Опубликовано: ГП 12-2016
Признаки возрождения?..

Обзор выставки Busworld Moscow Russia powered by Autotrans 2016

Андрей Филиппов, фото автора

Несмотря на постоянные разговоры о «заточенных» тендерах в сфере пассажирских перевозок и вроде как тяжелую ситуацию в данной сфере в целом, мероприятий, связанных с демонстрацией автобусов, становится всё больше. В этом году их перечень пополнила ещё одна выставка – «Busworld Moscow Russia powered by Autotrans», собравшая в стенах «Крокус Экспо» ведущих игроков российского рынка.

Стоит отметить, что, несмотря на довольно компактные размеры, выставка заняла чуть больше половины одного из залов, по количеству посетителей она показала себя весьма неплохо. Впрочем, и журналистам было на что посмотреть, новинок было хоть и не много, но все они оказались значимыми, а в чём-то даже знаковыми.

Наши…

Компанией, задающей тон выставке, безусловно, стала «Группа ГАЗ», продемонстрировавшая новинки в обеих своих пассажирских «ветках» – маршрутках и полноразмерных автобусах.

Новый «каркасник» [b]ГАЗ-A68R52[/b] получился намного интереснее серийной машины. При сохранении просторного салона и большой площади остекления машинка теперь представляет собой вполне завершённый образ
Рабочее место водителя просторно и удобно. Благодаря широкому проходу и применению джойстика переключения КП, даже отсутствие персональной двери теперь не является проблемой
В «сидячей» части салона «ГАЗель NEXT», там где отсутствуют потолочные поручни, всего 10 мест, однако на накопительной площадке есть 3 страпонтена, а общая пассажировместимость достигает 22 человека

«Букашек» было сразу три: всем известный «каркасник» – газовый 17-местный (16+1) микроавтобус для городских маршрутов на базе ЦМФ – ГАЗ-A65R35 и экспериментальный вариант… полунизкопольной каркасной «ГАЗели NEXT». Разумеется, самым интересным оказался именно опытный образец с рабочим индексом ГАЗ-A68R52.

Чтобы сделать пол в средней части максимально низким, нижегородцам пришлось создавать раму ломаного типа. Чего это стоило, можете представить сами, ведь ради сохранения приемлемой стоимости, привод решено было оставить задним, так что и система карданных валов тоже подверглась доработке.

Кроме того, была поставлена задача обеспечить возможность перевозки инвалидов-колясочников, в соответствии с чем микроавтобус получил двухстворчатую автоматическую дверь прислонно-сдвижного типа в середине базы.

Запуск в серию планируется не ранее 2018 года, но, я думаю, возможны варианты – уж очень хорошей получилась машинка!

Самый популярный экспонат выставки – автобусное шасси [b]ГАЗ-C40R13[/b]. Интерес к конструкции был отнюдь не праздный – очень хорошее решение для привлечения внимания!
[b]«ГАЗ Vector NEXT»[/b] на шасси ГАЗ-C40R13 был в версии «Турист» и «Школьный». Обратите внимание, что у междугородника всего одна автоматическая служебная дверь, а вторая сделана распашной и служит аварийным выходом
Багажный отсек с доступом снаружи кажется небольшим, однако с учётом того, что в салоне всего 25 посадочных мест, вопросов возникнуть не должно. Впрочем, в салоне зачем-то повесили наклейку о полной вместимости в 41 человек – я что-то упустил и на межгороде теперь можно возить стоя?!
А вот к салону «школьника» вопросов нет – 26 кресел с трёхточечными ремнями и никаких стоящих пассажиров, и полки для ранцев наконец-то исчезли. Зато и мест для сопровождающих, обычно стоящих «лицом» к салону, я и не обнаружил

До сих пор не ознаменовавший себя официальным стартом продаж «ГАЗ Vector NEXT», тем не менее, прирастает новыми модификациями. Вниманию посетителей были представлены версия с дополнительными ступеньками на входе. Этот автобус предназначен для перевозки детей. Была и междугородно-туристская модификация с багажным отсеком в корме, мягкими креслами и полками с индивидуальными блоками освещения и вентиляции.

Кроме того, представители завода озвучили информацию о предстоящем выпуске длиннобазных вариантов автобуса, так что ждём…

Кстати, у тех, кто не смог побывать на выставке IAA, была возможность увидеть её частичку – на стенде ГАЗа красовался тот самый «ГАЗ Kursor» (он же модель 4292), который демонстрировали в Ганновере.

Неплохо выступил и КАМАЗ со своим автобусным подразделением НефАЗ.

