<<< Назад
III квартала тишины

Выводы о состоянии рынка коммерческого автотранспорта делать пока рано

Александр Трохачёв

Результаты продаж новой коммерческой автотехники в России в январе–сентябре 2016 года показали, что большинству прогнозов экспертов грош цена. Замусоленное до дыр слово «дно» так и не достигнуто, а в большинстве рыночных сегментов признаков стабилизации даже под микроскопом не видно. Сбыт иномарок всех классов продолжает лихорадить, и только отгрузки автобусов и тяжёлых грузовиков показали «плюс». Но стоило вытащить голову – хвост увяз: реализация малотоннажников ушла в «минус».

Всё ещё ждём перемен

Автомобили полной массой до 6 т долгое время были поплавком, удерживающим на поверхности суммарные показатели рынка новых автомобилей в РФ. Однако под грузом проблем и этот сегмент пошёл вниз.

О причинах говорилось не раз, а из других факторов добавился уход с рынка целого ряда моделей. Это связано с необходимостью сертификации новых автомобилей, что при небольших объёмах сбыта импортёрам экономически невыгодно. Кроме того, завершилось действие программ государственной поддержки и льготных условий приобретения. Подножку поставил и рынок Казахстана, где власти ввели ограничительные меры: налог на регистрацию и утилизационный сбор. Не было и больших госзакупок по программам обновления парка карет «скорой помощи».

Как итог – падение продаж иномарок LCV в январе – сентябре текущего года к такому же периоду прошлого года на 15,2 %, или почти на 3,2 тыс. ед. Для сравнения: в это же время год назад по отношению к предшествующему периоду спад был гораздо больнее: 39,3 %. Впрочем, кому сейчас от этого легче! Своё положение относительно конкурентов среди зарубежных брендов улучшили Hyundai и Peugeot. Лучшую динамику продаж в первой десятке по итогам января – сентября 2016 года показал Volkswagen: у него рост 35 %. За ним IVECO с прибавкой 32,4 % и следом Hyundai с плюсом в 17,9 %. А вот замкнувший топ-5 Ford снизил количество продаж до 14 %. Всего было продано немногим более 17,8 тыс. иномарок. В этот период повысилась роль поддержки клиентов в виде расширения программ финансирования, увеличения привлекательности сервисных контрактов и условий продаж по трейд-ин.

Автомобили российской сборки не справились с задачей импортозамещения и тоже показали нисходящую динамику объёмом более 1,2 тыс. ед., или –3 %: клиентам отгружено 39,2 тыс. ед. Среднестатистический спад LCV всех марок и моделей, по данным аналитического агентства «Автостат Инфо», составил 4,4 тыс. ед., или 7,2 %. В целом за девять месяцев уходящего года в новые руки передано свыше 57 тыс. ед. техники малой грузоподъёмности без пробега. Доля машин «Сделано в России» выросла на три процентных пункта, до 68,8 %, а по иномаркам сократилась на такую же величину, до 31,2 %. Бессменным фаворитом сбыта остаётся ГАЗ, увеличивший продажи за девять месяцев на 2,8 %. А вот идущий следом УАЗ в приличном минусе величиной 13,9 %.

Продажи новых LCV (<6 т) в РФ по маркам в в январе–сентябре 2016 г.
Марка нового LCV Январь–сентябрь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
ГАЗ 27 234 26 503 731 2,8
УАЗ 11 999 13 932 –1933 –13,9
Mercedes-Benz 4548 6250 –1702 –27,2
Volkswagen 3480 2578 902 35,0
Ford 3046 3544 –498 –14,1
Fiat 1575 2344 –769 –32,8
Hyundai 1088 923 165 17,9
Peugeot 1051 1340 –289 –21,6
IVECO 1037 783 254 32,4
Citroёn 854 1152 –298 –25,9
ИТОГО в топ-10 55 912 59 349 –3437 –5,8
Renault 502 1098 –596 –54,3
Toyota 172 107 65 60,7
Changan 168 0 168 999,0
FAW 87 79 8 10,1
BAW 84 104 –20 –19,2
ИТОГО в топ-15 56 925 60 737 –3812 –6,3
Другие бренды 162 758 –596 –78,6
ВЕСЬ РЫНОК 57 087 61 495 –4408 –7,2
Всего российских 39 254 40 468 –1214 –3,0
Всего иномарок 17 833 21 027 –3194 –15,2

