Спецавтомобили поколения Некст
Обзор выставки Интерполитех-2016
В отличие от мотор-шоу и автосалонов убранство стендов выставки «Интерполитех-2016» для экспонентов не являлось первоочередной или исключительной задачей. Здесь кажется всегда всё подчинялось спартанской простоте и брутальной наглядности.
Однако оформление экспозиций «Группы ГАЗ», УАЗ и «Чайка-Сервис» в этот раз заставляет говорить о формировании презентационного вкуса: а как если министр с иностранной делегацией пройдёт мимо? Да и на телевизионной картинке в новостях перед миром хочется выглядеть презентабельно и валютно.
В юбилейной XX Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2016», проходившей с 18 по 22 октября на ВДНХ, приняли участие 451 компания. Из них 56 экспонентов представляли 12 зарубежных стран: Белоруссию, Бельгию, Германию, Израиль, Италию, КНР, Республику Корея, Швецию, Францию, ЮАР, Японию. В 2014-м, например, было 473 стенда, где 64 были из 19 стран. Казалось бы рано говорить о катастрофическом падении интереса. Настораживает лишь оговорка устроителей: «Гостями выставки стали представители 62 силовых структур из иностранных государств». Впечатляет? Меня нет – в некоторых странах насчитывается по дюжине силовых структур…
Каждому свой индекс
Владельцы автомобилей, переоборудованных на газ в частном порядке, недавно ощутили пристальное внимание со стороны госавтоинспекции к своим переделкам. Под раздачу попал и тюнинг: ролл- и бул-бары, нестандартные шноркели, багажники и прочая нестандартная мишура оказалась под запретом. Дошло до того, что водителям пришлось обращаться к органам автоэкспертизы, чтобы подтвердить право переделки транспортного средства.
Собственная инициатива коснулась и МВД, ведь в случае ДТП с полицейской машиной спрос будет строгий (и такие прецеденты уже случаются), если нестандартное оборудование (блокируемые снаружи двери, торчащие выше габарита СГУ, возгорание аппаратуры) вызовет смерть или травму человека. К тому же импортозамещение требует, что даже легковушка, переоборудованная в полицейский автомобиль, должна теперь иметь свой индекс.
ООО «Центр подготовки и поддержки «Движение», созданное два года назад, уже с марта 2016 по согласованию с автопроизводителями переоборудует серийные легковушки Renault Logan и Škoda Rapid в варианты «Учебный автомобиль» и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но специально для работы в ДПС на базе хэтчбека Škoda Octavia 5E к «Интерполитеху» был подготовлен передвижной комплекс обеспечения безопасности дорожного движения (ПК ОБДД) типа 185000. Так что это уже не совсем «Шкода», но откуда взялся столь странный «нумер»?
Производители уже в 2000-х выбрали весь запас индексов по ОН 025 270-66 для своих моделей. Возникший дефицит на цифровые обозначения в рамках отраслевой нормали 1966 года заставил кузовостроителей брать индекс взаймы у других производителей.
Наглядный пример – свежая продукция ФКУ ИК-7. В этой исправительной колонии из Мелеуза (Башкирия) на шасси «ГАЗон NEXT» ГАЗ-C41R13 начали выпуск специального транспортного средства «Оперативно-служебный автомобиль типаАЗ» (ТУ 4523-034-08560247-2016). Однако в заводской табличке он указан как мод. 2824LE, которая принадлежит нижегородскому ООО «Автомаш», что понятно: АЗ-01 (равно как и АЗ-02 и АЗ-03) выпускают и на других шасси («Валдай», «ГАЗель», КАМАЗ), а ГИБДД их как-то нужно различать между собой!
Подобное, впрочем, встречалось и ранее. Но дальше-больше! Возникают и обратные ситуации. Новые оперативно-служебные автомобили типа АЗ этого же ФКУ ИК-7 на шасси «ГАЗель NEXT» в заводских табличках вообще отмечены по индексам базового шасси – A31R32 и A31R22!
Плодотворная дебютная идея
Кстати, запуск в производство «ГАЗонов», «ГАЗелей» и «Уралов» поколения NEXT сильно отразился на номенклатуре модельных рядов производителей кузовов и спецтехники. Они здесь были повсюду – на обзорной экспозиции Россгвардии и МВД, на площадках казённых учреждений, на основном стенде «Группы ГАЗ», где помимо автомобиля дежурной части полиции была представлена и модификация для военной полиции ГАЗ A31R23 c двигателем Cummins Evotech А274, уже представленной на выставке «Армия-2016». Так что перевооружение идёт полным ходом.