Низкопольники семейства [b]5299[/b] внешне отличаются только формулой дверей, у пригородного НефАЗ-5294-30-42 она 1–2–0. Остальные отличия в компоновке салона – четырёхрядная планировка кресел, сиденья с высокой спинкой, багажные полки…

Завод наконец-то создал пригородную версию автобуса в полунизкопольном исполнении – НефАЗ-5294-30-42. Особенность машины – в возможности перевозить инвалидов-колясочников на площадке напротив 2-й двери. Идея, в принципе, хорошая, а вот исполнение… Пол в передней части салона действительно ровный, но из-за этого сиденья пришлось расположить на очень высоких подиумах. Кроме того, в корме внушительный каскад ступенек в сочетании с низкими полками и поручнями не помогает перемещениям по салону. В общем, весьма спорный салон получился.

Общая заявленная пассажировместимость может варьироваться от 80 до 94 человек в зависимости от комплектации.

Новинка КАМАЗа – электробус [b]КАМАЗ-6282[/b]. Преемственностью поколений тут и не пахнет. Разве что было решено максимально развести текущее и следующее поколение автобусов?

Отдельного упоминания заслуживает электробус КАМАЗ-6282. Машина позиционируется, как «электорбус второго поколения». Данная градация вполне логична, ибо первое поколение, а именно КАМАЗ-55994Э на базе стандартного НефАЗ-5299EP уже вовсю тестируется в Москве. Судя по общению с производителями электрооборудования, опытная эксплуатация проходит успешно, а значит, пора подумать и о новом носителе.

Дизайн экстерьера электробуса самобытен и не похож на «5299» совсем. Хорошо это или плохо – вопрос спорный, но модельный ряд в любом случае должен обновляться, а тут как раз достойный повод.

«Остановись, мгновение!» – плоские поверхности, обилие клавиш и кнопок справа, архаичный переключатель позиций АКП. Похоже, дизайнеры интерьера КАМАЗ 6282 не успели закончить работу, ибо пока он никак не стыкуется с концепций передовых технологий Обратите внимание на стеклянные перегородки, отделяющие двери от кресел: и прозрачно, и не заметить их невозможно. Интересное решение. А вот «ламинат» на полу – довольно странное решение. Спишем это на особенности выставочного экземпляра

Из технических характеристик стоит отметить полную низкопольность автобуса и шахтное расположение силовой установки. Литий-титанатные аккумуляторы заряжаются за 8 минут, а самого заряда хватает на 70 км. Пассажировместимость 85 человек, из которых 24 могут ехать сидя. Формула служебных дверей – 2–2–2. Кабина водителя отгороженная, но без персональной двери.

Из автобусных «спутников», представляющих компоненты, хотелось бы отметить компанию ПЕТРОПЛАСТ из Санкт-Петербурга, детали которой присутствуют на многих образцах этой выставки, в частности на автобусах ЛиАЗ, ПАЗ, «ГАЗель NEXT».

Дизайн интерьера городского электрического автобуса от ПЕТРОПЛАСТ. Посетители выставки уже имели возможность протестировать инновационные пассажирские кресла на стенде компании

ПЕТРОПЛАСТ – одна из немногих российских компаний, деятельность которой охватывает не только производство, но и промышленный дизайн, проектирование и инновации в области производства транспортных средств. Ярким примером могут служить стилизованные ретротрамваи ЛМ-68М2 Санкт-Пететрбурга, дизайн которых выполнила компания ПЕТРОПЛАСТ.

Наши победили!

И конечно же нельзя обойти стороной тот факт, что в рамках выставки «Busworld Moscow Russia powered by Autotrans» состоялось и награждение победителей конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России». Данное мероприятие состоялось у нас уже в 16-й раз, но в отличие от прошлых лет бал в рейтинге теперь правит отечественная продукция!

Автобусных номинаций в этом году было три: «Городской автобус 2016», «Туристический/ Междугородный автобус 2016» и «Маршрутный автобус/ Маршрутное такси 2016».

Лучшим городским автобусом был признан «ГАЗ KURSOR» (модель 4292) (58 баллов) – надо сказать, весьма справедливо. Второе место получил газовый «Волжанин-5270G2» (35 баллов).

Среди междугородников первенство осталось за MAN Lion's Intercity (46 баллов). «Серебро» у «Volgabus Серпантин» (модель 528512) (31 балл), а «бронза» у МАЗ-232 (30 баллов).

Победа среди маршруток досталась «ГАЗ Vector NEXT» (48 баллов), продажи которого должны вот-вот начаться. На втором мес-те «Нижегородец VSN» (35 баллов), на третьем Foxbus (21 балл) – обе машины являются «каркасниками» собственного изготовления на шасси IVECO Daily.

Не могу не отметить, что практически все номинанты являются серийными моделями, которые можно встретить на реальных маршрутах, а не только в павильонах выставочных комплексов.

В двух грузовых номинациях бесспорную победу одержали машины поколения NEXT:

  • в номинации «Грузовик года 2016» места распределились так: «Урал NEXT» (47 баллов), КАМАЗ-6580 (29 баллов), «ГАЗон NEXT City» (25 баллов);
  • в номинации «Фургон/ Малотоннажник года 2016»: «ГАЗель NEXT» (ЦМФ) (61 балл), IVECO Daily (30 баллов), Mercedes-Benz Sprinter Classic (Euro 5) (17 баллов).

