Самосвал Scania P400 CB6x6 «Black Claw»
С шедевральным творением по имени «Красная жемчужина» шведского дизайнера по имени Свен-Эрик Бергендаль – Свемпа мы познакомились довольно давно, в 2010 году («ГП» № 6, 2010 г.). С тех пор много воды утекло, но дизайнер не терял времени зря: уникальный тягач «Чёрный янтарь» и ход-рот «Химера» – очередные плоды творений талантливого шведа, увидевшие свет соответственно в 2011 и 2015 году. А в 2016 году Свен-Эрик построил образ «Чёрного Когтя» – уникального самосвала, который в октябре 2016 года прошёл серию тестов в суровом Ханты-Мансийском автономном округе, в окрестностях Сургута. Мы же на страницах журнала пройдёмся по материальной части уникальной машины, имеющей к тому же имя собственное «Black Claw».
Само собой разумеется, что приобрести такую технику в здешних краях по силам только нефтегазовой отрасли, и спецификация «Чёрного когтя» «заточена» как раз именно под такого заказчика. Основное и принципиальное отличие «Чёрного Когтя» (прозаичное наименование согласно спецификации – Scania P400 CB6x6) от большинства полноприводных самосвалов Scania с колёсной формулой 6х6, которых, в общем, наберётся немало в нашей стране, односкатная широкопрофильная ошиновка по кругу размерностью 16.00R20, так как автомобиль был специально разработан с учётом эксплуатации в сибирском регионе.
Силовая линия и ходовая часть
Двигатель машины – старый знакомый DС13 с настройкой мощности в 400 «лошадок» и пятым экологическим классом. КП – конечно же роботизированная, очередная версия не менее давнего знакомого «Оптикруза», именно на него делают ставку инженеры шведской фирмы для работы на бездорожье. Так, по их инженерному мнению, можно исключить ошибки водителя и не позволить раньше времени посадить самосвал в топкий грунт.
В работу автоматизированной трансмиссии интегрирован алгоритм управления с гидравлическим замедлителем-ретардером Scania, входящим в комплектацию «коготка». Передний ведущий мост 9-тонный, задние мосты грузоподъёмностью 16 тонн. Ведущие мосты с межосевыми и межколёсными блокировками и традиционными для этой шведской марки масляными фильтрами в редукторах. В трансмиссии применена главная пара передаточным отношением 5,14.
В тормозной системе барабанные механизмы спереди и сзади, электронное перераспределение тормозных сил (EBS), система предотвращения скатывания на уклоне и электронная система курсовой устойчивости ESP. Подвески по кругу рессорные. Стабилизатор поперечной устойчивости на передней оси увеличенной жёсткости. Глядя на весь этот набор, сразу всплывает в памяти уже много раз озвученная на конференциях и мероприятиях политика Scania – направленное транспортное решение, собранное из стандартных серийных компонентов собственного производства. Казалось бы, ничего особенного, всё гениальное просто. Вот только, если вдуматься, какой гигантский объём работы скрывается за ширмой той самой гениальной простоты.
Самосвальный кузов
Надстройку когтистого самосвала изготовили в Польше силами филиала норвежской компании Istrail. Материал – сталь Hardox, толщина стенок – 6 мм, толщина пола – 8 мм. Кузов предназначен для перевозки инертных материалов и эксплуатации при температуре воздуха от +45 до –50 °C. Механизм подъёма кузова финской компании Nummi оснащён двойными гидроцилиндрами, выполненными по технологии твёрдого хромирования с креплением под кузовом и электровибратором.
Плоды творца
Ну а какой вклад внёс в грозный самосвал знаменитый Свен-Эрик Бергендаль? Да чисто декоративный. Мы уже много раз говорили об уникальных направленных транспортных решениях Scania. И такую машину просто нельзя было не украсить. Это цветовая гамма, «когти» во внешнем оформлении кузова, огромное «карбоновое» название марки на «лбу», обтянутый кожей руль, обивка дверей и сидений с жёлтой прострочкой в интерьере. И множественные шильдики повсюду, даже на задней стенке кабины. Знай, мол, наших! Цена же вопроса вполне соответствует общему уровню столь специфической машины, чтобы вволю «поточить когти» о скальный грунт Западной Сибири придётся выложить около 12 миллионов рублей.
Параметр | Значение |
---|---|
Колёсная формула | 6х6 |
Полная масса, кг | 41 000 |
Допустимая нагрузка на 1-/2-/3-ю оси, кг | 9000/16 000/16 000 |
Двигатель:
|
DC13 400 (Euro 5) Дизельный, 6 цилиндров в ряд 12,9 400 при 1900 мин-1 2200 при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач:
|
Opticruise GRS905 Автоматизированная (12+2)/ 2 |
Передаточное число моста | 5,14 |
Подвеска | Рессорная на всех осях |
Тормозная система | Пневматическая |
Размер шин | 16.00R20 |
Вместимость топливного бака, л | 400 |