Аэродромные кондиционеры производства ОАО «Горизонт»
В летнее время тема кондиционеров для многих становится актуальной. Без них трудно представить себе комфортную жизнь горожанина, увязшего в духоте среди раскаленных бетонных джунглей офисов и строек. Но бытовыми установками все не ограничивается. Особую нишу занимают аэродромные кондиционеры на автомобильных шасси.
На аэродроме это основной атрибут обслуживания воздушных судов, и подчас их легко принять за компрессоры (кубические формы, радиаторы по периметру). Продукция московского ОАО «Горизонт» позволяет разобраться, что собой представляют кондиционеры для обслуживания самолетов.
Основное назначение аэродромного кондиционера – выработка и подача подогретого или охлажденного воздуха на борт самолета, когда он стоит в ангаре, на стоянке или перроне с выключенными двигателями. Горячий (от 50 до 80 °С) воздух необходим для прогревания салонов пассажирских воздушных судов или обогрева внутреннего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета в процессе предполетной подготовки, когда за бортом, допустим, –30°. Холодный (от +7 до +12 °С) – для остужения БРЭО во время проведения профилактических работ, когда бортовая система охлаждения отключена. Этим и очерчивается основная цель использования подвижных кондиционеров в наземных службах подготовки полетов.
Можно определить два основных различия между кондиционерами, применяемыми для военных и гражданских летательных аппаратов. У гражданских основным является высокая производительность, поскольку здесь приходится охлаждать или нагревать преимущественно салоны большого объема. Военные предназначены в основном для работы с БРЭО, и для них решающий параметр не производительность, а подача воздуха под давлением, которое для гражданских воздушных судов вовсе не нужно.
Среди дюжины продуцентов наиболее известны такие гранды, как Semifi Babcock (Франция) и Pavag (США). Отмечены даже китайские производители! Но есть в этом списке и два отечественных: для гражданских лайнеров московский «Авиаисток» выпускает прицепной кондиционер АИСТ-14 на базе французского… но это не совсем отечественный продукт, и получается, что единственной российской моделью является аэродромный кондиционер АК-0,4-М1 на шасси КамАЗ-53215, предназначенный для обслуживания в основном боевой авиации.
Кондиционер АК-0,4-М1 появился в 2000 году и за это время претерпел не одну модернизацию. Выпускает его ОАО «Горизонт» – известное в узких кругах военно-промышленное предприятие Государственной корпорации «Тактическое ракетное вооружение», которое с давних пор специализируется на военной продукции.
Темой аэродромных кондиционеров в «Горизонте» занялись сравнительно недавно. Родоначальником появления отечественных образцов этого типа спецмашин стало столичное НПО «Наука», которое с 1960-х годов занималось разработкой всех советских аэродромных кондиционеров, в том числе для самолетов-разведчиков, штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков. По их документации кондиционеры выпускали в Бакинском авиационно-производственном объединении (БАПО). Однако с развалом СССР Азербайджан стал независимой страной, и Россия фактически лишилась единственного отечественного на тот момент производителя этого типа средств наземного обслуживания летательных аппаратов. Это даже не означало, что новые кондиционеры теперь формально приходится покупать за рубежом – в 1990-е годы у военных денег-то и на отечественные не хватало. Речь шла о необходимости проведения ремонта, и выполнять это было негде: требовались запчасти и комплектующие, производители которых тоже оказались за границей.
Поэтому в 1993 году ОАО «Горизонт» приступило к капитальному ремонту аэродромных бакинских кондиционеров моделей АМК-24 / 56-131, АК-1,6-9А и АК-0,4-9А «Пороша», массово применявшихся в авиации в то время. На «Горизонте» полностью изучили всю документацию и постарались при проведении ремонта максимально использовать отечественные «заменители», но это не всегда получалось. Иногда даже приходилось из нескольких нерабочих кондиционеров собирать один действующий. В итоге руководство ОАО «Горизонт» решило пойти по пути организации собственного производства. Так в 1998 году появился первый кондиционер АК-0,4М на шасси КамАЗ-53213, который концептуально повторял «Порошу», но при этом имел ряд принципиальных отличий, например, в установке кондиционирования был применен хладагент «Хладон-22» (R22) вместо запрещенного Монреальским протоколом 1985 года «Хладона-12» (R12), который оказывает разрушающее воздействие на озоновый слой. В течение 1998–1999 гг. АК-0,4М проходил заводские испытания, после которых его решили переработать, поскольку он не обеспечивал необходимую холодопроизводительность при температуре окружающей среды выше +40 °С. После модернизации холодильной системы и ряда других узлов кондиционер стал работать на экологически безопасном и производительном хладагенте – «Хладон-134а». Новый кондиционер получил обозначение АК-0,4М1. Именно он был принят за образец для промышленного производства, и в 2000 году были изготовлены 8 серийных кондиционеров АК-0,4М1, два из которых отправили в Индию. На следующий год ОАО «Горизонт» оформило полный комплект разрешительных документов на производство этих спецавтомобилей: WMI-код изготовителя, отраслевой индекс на кондиционер (мод. 5873-0000010) и Одобрение типа ТС. С тех пор их годовой выпуск варьируется от 3 до 10 единиц в год, в зависимости от количества заказов ФГУП «Рособоронэкспорт». Оно является основным потребителем, а точнее сказать, посредником между иностранными заказчиками, которые покупают у нас боевые самолеты Су, МиГ и др. Поскольку в обязательный комплект поставки в качестве обслуживающего оборудования входят и аэродромные кондиционеры «Горизонта», то неудивительно, что их можно встретить в различных уголках мира: в Индии, Алжире, Венесуэле…
В процессе производства кондиционеры постоянно модернизировали. Надо отметить, что изготовлять многие комплектующие для кондиционера самостоятельно заводу было не под силу, поэтому приходилось использовать в основном импортную начинку. Первое время предприятие широко сотрудничало с Бакинским НПП «Иглим» (бывшее БАПО), закупая у азербайджанцев большинство комплектующих: кузов, элементы основания, несложные датчики и аппаратуру для комплектации кондиционеров. Бакинцы на это сотрудничество шли охотно, поскольку из-за отсутствия спроса на собственные кондиционеры выживали за счет производства комплектующих. Но с каждым годом их качество падало, и ОАО «Горизонт» было вынуждено искать других поставщиков, основная масса которых – европейские фирмы.
