Mercedes-Benz X-Class задаёт новые стандарты
В этом году свершилось чудо: «Мерседес» решил выпускать пикапы! Подобный шок случался только в середине 1990-х, когда компания решила войти в утилитарный сегмент минивэнов со своим V-классом и малолитражками А-класса. Потом на трассы вышли кроссоверные универсалы M- и R-класса.
Спросите знатоков: почему в ряду «Мерседесов» не было раньше пикапов? А кто сказал, что в Штутгарте всё это время ничего не делали? Вас заклюют ссылками на вполне себе серийные G280 1980-х, европейские и аргентинские пикапы-юты 220D W114, южно-африканские Bakkie 1950–1960-х на базе «понтон» и деревянные мини-грузовики W136 1936 года, которые дожили в производстве до конца 1950-х.
Когда закончите загибать пальцы рук, переходите к пальцам ног: тюнинговые 3-осные «гелендеры» AMG, пикапы BCC на шасси M-класса, версии Binz и кучи-кучи американских и французских конверсий из купе, седанов и универсалов.
Закрыть амбразуру
Лихости, как и смелости планов, Daimler AG не занимать. Но не слишком ли концерн опоздал с премьерой пикапа и вносил изменения уже по ходу дела? Перенаселённая евроэкономика шатается как молочный зуб от «брекзитов», «натурального социализма» и ей не до сантиментов. Поэтому прицел немецкого концерна навострён на внешние рынки. Европе срочно нужно продавать свежий и качественный товар. Пикапы являлись самой очевидной болевой точкой. Решение пуститься во все тяжкие было продиктовано самоочевидным фактом: титул «пикап года» уже 6 лет в Европе получает Volkswagen Amarok – фактически первый массовый пикап, разработанный и выпускаемый в Европе. Но сколько можно давать знак качества одной марке? Тенденция к грузовому сегменту у «Фольксвагена» успешно решена ещё и другими нативными пикапами: Saveiro и Caddy, а у «Мерседеса» в кармане остался лишь утешительный районный приз из нескольких AMG G460 6x6, полюбившихся принцам Саудовской Аравии.
И тут был найден тактический ход: даже самые дорогие пикапы с обыденными роднит лишь одна деталь – крышка багажника! Что такое современный ближневосточный, европейский и русский пикап? Это седан! Достаточно к ульяновскому грузовику «Патриот» приделать крышку на грузовой отсек, как и он становится уже машиной весьма практичной не в огороде, но в городе. Нужно только подобрать нужный фоторобот для лица.
Успех массового продукта не должен быть связан с амбициями денежных кошельков, растущих звёзд шоу-бизнеса или оффшорных нуворишей, способных выложить в Европе деньги за брендовую вещь. А апломба у машины должно хватать с запасом, что и предопределило экспериментацию со стайлингом, которую мир должен покупать как Mercedes-Benz X-Class.
Открыть новую позицию гораздо легче, чем удержать её – резонно отмечали мудрецы античности. Шеф-дизайнер концерна Гордон Вагенер (Gorden Wagener) на презентации пикапа не рассказал ничего нового. Экспериментируя с фирменным стилем, уже не Гордону, а концерну придётся удерживать новый сегмент рынка – комфортабельные седаны в виде пикапа премиум-сегмента.
Гордон Вагенер, не будучи врагом своему таланту, с 1997 года вылепил из стиля гоночных «Мерседесов» новый, внешне безупречный агрегат, на котором не стыдно подъехать к Мариинскому театру или Grand Opera. Дизайнер даже здесь предусмотрел выбор словно для мажоров! Церкви имени трёхлучёвой звезды давно бы стоило раскошелиться на изобретение новой молитвы для своей благодарной паствы: Daimler AG без своего пикапа в третьем столетии выглядит как белая ворона в стае воробьёв. Именно поэтому Дитер Цетше, председатель правления концерна Daimler AG и руководитель подразделения Mercedes-Benz Cars, считает: «Пикапом Mercedes-Benz мы закрываем один из последних пробелов в нашем модельном ряду… При этом Х-класс задаёт новые стандарты в растущем сегменте рынка».
Инстинкт к шику
Уровень поддержки марки и уровень голосования за бренд кошельком – слишком разные вещи. И зависят они не только от кошелька, сколько от ожиданий. Подобное было с универсалами R-класса, которые если и не провалились в продажах, то уже точно не оправдали надежд. И сейчас концерн опять входит в клинч ожиданий. Премиальный пикап Гордон Вагенер разделил на два психотипа: красавец и зверь.
