпы производства и расширял ассортимент продукции. В 1989 году завод стал выпускать вахтовые микроавтобусы АПВ-У-01 на шасси УАЗ-3303, которые в течение нескольких лет массово выпускали во Пскове на родственном предприятии НПО «Гидроимпульс». Надо сказать, что первые пинские микроавтобусы имели отличительную особенность – распашные задние двери, но вскоре от них отказались, и задняя стенка приобрела знакомые очертания с овальными окошками от кабины УАЗ-452Д.
Модель | СКФ-1 | АПВ-У-01 | ТС-3966 | АС-32091 |
---|---|---|---|---|
Технические условия | ТУ 69-123–80 | ТУ 33 РСФСР 116–82 | ТУ 37.001.1181–84 | ТУ 37.001.1635–89 |
Базовое шасси | ГАЗ-53-12 | УАЗ-3303-01 | ГАЗ-53-12-01 | ГАЗ-3307 |
Габаритные размеры, мм | 6940х2380 х3300 | 4360х1940 х2060 | 6515х2460 х2770 | 6456х2530 х2775 |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 4900 | 2070 | 3840 | 3900 |
Масса полная, кг | 6250 | 2620 | 5620 | 5540 |
Количество мест для сидения, шт. | 18 | 7 | 22 | 22 |
В том же году произошло знаковое событие, которое предопределило дальнейшую судьбу предприятия, неразрывно связанную с автогидроподъемниками – завод выпустил первую модель ВС-22-01 (ВС-22-МС) на шасси ЗИЛ-130 по документации Опытного завода «Спецстальконструкция» (г. Рига). Несмотря на то что это была попытка освоить новое производство, первый блин не оказался комом, и вскоре пинские «ВС-ки» получили широкую известность в республике. В последние годы советской власти ЗСММ выпускал порядка 80 автогидроподъемников ВС-22-01 ежегодно, и это подтолкнуло руководство завода к освоению новых видов строительной техники. Так, в кооперации с Минстройдормашем СССР завод получил от Галичского завода документацию на автокран КС-4572 на шасси КамАЗ-53213 и с 1991 года начал выпускать его под собственным брендом «Полесье».
В период развала Союза разрыв хорошо налаженных связей с другими предприятиями и экономическая нестабильность сильно ударили по благополучию молодого предприятия. Объемы производства с каждым годом падали. Так, в 1992 году был снят с производства фургон СКФ-1, последние образцы которого выпускали на шасси ГАЗ-3307, а в 1995 году из-за отсутствия платежеспособного спроса ОАО «ЗСММ» прекратило выпуск автокранов КС-4572, автобусов АС-32091 и микроавтобусов АПВ-У-01. На тот момент единственной востребованной продукцией предприятия оказались именно автогидроподъемники, за которыми, как ни странно, стояла очередь. А в это время завод ждал шасси, которые тоже были в дефиците. Решить эту проблему попытались самым простым способом – устанавливать подъемники на снятые с военной консервации шасси ЗИЛ-131Н. Так появилась вторая модель в линейке пинских автогидроподъемников – ВС-222-01.
Однако и конверсионные ЗИЛы находить с каждым разом было все тяжелее. И чтобы не останавливать производство, на заводе продолжали «по инерции» изготовлять вахтовые кузова «Полесье», которых к тому времени на площадке готовой продукции накопилось с полсотни. Куда их девать? На помощь в реализации кузовов пришли военные: однажды от руководства Минобороны республики поступило предложение обменивать по бартеру одно конверсионное шасси ЗИЛ-131 на три установленных на давальческих шасси ГАЗ-66 пассажирских кузова. Договор оказался взаимовыгодным: военные получали автобусы для перевозки детей военнослужащих из дальних гарнизонов в школы, а заводчане смогли быстро обменять оказавшиеся невостребованными кузова и получить куда более нужные шасси под автогидроподъемники. Один из таких заказов на 35 вахтовых автобусов «Полесье», можно сказать, спас в то время предприятие от банкротства. Обеспечив себя необходимым заделом шасси, завод смог в короткий срок наладить небольшое серийное производство гидроподъемников.
В 1996 году завод приступил к серийному выпуску новых моделей ПМС-328 на шасси МАЗ-5337 и УПМС-328 на шасси «Урал-4320», хотя объемы производства оставались мизерными (денег у коммунальных служб и различных строительно-монтажных организаций практически не было). На тот момент Пинский завод был единственным в республике производителем автогидроподъемников, поэтому некоторым количеством заказов предприятие было обеспечено.
Освоившись в этом сегменте рынка, пинчане приступили к проектированию принципиально нового автогидроподъемника ПМС-212 «Пилот» на шасси ГАЗ-3302. Такая малогабаритная техника была больше востребована, поскольку использование громоздких подъемников на большегрузных шасси было по многим причинам неудобно в городском хозяйстве. В линейку новых машин вошли модификации ПМС-212-02 на шасси «Фермеров» ГАЗ-33023 и даже «Семар-2934», которые возили на место проведения работ не только подъемную установку, но и рабочих, что позволило отказаться от лишней «бригадной» машины. Именно в таком исполнении эти маловысотные автогидроподъемники получили распространение и в городах России.
