Первые автомобили типа 8х8 для армии США
В годы Второй мировой войны конструкторы автопрома США, основного поставщика транспорта для стран антигитлеровской коалиции, создали новые типы автомобилей – «джип» и трёхосные полноприводные грузовики класса 2,5 т, которые оказали значительное влияние на развитие военно-автомобильной техники во многих странах мира. На основе боевого опыта велась разработка машин совершенно новых типов и классов, однако окончание военных действий в 1945 г. поставило крест на их серийном выпуске, что несколько замедлило эволюцию американских военных автомобилей. Например, если бы война с Японией продлилась до конца 1946 г. (а такой исход событий предусматривался стратегами в Вашингтоне), то армия США вполне успела бы получить грузовики с колесной формулой 8х8, которые в нашей реальности появились у нее лишь в конце 1960-х гг.
Самыми тяжёлыми тактическими грузовиками армии США во Второй мировой были трёхосные полноприводные тягачи Mack NO класса грузоподъёмности 7,5 т, которые применялись главным образом для буксировки 155-мм пушек и 203-мм гаубиц. Их поступление в войска началось в 1943 г., и в этот же период у американских военных зародилась идея расширить область применения военных автомобилей, создав ещё более тяжёлые транспортные средства. Новые машины должны были служить для буксировки 203-мм пушек и 240-мм гаубиц (в войну для этих целей служили гусеничные тягачи) и перевозить боекомплекты к ним. Для этих целей было предложено начать разработку автомобилей класса 12 американских тонн с колесной формулой 8х8.
Небычный Sterling
В октябре 1943 г. под кураторством Комитета по вооружениям были начаты проектные работы над новым 12-тонным автомобилем под военным обозначением Truck, Cargo, 12-ton, 8x8, T26. В 1944 г. постройка опытных образцов была поручена компании Sterling Motors Corp. из г. Милуоки (штат Висконсин). Sterling перед войной специализировалась на выпуске одноимённых тяжёлых грузовиков и, несмотря на небольшие объёмы выпуска (в 1941 г. в США компания продала 400 машин), считалась признанным специалистом в этой области. В годы Второй мировой она занималась главным образом постройкой тяжёлых автомобилей типа 6х4 и 6х6 для военного флота США. К концу 1944 г. первый «четырёхосник» был построен, а в январе 1945 г. начались его испытания в штате Техас. Единственный построенный образец тестировали в виде автомобиля с бортовой платформой и как седельный тягач с модифицированным серийным 40-тонным полуприцепом М15Е1. Автомобиль получился очень внушительным внешне и весьма необычным с технической точки зрения, так как для привода колёс компания Sterling применила цепную передачу. Несмотря на то что такой тип трансмиссии был к тому времени устаревшим, некоторые американские автопроизводители, такие как Mack, Peterbilt и Sterling, продолжали применять его на грузовиках тяжёлого класса. Так как при цепном приводе сделать колеса поворотными технически сложно, передние оси Т26 были сгруппированы в тележку, которая, как на автомобильном прицепе, поворачивалась на шкворне. Для снижения погрузочной высоты рама имела ломаную конфигурацию. Все эти технические решения несколько упростили конструкцию, позволив сократить количество карданных валов и отказаться от шарниров равных угловых скоростей. Из-за большой массы машины и для улучшения проходимости передние колеса получили двойную ошиновку, а на бездорожье автомобиль можно было «обуть» в четыре гусеничные ленты. В качестве силового агрегата применили 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель компании American LaFrance мощностью 275 л.с. Он был разработан в начале 1930-х гг. специально для пожарных автомобилей этой компании, но применялся и для других целей. Расход топлива Т26 превышал один литр на один километр. За кабиной тягача находилась двухбарабанная лебёдка с усилием 27,2 т. Дальнейшие испытания проходили уже на Абердинском полигоне (штат Мэриленд). В варианте седельного тягача автомобиль буксировал экпериментальный полуприцеп Т58Е1 грузоподъёмностью 45 т, созданный для перевозки перспективных танков Т26 (впоследствии стали серийными М26 Pershing). Полная масса такого автопоезда составляла 81,7 т.
