Рекомендации по обслуживанию тормозной системы специалистов компании Bosch
Любая система в автомобиле, даже самом современном, требует периодической инспекции. Сегодня поговорим о том, что придумали очень осторожные люди – о тормозах. И они ли придумали тормоза?
Может, кто-то думает и даже убеждён в том, что автогонщики – люди отнюдь не осторожные. Но тем не менее именно спортсмены утверждают, что без хороших тормозов гонку не выиграть. В обыденной же эксплуатации тормозной системе уделяют минимум внимания: периодическая замена колодок, дисков или барабанов, регулировка «ручника», ремонт трубопроводов и замена повреждённых шлангов. Вот, пожалуй, и всё. Давайте теперь разберём, насколько такое внимание к тормозам достаточно для безотказной работы важнейшей системы автомобиля.
Из года в год возникает и повторяется ряд типовых часто задаваемых вопросов, связанных с тормозной системой, на них мы подготовили ответы. Некоторые выкладки я взял из собственного довольно богатого опыта, некоторые нюансы почерпнул из разных авторитетных источников, и кое-что нам прокомментировали специалисты учебного центра компании Bosch. Ведь Bosch поставляет на рынок автозапчастей компоненты тормозной системы для легкового и лёгкого коммерческого транмпорта.
Тем не менее учтите, в рамках журнальной публикации сложно объять необъятное, на самом деле вопросов и нюансов гораздо больше, недаром подготовка толкового автомеханика занимает не один год!
Колодки, скрипы, заедания
При замене колодок в дисковых механизмах автослесари иногда даже неполностью разъединяют суппорт: конструкция многих скоб позволяет извлечь изношенные колодки, отвинтив всего один болт. При таком подходе грязь и продукты износа останутся внутри скобы и на привалочных плоскостях, затрудняя перемещение новых колодок, иногда даже заставляя работать их с перекосом и подклиниванием. Итог – повышенный износ колодок и дисков, пониженная эффективность торможения, нестабильное замедление и плохая информативность педали тормоза.
При грамотном проведении ремонтных работ скоба демонтируется полностью, аккуратно подвешивается при помощи проволочного крючка (использовать для этого тормозной шланг вопиюще недопустимо!), очищается от грязи, а на привалочные плоскости и направляющие наносится специальный термостойкий смазочный материал.
Если же быть дотошным и стремиться к идеалу в техническом состоянии автомобиля, то даже если замена дисков или колодок не требуется, сервисные процедуры продлят их ресурс. Минимум, который необходимо сделать автомеханику при обслуживании тормозной системы, – демонтировать суппорт, проверить состояние всех компонентов, а также удалить грязь и нанести в нужные места смазку.
Чудеса со смазкой
Вопреки активному применению при обслуживании тормозной системы алюминиевых, медных или любых других металлосодержащих смазок, делать это необходимо с некоторой осторожностью, с оглядкой на конструкцию современного автомобиля. В процессе эксплуатации между разными металлами возникает электрохимическая реакция, в результате чего детали могут окисляться, появляется коррозия. Это приводит к тому, что колёсные диски «прикипают» к ступице или тормозному диску, теряют подвижность колодки и суппорт в направляющих. Кроме того, возникающие в процессе электрохимической реакции микротоки могут негативно влиять на работу электронных тормозных систем ABS / ESP. Но, как показывает опыт, медная смазка в абсолютном большинстве случаев более безопасна, чем алюминиевая, «старинная» графитовая менее эффективна, а некоторые крупные производители имеют на этот случай свой специализированный «нишевой» продукт. Например, материал для механизмов тормозных систем Bosch Superfit, не содержащий металлов и кислот.
Жидкие вопросы
Даже автомобиль с пневматической тормозной системой имеет бачок с тормозной жидкостью в ПГУ, не говоря уже о гидроприводе тормозной системы, правящей бал в сегменте малотоннажников и лёгких коммерческих авто. Снижение уровня жидкости в бачке является признаком износа колодок и дисков, либо может говорить о других проблемах в системе.
И ещё вот такой любопытный факт: кроме основной функции высококачественная тормозная жидкость защищает детали системы от коррозии. Всем давно известно, что эта жидкость гигроскопична и требует замены, в зависимости от типа в среднем один раз в два года, иногда в сыром климате даже чаще. Объективно оценить свойства тормозной жидкости поможет измерение температуры кипения. Сделать это можно только при помощи специального тестера, например, Bosch BFT-100.
Но многие пренебрегают своевременной заменой тормозной жидкости, несмотря на копеечную стоимость материала и небольшой объём работ. Последствия этого пренебрежения бывают двух типов: дорожные неприятности и внеплановое удорожание ремонта тормозной системы. В первом случае при необходимости движения в сложном для тормозов режиме с большим нагревом (горная дорога) содержащаяся в жидкости вода закипает, превращаясь из несжимаемой жидкости в пар, вызывая увеличенный ход, а то и полный провал педали одновременно с отсутствием требуемого замедления. Во втором случае содержание влаги в «тормозухе» приводит к банальной коррозии зеркала тормозных цилиндров, поршеньков, трубопроводов, разгерметизируя и подклинивая эти детали. Ремонт из-за коррозии усложняется проблемой разъединения приржавевших узлов, при демонтаже часто ломаются соседние компоненты по цепной реакции. Бывает, вы собирались заменить только отказавший колёсный цилиндр, а «попали» ещё и на шланг, трубопровод, тройник, регулятор.