Специализация нижегородских малотоннажников поколения NEXT пока не выходит из рамок цельнометаллического фургона (ЦМФ). Как только производители спецтехники получили в своё распоряжение базовые автомобили с ЦМФ, так разрослось количество неотличимых друг от друга модификаций. Например, подвижной узел связи ПУС-5027G компании ООО «ПИК-ПБА» фактически ничем не отличается от других полицейских автомобилей. Он изготовлен на базе фургона мод. 3259 фирмы «Автолик-НН», изготовленного на шасси цельнометаллического фургона ГАЗ A31R32 с двигателем Cummins ISF2.8s4129P.
Тождественная ситуация с «ГАЗон NEXT» – поскольку сам завод не выпускает на его базе ЦМФ, как это делал ЗИЛ (фургоны, комби и микроавтобусы «Бычок»), то до сих пор представлены лишь готовые кузова для шасси с кабиной. Таким образом, в классе среднетоннажных грузовиков последним автомобилем с цельнометаллическим кузовом остаётся ГАЗ-330811 «Вепрь». Но это не значит, что автомобильный поток погрузится в унылое единообразие, диктуемое «Группой ГАЗ». Например, серийная двухрядная кабина совершенно не заточена под специальные нужды и это даёт полёт творчеству и авторскому самовыражению, что было наглядно показано на весенней выставке «Комплексная безопасность-2016».
Автомобильный завод «Чайка-Сервис» в этот раз отличился сразу двумя новинками с кабинами поколения NEXT и универсальным кабинным модулем «Тайга». «Чайка-Сервис 27845F» АЦ-1,0-40 / 4 (С41R13) на шасси «ГАЗон NEXT» уже объездила ключевые выставки сезона – «СТТ» и «Комплексную безопасность».
Вторая премьера – первая пожарная автоцистерна «Чайка-Сервис 2784UF» АЦ-6,0-70 (4320) на шасси «Урал-4320-6951-72». Она предназначена для тушения пожаров в населённых пунктах, на промышленных предприятиях, в сельской местности. Это не первый «Урал NEXT» с двухрядной 6-местной кабиной – в мае уже был представлен автогидроподъёмник «Чайка-Сервис 4784US» на шасси «Урал-4320-6958-72ИОЗ», а в Миассе выпускают стандартный двухкабинник. Пожарная автоцистерна оборудована цистерной на 6000 л – для воды и баком на 360 л – для пенообразователя. Центробежный насос НЦПН-70 / 100М2 расположен сзади.
Разность потенциалов
Естественным симптомом отраслевых выставок является активное присутствие мелких производителей с оригинальными конструкциями, которые вряд ли выйдут из мелкой серии, но зато не будут на задворках автозаводов служить немым укором инженерной мысли.
В этой связи заметно стремление раскрыть весь потенциал грузовых автомобилей.
Мировая премьера полноприводного «Соболя» с двухрядной кабиной состоялась ещё в мартовской выставке «Госзаказ – За честные закупки». Малый лесоопатрульный комплекс МЛПК, выпущенный ФКУ ИК-2 из Новоульяновска, впрочем, ещё требовал доработки: много свободного пространства, грузовой тентованый отсек, выходящий за верхний габарит кабины, недостаточная номенклатура пожарного и противопожарного инвентаря.
В этот раз был представлен доработанный и, хочется верить, окончательный вариант МЛПК на шасси ГАЗ-231073-1345 «Соболь 4х4», у которого габарит грузового отсека незначительно выше кабины, отчего машина приобрела плотно сбитый вид. В снаряжение машины входят 500-литровый бак для воды, мотопомпа «Линда-Мини», УПВД «Линда-У», воздуходувка «Линда-PRO», зажигательный аппарат ЗА-5 «Линда» и другое оборудование. В расширенный перечень оборудования вошли пять комплектов 20-литровых ранцевых огнетушителей РП-20, УФМС «Шанс-Е», твёрдые смачиватели «Ливень-Е».