Испытания вполне удовлетворили военных и, несмотря на то, что война к тому времени закончилась, было принято решение продолжить работы над автомобилями типа Т26, построив образцы с более мощными двигателями.
Альтернативный Corbitt
Новый автомобиль, спроектированный компанией Sterling, отличался от своего предшественника капотной компоновкой, а в качестве силового агрегата применили бензиновый двигатель от танка Sherman Ford GAA мощностью 525 л.с. В октябре 1947 г. военные получили три бортовых грузовика с обозначением Т26Е1, в декабре того же года – седельный тягач Т26Е4, а в феврале 1948-го – два эвакуатора Т26Е2 с крановым оборудованием компании Gar Wood. Один из грузовиков Т26Е1 имел кабину повышенной вместимости и в декабре 1947 г. был переделан в седельный тягач Т26Е3.
Летом 1944 г. началась разработка альтернативного варианта 12-тонного автомобиля. Постройку двух опытных машин заказали небольшой компании Corbitt Co. из г. Хендерсон (штат Северная Каролина). Corbitt специализировалась на выпуске грузовиков среднего и тяжёлого класса и в 1930-х гг. уже получила опыт постройки полноприводных автомобилей. Например, в 1940 г. в её производственной программе числилось семь моделей типа 4х4 и пять – типа 6х6. В годы войны Corbitt занималась выпуском 6-тонных грузовиков модели 50SD6 типа 6х6. Первоначально её четырёхосные автомобили получили обозначение T26E1, но в связи с разработкой компанией Sterling грузовика под аналогичным индексом их переименовали в Т33 и Т33Е1. В отличие от своих «соперников» автомобили Corbitt имели трансмиссию с карданными передачами и оснащались двумя передними ведущими и управляемыми мостами Timken с шарнирами равных угловых скоростей типа «Рцеппа». Совершенно иной была и силовая установка – радиальный бензиновый двигатель Continental R975-C4 мощностью 450 л.с., который в годы войны тоже устанавливали на танки Sherman. Между собой автомобили Т33 и Т33Е1 отличались конструкцией трансмиссии. В сентябре 1946 г. для испытаний был предоставлен Т33Е1, а в марте 1947 г. – Т33. Применение карданных передач позволило значительно увеличить скорость автомобилей по сравнению с машинами компании Sterling. Испытания автомобилей Corbitt и Sterling проходили в течение 1948–1949 гг. на Абердинском полигоне.
Допустимые возможности
Параллельно по инициативе Инженерного корпуса армии США велась разработка и 8-тонных автомобилей. В марте 1944 г. заказ на постройку опытного образца такой машины был выдан инжиниринговой компании из Лос-Анджелеса Cook Bros. Equipment Co. Выбор был сделан не зря, так как Cook Bros. в кооперации с другой компанией из Лос-Анджелеса, Allied Machinery Corp., в 1942–1943 гг. построила семейство опытных боевых машин с колёсной формулой 8х8, которое включало 3-дюймовые самоходные пушки Т55, Т55Е1 и транспортёр пехоты, известный как «Экспериментальное пустынное транспортное средство» (Experimental desert vehicle). Существовал и проект бронированного транспортёра танков, но он так и остался нереализованным. Ходовая часть этих машин состояла из пары одинаковых по конструкции двухосных тележек с цепным приводом колёс. Управление машиной осуществлялось путем поворота передней тележки. Новый грузовик, получивший обозначение Truck, 8-ton, 8x8, Cargo, Т20 и поступивший на испытания в 1945 г., был выполнен по аналогичной схеме, но имел ломаную раму и двойную ошиновку задних колёс. Изначально автомобиль проектировали как 12-тонный, но затем его класс грузоподъёмности снизили до 8 т. В качестве силовой установки был выбран 6-цилиндровый бензиновый двигатель Continental R6602 мощностью 240 л.с. Единственный построенный образец испытывали и как седельный тягач для автопоезда полной массой 43,6 т, и как автомобиль с бортовой платформой. Значительный запас прочности, заложенный при проектировании автомобиля, позволил ему преодолевать вертикальные препятствия даже со сверхнормативной нагрузкой в виде гусеничного трактора International TD18 весом 13,5 т.
