Переделка сочлененных Ikarus 280 в бесприцепной «260.37» при ремонте на СВАРЗе
Надпись «280» на облицовке радиатора многих Ikarus 260 не является ошибкой: эти машины и в самом деле были сочлененными. Многие знают о существовании подобных «обрубков», но о том, кто и где их переделывал, слышали не все. В документах указан индекс «260.37», но выпускали их не в Венгрии, не в автобусных парках и тем более не частники: столичные «гармошки» превращены в «одиночники» на СВАРЗе.
В 1990-х московский автобус переживал не самые лучшие времена: поставки Ikarus 260 были свернуты, Mercedes O325 поступал недолго, а завод в Ликино-Дулёво едва дышал. Сочлененные Ikarus 280, напротив, поставлялись стабильно, что и удерживало столичную агломерацию от стремительного устаревания автобусного парка и транспортного коллапса. Решение нашли на СВАРЗе неожиданно, при капремонте сочлененных «Икарусов». Из-за тяжелых условий эксплуатации (21 % времени по зимней соли автобус колесил с перегрузом в 15 %) у прицепа нередко сгнивала ферма, восстановление которой было делом трудоемким и затратным, и потому при ремонте подобные автобусы превращали в машины, идентичные венгерским Ikarus 260, которых в Москве тогда остро не хватало. Подобная метаморфоза ставила бизнес в ранг выгодных, поскольку сочлененники востребованы на линиях куда меньше и чаще перевозят воздух. В отличие от него Ikarus 260 куда эффективнее в эксплуатации. Поэтому у исходного «280-го» снимали изношенный прицеп, а задний свес секции меняли на кормовую часть прицепа или аналогичный, заимствованный из гаражной резки одного из филиалов «Мосгортранса», либо делали на ремзаводе (см. схему). Таким образом, у машины добавлялись задняя площадка и третья дверь (впрочем, отдельные машины обходились и без нее!).
Выявилось и другое достоинство переделки. Поскольку двигатели последних Ikarus 280 были мощнее, то и «обрубки» оказались несколько бодрее привычных Ikarus 260.
Автобусы при ремонте переделывали и в машины техпомощи: наиболее распространенным вариантом является версия с воротами, стандартными задними фонарями и широкой нишей под госномер, размещенной на левой створке.
У автобусов, которые при восстановлении лишались заднего свеса по типу Ikarus 216, можно разглядеть следы проема, где был проход в прицеп – в плоскости задней стенки у них расположены распашные ворота.
Несмотря на то что СВАРЗ получил официальное разрешение на переделку Ikarus 280 в бесприцепной, там не придерживались жестких технологических регламентов, и каждая машина выполнялась по заявке самих автобусных парков.
Автобусы, сделанные таким способом, можно разделить на три основных типа.