По барабану
Барабанные тормозные механизмы, всё ещё встречающиеся на задних осях бюджетных версий и моделей, но вполне актуальные спереди и сзади для строительной техники, менее теплонагруженные, но более трудоёмкие в обслуживании и ремонте, зато более долговечные. Основные проблемы все те же: своевременная замена колодок, проверка биения, смазка исполнительных механизмов привода и самоподвода. Среди новых грузовиков, в основном корейских и японских, до сих пор имеются механизмы, требующие регулярного «подведения» – регулировки зазоров между колодками и барабаном.
Особенность барабанных тормозов в том, что обо всех проблемах чутко сообщит увеличение хода педали и значительно упавшая интенсивность замедления при возросшем усилии воздействия на педаль. Если это уже произошло, то ремонт будет происходить с затруднениями. Образовавшийся вследствие износа буртик на тыльной стороне барабана будет препятствовать его демонтажу, закисший крепёж и несмазанные механизмы, потерявшие подвижность, трудно разработать, их приходится заменять, что приводит к дополнительным затратам.
Вывод абсолютно прозаический: регулярная инспекция, регулировка и смазка – и нет проблем. Вот только этой идилии препятствуют следующие факторы: проблема простоя подвижного состава, вызванная регулярной необходимостью постановки транспорта на профилактику, дефицит машин на линии, нежелание оптимизировать работу, отсутствие ремзоны, разгильдяйство, безответственность, недальновидность, лень. Старая песня…
А теперь серия вопросов и ответов.
Некоторые актуальные вопросы о тормозах
Почему тормоза начинают скрипеть? Правда ли, что шум при торможении возникает из-за тормозных колодок?
И да, и нет. Это распространённая, но не единственная причина. Шум при торможении возникает за счёт вибраций и резонанса разных деталей тормозной системы, подвески и рулевого управления. Кроме того, если скрип появился после длительной эксплуатации, на некоторых колодках начинают издавать звук специальные индикаторы износа, сигнализирующие о необходимости замены колодок.
Если после замены колодок появились звуки, значит ли это, что новые колодки плохие?
Думать, что звуки издают плохие, некачественные колодки, в корне неверно. Тормозная система – это единое целое. Работает она подобно оркестру. Вибрации при работе тормозов неизбежны, при этом по отдельности компонентов системы может быть и не слышно. Но когда в разных местах понемногу накапливается износ, начинают вибрировать и вступает в резонанс сразу несколько деталей, тормозная система начинает «звучать» в полную силу. Это могут быть не только детали тормозной системы, но и элементы ходовой части: сайлентблоки, стойки стабилизатора и другие компоненты ходовой части. Поэтому при возникновении шума необходим детальный осмотр. Более того, если поставить одну и ту же колодку на разные автомобили, на одном она может вести себя идеально, а на другом вступать в резонанс с остальными деталями. Очень часто шум исходит от тормозного диска, так как он имеет довольно большую площадь и выступает в качестве своего рода динамика.
Нужно ли вместе с колодками или дисками менять направляющие или другие компоненты тормозной системы?
Если дополнительные компоненты тормозной системы для крепления колодок, уменьшения шумов и вибраций находятся в хорошем состоянии, можно оставить их. Однако со временем направляющие изнашиваются, на поверхности появляется коррозия, а пружины и пластины теряют свои характеристики. Так как стоимость этих компонентов невысока, время от времени или при необходимости следует заменять их новыми.
Можно ли использовать на всех автомобилях керамические колодки, какие применяются на спортивных моделях? Фрикционные материалы универсальны?
Фрикционные материалы неуниверсальны, здесь рекомендуется основываться на свойствах компонентов и характеристиках базовых оригинальных спецификаций. Каждая система разработана для достижения поставленных ей задач и требований. Если на автомобиле с тормозами, разработанными для работы с традиционными колодками, установить керамические, то их стремительный износ с высоким уровнем пыли от тормозных механизмов приведёт к повреждениям и сбоям в работе системы. И наоборот, если изначально применяемые керамические колодки заменить на традиционные, то недостатки в виде шумов и чрезмерного износа диска обеспечены. При замене всегда лучше придерживаться принципа оригинальной конструкции.
Какие преимущества имеют тормозные диски с покрытием?
Покрытие на премиальных тормозных дисках увеличивает коррозионную стойкость и термостойкость, продлевающих срок службы диска и тормозной системы в целом. Такие диски не требуют предварительной очистки поверхности перед установкой.