В апреле 1945 г. заказ на постройку альтернативных 8-тонных автомобилей получила компания Corbitt. Её автомобиль, который получил обозначение Т20Е1, имел компоновку с обычными ведущими мостами, но при этом его передние оси не являлись управляемыми и были сгруппированы в поворотную тележку, что опять-таки позволило обойтись без ШРУСов. В 1946–1947 гг. было построено три автомобиля, отличавшихся друг от друга некоторыми конструктивными решениями силовой установки и трансмиссии. В начале 1948 г. был построен последний, четвертый образец, получивший индекс Т20Е4. Все автомобили оснащали экспериментальными 320-сильными 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями Continental X6820.
Судьба «монстров»
После окончания Второй мировой войны американские военные пересмотрели свои взгляды на типаж тяжёлых армейских автомобилей и в первой половине 1950-х годов начали оснащать армию трёхосными полноприводными грузовиками класса 5 и 10 т, на которые было возложено выполнение широкого круга задач, включая буксировку полуприцепов с танками. Хотя в послевоенных вооруженных силах места описанным в статье машинам так и не нашлось, работы над автомобилями типа 8х8 различной грузоподъёмности продолжались и в 1950–1960-х гг. Круг участников разработок был весьма широк – Детройтский арсенал (Detroit Arsenal), корпорации General Motors, Chrysler, Ford, International Harvester, а также «игроки» поменьше, такие как компании Kenworth и Reo. Первые серийные четырёхосные автомобили, 5-тонный Ford M656 и его модификации, поступили на вооружение армии США только в 1968 г., а с 1973 г. войска стали получать тяжёлые седельные тягачи Ward LaFrance M746, предназначенные для перевозки танков. При этом количество обеих моделей был весьма ограниченным: М656 построили 500 экземпляров, а М746 – всего 196. И лишь с появлением в 1982 г. 10-тонных грузовиков Oshkosh семейства HEMTT четырёхосные автомобили стали привычным явлением в вооруженных силах США.
Дальнейшая судьба описанных в статье автомобилей сложилась весьма печально. После окончания испытаний они вместе с другими опытными образцами заняли место на открытой экспозиции Абердинского полигона. Тем временем разразилась война в Корее, которая значительным бременем легла на американский бюджет. К началу 1953 г., когда война уже близилась к завершению, финансисты с целью сокращения военных расходов решили озаботиться экономией цветных металлов. Военные, до этого не привыкшие к экономии, принялись выполнять указания из Вашингтона. В действующей армии начался сбор отстрелянных гильз, а командование Абердинского полигона отправило в металлолом уникальные экспонаты, хранящиеся на его территории, включая и первые «четырёхосники». Как видим, такое варварское отношение к памятникам техники происходило не только в нашей стране…
Изготовитель и модель | Sterling T26 | Sterling T26E1 | Corbitt T33 | Cook Bros. T20 | Corbitt T20E1 |
---|---|---|---|---|---|
Класс грузоподъёмности, т | 12 | 12 | 12 | 8 | 8 |
Габаритные размеры, мм | 8966х3200х3353 | 8915х3200х3302 | 9271х2972х3404 | 8331х3150х3251 | 8077х2946х3353 |
Полная масса, кг | 34 050 | 35 707 | 34 186 | 24 103 | 26 332 |
Снаряжённая масса, кг | 23 154 | 24 811 | 23 290 | 16 839 | 19 068 |
Масса прицепа, кг | – | 22 700 | 22 700 | 9988 | 14 528 |
Двигатель:
|
American LaFrance V12, V-12 12 358 275 |
Ford GAA, V-8 18 029 525 |
Continental R975-C4, R-9 15 947 450 |
Continental R6602, I-6 9867 240 |
Continental X6820, I-6 13 440 320 |
Скорость, км/ч | 56 | 67 | 104 | 64 | 75 |