Так, после проведения исследований в 2006 году специалисты предприятия пришли к выводу, что применяемая «бакинская» схема с использованием двухконтурной холодильной системы с воздухоохладителями, расположенными по последовательному принципу, неэффективна, так как снижает производительность обоих охладителей: в этом случае один из них в процессе работы всегда перегружен, а другой – недогружен. В итоге в 2007 году на серийных машинах, получивших индекс АК-0,4-М1, была применена современная холодильная установка на базе компрессоров фирмы Bitzer немецкого производства, отличная от устанавливаемой до сих пор на все отечественные аэродромные кондиционеры.
Второй этап модернизации пришелся на конец 2008 года, когда ОАО «Горизонт» полностью отказалось от азербайджанских комплектующих. Именно в это время завод начал устанавливать на свои кондиционеры новые сэндвич-кузова, выпускаемые ООО «Автофургон» (Козловка, Чувашия), и воздушные французские нагнетатели Hibon вместо используемых ранее ЯАЗ-206. Кроме того, был разработан новый аэродинамический глушитель, который позволил уменьшить шум от работы кондиционера на 20 %. В ноябре прошлого года новый вариант кондиционера был принят на вооружение. Именно в таком виде он теперь поставляется за границу. А выпускаемые для Министерства обороны РФ аэродромные кондиционеры АК-04М1 отличаются от экспортных окраской хаки и базовым шасси КамАЗ военной комплектации.
Сегодня выпускаемые в ОАО «Горизонт» мобильные аэродромные кондиционеры единственные в мире, которые благодаря применению роторно-лопастного нагнетателя способны подавать воздух на борт самолета под избыточным давлением (0,4–0,5 кгс / cм2), которое более чем в десять раз превышает показатели современных зарубежных аналогов, смонтированных на автомобильных шасси. Поэтому для обслуживания отечественных боевых истребителей, где разветвленная система охлаждения БРЭО может продуваться исключительно под давлением, пригодны только наши кондиционеры. Заводчане рассказывают, что некоторые иностранные заказчики пытались применять для истребителей Су-27 импортную технику, и, в частности, в Индии у одного из самолетов сгорело все БРЭО, которое стоит, по приблизительным подсчетам, как 100 аэродромных кондиционеров. После этого во избежание подобных случаев все, кто покупает у нас самолеты, до истечения гарантийного срока обязаны применять только кондиционеры модели АК-0,4-М1… и ими охотно пользуются во всех странах, где летает наша боевая техника.
Прогресс не стоит на месте. По просьбе иностранных заказчиков на предприятии ведутся НИОКР по созданию новой модели аэродромного кондиционера – на прицепном шасси. Новая разработка, получившая пока условное обозначение АК-0,4-М2, будет отличаться от своего предшественника не только транспортной базой, но и питанием от внешней электросети. В принципе, это логичный шаг, если учесть, что предназначены они для использования на территории аэродромов, где розетка всегда найдется. Зато при отсутствии электроагрегата кондиционер стал настолько компактен, что помещается на небольшом двухосном прицепе, а не в КамАЗе, который в далеких странах тоже надо как-то обслуживать. Поэтому, видимо, скоро на экспорт будут поставлять только прицепные кондиционеры для использования на базовых аэродромах, в то время как для использования на отечественных аэродромах наша армия в соответствии с принципом мобильности требует применения автомобильных шасси, так что на АК-04М1 крест ставить еще очень рано.
Модель: | АК-0,4-М1 | АК-0,4-М2* |
---|---|---|
Базовое шасси | КамАЗ-53215 | Низкорамный 2-осный прицеп |
Габаритные размеры, мм | 8450х2500х3200 | 5000х2500х2400 |
Масса, кг | 15 100 | 5500 |
Углы свеса, град: передний/ задний | 26 / 27 | н.д. |
Массовая подача воздуха на борт, кг/с (кг/ч) | 0,2–0,7 (750–2500) | |
Избыточное давление подаваемого воздуха, кПа | 0,35 | 0,25–0,35 |
Режим работы | Охлаждение, вентиляция, обогрев | |
Применяемый хладагент | R134a | |
Температура подаваемого охлажденного воздуха, °С | 5–15 | 10–15 |
Температура подаваемого подогретого воздуха, °С | 15–90 | 15 – 90 |
Потребляемая мощность, кВт | До 100 | |
Источник электропитания и используемое напряжение, В | Автономный (генератор АД-100С) или внешний, 380 | Внешний, 380 |
Расход дизельного топлива, кг/ч | 40 | – |
Время подготовки до выхода на заданный режим работы, мин.: при охлаждении/ обогреве | 15/ 30 | н.д. |
Продолжительность непрерывной работы, ч | 8 | |
Обслуживающий персонал, чел. | 1 |