Современный покупатель пикапов во всём мире – далеко не рядовой фермер, и его приобретают не для работы, а для лайвстайла – активного отдыха и ради стремления выделиться из толпы. В ФРГ с этим есть сложность: нет повода выделиться из толпы. Молодёжь уже не покупает массово машины, как в благословенных 1990-х. Если G-класс в мерседесовской линейке – скорее портмоне голодного сибарита, то новый X-класс – это спортивный баул сытого вельможи. Подобную роль себе на короткое время пытался отвоевать M-класс у Lexus и Infiniti. Поэтому расчёт ведётся на обеспеченного покупателя, склонного к красивым аксессуарам, а не практичности, для чего создана версия X-Class Stylish Explorer на 22-дюймовых дисках с контрастной лакировкой хром / антрацит.
Гарцевание на шинах 35x11.5’’ в маскулинном варианте X-Сlass Powerful Adventurer должно обещать особое удовольствие любителям выделиться из толпы. Такие внедорожные аксессуары, как накладки на арках, ролл- и булл-бары и защиту под днищем будут предлагать в качестве опции. Дизайнерский экскурс стоит начать с фронтальной части, где нет места шноркелю. Облицовка радиатора оформлена замысловатыми релингами, словно взятыми с крепежа спортивного снаряжения и деталировкой напоминает защёлки горнолыжных ботинок.
Стайлинг не разменивается на мелочи с отсылками на какой-либо успех лучшей модели. Выбор дизайна – это такие конвенциональные соглашения между заказчиком и творцом, и здесь учтены все запросы и причуды. Раньше марку пикапа определяли только по эмблеме или надписи на заднем борту. Гордон Вагенер решил и из этой утилитарной детали сделать икону стиля, на серийной машине по образцу концепта периметр заднего борта будет обрамлён оригинальной светотехникой.
Стайлинг стал чистой рекурсивностью всех модельных рядов, где словно в зеркале отражены лучшие достижения концерна, начиная от «Формулы-1» и заканчивая элитными джипами. Заострённые капли передних фар, формульная юбка бампера, хищные лувры радиатора. Вагенер от Nissan, который лежит в основе новинки, не оставил ни одного камня.
В концернах внутренняя кухня зашнурована, как ботинки альпийских стрелков, и угадывание подробностей отведено почитателям. Если с экстерьером всё ясно, то с интерьером чуть сложнее: это будет самый роскошный на рынке салон, который целиком перейдёт с концепт-кара на серийный продукт.
Внешняя шероховатость кожи нубук с прострочкой выполнена в тёплых тонах и комбинируется с кожей наппа холодного белого цвета. Пошив хоть и выглядит безупречно, но уж нарочито бескомпромиссно. Детали из крупнопористого морёного дуба контрастируют с декоративными элементами из крацованного и полированного алюминия. И этот пафосный необуржуазный Casual для повседневной демонстрации шика грозит перерасти в китч. На панели приборов от обилия 3- и 4-лучёвых звёзд, заключённых в круглые оклады, аж в глазах рябит. Даже дверные карты оформлены как диваны и кажется, что на них может устроиться декоративная собачка.
Круглые дефлекторы климат-контроля, автономный центральный дисплей высокого разрешения и центральная панель управления с контроллером и мультифункциональной сенсорной панелью подчеркивают современную атмосферу. С помощью сенсорной панели всеми функциями телематики можно управлять как на смартфоне – посредством жестов или ввода букв и цифр.
В список опций войдут стандартные системы помощи водителю, включая слежение за разметкой и дорожными знаками, круговой обзор, контроль за мёртвыми зонами и даже активный «круиз», как на последнем Е-классе.
Вместимость грузового отсека составляет 4 кубометра, что ставит его в ряд со среднеразмерными пикапами. Под стать и грузоподъёмность 1,1 т, а также возможность буксировки 3,5-тонного прицепа.
Топовые варианты будут оснащать мерседесовским турбодизелем V6 с 7-ступенчатым «автоматом» и системой полного привода 4Matic с блокирующимися центральным и задним дифференциалами. Задняя 5-рычажная подвеска, как у Nissan Navarra, будет с собственными «мерсовскими» настройками.
Производство модели для австралийского, европейского и южно-африканского рынков начнётся на заводе Nissan в Барселоне уже в 2017 году. Параллельно с X-Class в аргентинской Кордобе начнётся выпуск пикапов Renault Alaskan.
Самой большой долей среднеразмерных пикапов от общего числа автомобилей располагает на сегодняшний день Австралия – 14,1 %, за ней следует Аргентина – 11,6 %, Бразилия – около 5 %. В Германии доли среднеразмерников – 0,5 %, в Великобритании – 1,3 %, в Турции – 1,4 %, в России – 0,8 %. Не забыты и США. Фолькер Морнинвег (Volker Mornhinweg), глава Mercedes-Benz Vans, недавно заявил: «Мы внимательно следим за американским рынком. Мы оцениваем условия для такого шага». Так что у американских поклонников пикапов будет ещё одна обожествляемая икона!