В 2001 году завод выпустил первые подъемники ПМС-318 «Бизон» на шасси ЗИЛ-5301. У них была одна любопытная конструктивная особенность: это единственные 18-метровые трехколенные подъемники, выпускаемые в СНГ. Причем для экспорта в Польшу была изготовлена партия машин ПМС-318-01 на полноприводном шасси МАЗ-555402.
Таким образом, в начале 2000-х Пинский завод СММ выпускал целую гамму коленчатых автогидроподъемников малой и средней высотности, т. е. с высотой стрелы от 12 до 28 м. Несмотря на то, что производителей такой техники на территории постсоветского пространства насчитывается минимум с десяток, пинская продукция встречается не только на белорусских дорогах, и причиной тому хорошее качество при цене ниже среднерыночной.
Сегодня в Пинске выпускают следующие основные модели автогидроподъемников: 12-метровые ПМС-212-02 на шасси ГАЗ-33023, 22-метровые ВС-22-02 на шасси ЗИЛ-433362 и ВС-22-03 на шасси КамАЗ-4326, 28-метровые ПМС-328 на шасси МАЗ-5337 и ПМС-328-01 на удлиненном шасси «Урал-4320-1912-40». Из новинок последних лет стоит отметить пожарный пеноподъемник на базе ПМС-328, выпущенный пока в единственном экземпляре по заказу белорусского МЧС, и автогидроподъемник ПМС-328-02 на шасси КамАЗ-65115, первый опытный образец которого был показан на прошлогодней московской выставке «Строительная техника и технологии-2008». Однако несмотря на то, что в последнее время вектор в выборе базового шасси смещается в сторону российских производителей (сказывается ориентированность продукции на наш рынок), пока львиную долю всех выпускаемых машин составляют гидроподъемники на «мазовских» шасси. Связано это с тем, что в период финансового кризиса экспорт продукции за последние полгода сократился на 70 %, и в настоящее время предприятие живет за счет местных и республиканских заказов, которых, как признается директор ОАО «ПЗСММ», очень мало, зато на завод больше стали обращаться с просьбой капитально отремонтировать старые гидроподъемники.
Еще одно направление в деятельности завода СММ, которое уже развивается на протяжении 15 лет, – производство и установка навесного оборудования на тракторы Минского завода. Это прежде всего различные модификации базовых ковшовых экскаваторов ЭО-2621 с бульдозерным отвалом и ЭО-2626 с фронтальным ковшом-погрузчиком на базе МТЗ-82.1 «Беларусь». Их годовой выпуск в 2008 году достиг 400 штук. Сейчас эти показатели, конечно, снизились…
Хочется верить, что все эти неурядицы скоро закончатся и всё вернется на круги своя, и когда-нибудь машины с логотипом «Завод СММ» приобретут широкую популярность и в России, где, увы, их встречается пока немного.
Модель | Технические условия | Базовое шасси | Габаритные размеры, мм | Рабочая высота подъема, м | Угол поворота стрелы, град | Вылет, м | Грузоподъемность люльки, кг | Масса полная, кг |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ВС-22-01 | ТУ РБ 05801503.009–98 | ЗИЛ-431410, ЗИЛ-130 | 11 650х2500х4000 | 22 | 360 | 10,5 | 250 | 7960 |
ВС-22-02 | ЗИЛ-433362 | 9130 | ||||||
ВС-222-01 | ЗИЛ-131Н | 11 500х2500х4000 | 10 270 | |||||
ВС-22-03 | Урал-4320 (КамАЗ-4326) | 13 900 (12 600) | ||||||
ПМС-328 | ТУ РБ 05801503.005–98 | МАЗ-5337А2 | 12 500х2500х4000 | 28 | 13,8 | 16 000 | ||
ПМС-328-01 (УПМС-328) | Урал-4320 | 20 535 | ||||||
ПМС-328-02 | КамАЗ-65115 | 16 000 | ||||||
ПМС-212 | ТУ РБ 05801503.008–98 | ГАЗ-3302 | 6700х2500х3000 | 12 | 5 | 200 | 3500 | |
ПМС-212-01 | БелАЗ-3902 | 6550х2500х3000 | ||||||
ПМС-212-02 | ГАЗ-33023 | 6700х2500х3000 | ||||||
ПМС-318 | ТУ 4853-081-01411455–01 | ЗИЛ-5301БО | 8000х2500х3500 | 18 | 9,75 | 250 | 6950 | |
ПМС-318-01 | МАЗ-555402 | 8000х2500х4000 | 16 000 |