В качестве довеска эта же исправительная колония привезла топливозаправщик мод. 36223 и хлебный фургон мод. 29051 на модернизированном шасси УАЗ-330365-460, которые от образцов прошлых лет отличаются деталями и оснащением.
Ульяновский автозавод совершенно неожиданно представил обновлённую линейку «Патриотов» с новыми фарами и огнями. Среди них специальный автомобиль «КИНОЛОГ» на шасси УАЗ-23632, а следом – полицейские варианты на шасси УАЗ-3163 для дорожно-патрульной и патрульно-постовой служб. Рестайлинг коснулся и облицовки, которая оформлена в традиционную «сеточку», вместо спорных в плане преемственности дизайна горизонтальных брусьев, появившихся в 2015 г.
Привет из прошлого
Отраслевые выставки периодически подкидывают интересные находки, среди которых отыскиваются и товары народного потребления, вышедшие на рынок в 1980-х на волне замещения дефицита.
Некогда в 1990-х кооператив «Сокол» на базе учреждения ОЖ-110 / 2 выпускал легковые одноосные прицепы «Бобёр» с рессорной подвеской. Эта страница автомобильной истории, казалось бы, давно перевёрнута. Но бесхитростная конструкция жива по сию пору, и как модель 8251 выпускается в воронежской ИК-2! Компанию ему составлял полуприцеп мод. 829450 компании «Трейлер» из подмосковного Ступино с этаким приветом из 1990-х.
Если не считать «некстов», ульяновских «патриотов» и относительно свежих броневиков «Тигр», «Медведь» корпорации ВПК, выставка оставляет ощущение привета из прошлого, как только речь заходит о продукции КАМАЗ. Кажется, эту ретроградную кабину будут выпускать и в третьем тысячелетии, когда уже спишут в утиль новую мерседесовскую. Но учреждения УФСИН, пограничники и силовые ведомства, уже по факту своего существования остаются самыми консервативными потребителями. Они как заказчики заинтересованы в привычных решениях и учитывают условия эксплуатации, где любую болезнь машины нужно лечить внутри системы. А пересаживаться на новое шасси, разработанное под немецкую кабину, ведомства пока не готовы. Поэтому призрак «КАМАЗа» будет долго ездить по стране.
Вышеупомянутое мелеузское ФКУ ИК-7 представило новый автозак мод. 781102 для УФСИН на шасси КАМАЗ-5350-3014-42 вместо прежнего на шасси КАМАЗ-43114.
Показательная консервативность стала присуща и пограничной службе – новый мобильный инспекционно-досмотровый комплекс МИДК НЕОСКАН 9232М смонтирован на шасси КАМАЗ-65201. Подобные досмотровые специальные автомобили типа АСД приходилось ранее закупать за рубежом на шасси иностранных автомобилей. ООО «НЕОСКАН» совместно с ООО «ПСЦ Техинком» (г. Тверь), ООО «Диагностика-М», МТУ «Центр СНК» и ООО «Фотон» для пограничной службы представил комплекс на отечественном шасси в рамках импортозамещения. Трудно сказать, сколько в нём отечественного, поскольку раскрывается не наименование оборудования, а лишь его характеристики.
Портальный сканер рассчитан для бесконтактного досмотра грузов, автомобилей и контейнеров на предмет выявления запрещённых к перемещению предметов и веществ без обычной проверки багажа или груза. Радиометрическая система на обратно-рассеянном рентгеновском излучении, установка радиационного мониторинга и зондирования мечеными нейтронами позволяет сканировать до 100 автомобилей в час, распознавая материалы, обнаруживать и диагностировать взрывчатые вещества. Проникающая способность системы по стали – 320 мм.
В заключение «приветом из прошлого» стал старый 3-осный прицеп МЗКТ белорусского СЗАО «Завод Сантэкс» с трансформируемым мобильным офисом. Как оказалось, прицеп, изготовленный на соседнем предприятии «Купава», был привезён в качестве офиса для демонстрации устройства остановки колёсного транспорта УОКТ.013000. Вспоминаются кадры, как на испытаниях стандартный КАМАЗ врезался в УОКТ, делая сальто-мортале. Это самое жёсткое и жестокое автомобильное садо-мазо: передний мост вырывается с мясом, а кабина кувыркаясь отдирается от рамы. О дальнейшей работоспособности устройства после такого крушения ничего не говорилось.