Судя по количеству завоеванного «золота», в глазах ведущих СМИ «Группа ГАЗ» выходит на новый уровень развития. Ждём подтверждения от потребителей!

…«европейцы»…

Увы, тех, кто любит восторженно поцокать языком, осматривая автобусы европейских производителей, в этот раз ждало разочарование. Из брендов на выставке свою экспозицию представили лишь MAN и Scania. Причём, обошлись без новинок. У немцев – междугородный MAN Lion's Intercity, у шведов – туристский Scania Touring, он же Higer A80T на шасси Scania K 400 IB4x2.

«Европейцы» на выставке были в явном меньшенстве. Немцы не стали ничего мудрить, продемонстрировали [b]MAN Lion's Intercity[/b], ставший победителем конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России» в номинации «Туристический/Междугородный автобус 2016»

Гораздо перспективнее выглядит активное продвижение совместного с ЛиАЗом детища междугородного «ЛиАЗ Voyage». Не знаю, как скажется такое решение на отношении перевозчиков к шведскому бренду в целом, но то, что «Группа ГАЗ» от этого выиграет – несомненно.

Кстати, ещё один MAN Lion's City A21 в «метановом» исполнении, красовался на стенде питерского перевозчика «Пассажиравтотранс». Причём был он не один, а в паре с сочленённым Volgabus 6271. Вот только если серебристые буквы MAN гордо красовались на маске «немца», то фирменный лейбл «Волжанина» был аккуратно заклеен скотчем. Подковёрные игры?

Автобус малого класса [b]Marcopolo Bravis[/b]. Машина прошла небольшой фэйслифтинг, заключающийся в примерке линзованой оптики вместо стандартных блок-фар. Несмотря на кажущуюся экзотичность, выпущено уже несколько сотен Bravis в различных модификациях
Автономный жидкостный отопитель на газовом топливе Spheros Thermo G

«Гвоздем» экспозиции фирмы «Вебасто Рус» стал автономный жидкостный отопитель на газовом топливе Spheros Thermo G. Этот бренд остаётся единственным в мире серийным поставщиком такого оборудования. Для сохранения лидерства предлагает отопитель нового поколения, получивший более лёгкий и компактный газовый редуктор, сертифицированный на работоспособность при температуре воздуха до –40 °С.

Webasto продолжает продвигать свою линейку накрышных кондиционеров; широкое разнообразие моделей было призвано проиллюстрировать модели Panama (нового поколения RTC) мощностью 10,5 кВт, оптимальный для больших микроавтобусов, и Santana (18 кВт), подходящий для автобусов среднего и городского класса.

…и Китай

Вопреки тяжёлой ситуации, вызванной резким ростом цен на автобусы из Поднебесной, представители китайских компаний всё ещё не теряют надежду на возобновление продаж своей техники.

В этот раз гостей было двое – King Long и Yutong. И если первые лишь анонсировали грядущее в следующем году обновление модельного ряда, то вторые блеснули сразу двумя новинками.

Узнать в [b]Yutong ZK6928HB9[/b] китайский автобус не составит труда – порой кажется дизайн, пропорции и основные конструктивные решения автобусов из Поднебесной невозможно изменить при всём желании. На самом деле к пожеланиям заказчиков китайцы по-прежнему прислушиваются очень внимательно

9,5-метровый междугородник Yutong ZK6928HB9 рассчитан на перевозку 39 пассажиров и 4,5 м3 багажа. Его 12-метровый коллега, Yutong ZK6122H9, перевозит 53 человека и 10,5 м3 багажа. Кроме того, для него предусмотрен 51-местный вариант с WC. Машины доработаны под российские климатические условия и… наши габариты. Двери стали шире, а расстояния между креслами больше.

Хороший знак – из салонов [b]Yutong ZK6928HB9[/b] исчез характерный химический «аромат», присущий до недавнего времени всем новым китайским автобусам. Да и сами салоны стали более комфортабельными. По крайней мере, места для коленей на заднем ряду кресел теперь достаточно

По словам представителей компании, обе машины можно заказать в исполнении с моторами на газовом топливе, вот только спрос на них по-прежнему невелик – баллоны на 4,5 м3 уменьшают пространство багажного отсека, что для междугородных перевозок критично.

А вот бывший лидер, Higer, в лице своего дистрибьютора Русбизнесавто в этот раз стенд не представил, хотя продажи марки к настоящему моменту исчисляются десятками. Может, потому что двухэтажный Higer KLQ6109GS, работающий на экскурсионных маршрутах Москвы, так и так демонстрировался на выставке, только от лица реального перевозчика?

Комментировать ... >>