Говоря об итогах трёх кварталов 2016 года, уместно вспомнить, что падение-2015 за те же девять месяцев составляло 31,2 %, а сейчас оно в 4,5 раза меньше. По отечественным LCV трёхпроцентный спад текущего года – практически ничто по сравнению с обвалом годичной давности в 25,5 %. Ещё немного такого тренда – и можно будет констатировать стабилизацию спроса и предложения.

На протяжении III квартала 2016 года реализация новых LCV шла с переменным успехом. Например, в августе был спад по отношению к июлю, а в сентябре рынок почти достиг июльских значений. Самое удивительное, что все прошедшие три месяца продажи новых иномарок массой до 6 т росли, а сбыт российских марок то падал, то снова демонстрировал рост. В сентябре по отношению к августу 2016-го продажи выросли на 11 %, но сравнение с таким же месяцем прошлого года проиграли: – 8,1 %, до 6,9 тыс. ед.

Самые продаваемые новые LCV (<6 т) в РФ в июле–сентябре 2016 г., ед.
Модель нового LCV Июль Август Сентябрь III квартал
«ГАЗель NEXT» (4х2) 1732 1330 1670 4732
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 1030 731 736 2497
УАЗ-3741 (4х4) 585 611 687 1883
Mercedes-Benz Sprinter (4x2) 422 454 453 1329
УАЗ-3909 (4х4) 309 354 361 1024
Ford Transit (4х2) 309 305 405 1019
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 275 238 249 762
ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» (4х2) 318 219 214 751
ГАЗ-2705 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 213 176 244 633
УАЗ-2206 (4х4) 183 179 223 585
ИТОГО в топ-10 5376 4597 5242 15 215
Fiat Ducato (4x2) 155 165 129 449
УАЗ-3303 (4х4) 146 160 135 441
Volkswagen Caravelle (4x2) 153 135 152 440
Hyundai H1/H100 Starex (4x2) 89 91 126 306
ГАЗ-2217 «Соболь Бизнес» (4х2) 105 82 97 284
ИТОГО в топ-15 6024 5230 5881 17 135
Другие бренды 885 969 997 2851
ВЕСЬ РЫНОК 6909 6199 6878 19 986
Всего российских 4964 4152 4735 13 851
Всего иномарок 1945 2047 2143 6135

В августе спрос на новые иномарки класса LCV к августу 2015-го охладел на 6,2 %, а в сентябре – уже на 22,7 % (продано 2,1 тыс. ед.). Российские автомобили стали более востребованы, чем в минувшем сезоне: в августе рост продаж составлял 5,6 %, а в сентябре он словно наткнулся на невидимое препятствие и сбавил обороты до 0,5 % (поставлено 4,7 тыс. ед.). Результатом таких перемен стала корректировка рыночной доли под занавес III квартала: если по иномаркам она снизилась почти на шесть процентных пунктов, до 31,2 %, то по отечественным машинам на столько же подросла, достигнув отметки 68,8 %.

Модельные предпочтения россиян за девять месяцев практически не изменились. По-прежнему в фаворе «ГАЗель NEXT» (+37,2 %) и УАЗы моделей 2206 (+24,5 %) и 3909 (+10,5 %). Но даже продукции этих производителей коснулся груз падения. Например, «ГАЗель Бизнес» стала продаваться хуже на 16 %, а УАЗ-3741 – на 33,8 %. Если учесть, что счёт идёт на сотни и тысячи автомобилей, такой удар под дых весьма болезненный. Впрочем, ещё не вечер: за оставшееся до Нового года время многое наверняка изменится.

Улучшения на фоне падения

Грузовой рынок России медленно, но уверенно движется по пути оздоровления. Многомесячное затяжное падение, похоже, прекратилось и сменилось робким, но поступательным ростом. За три квартала 2016 года продажи новых грузовых автомобилей среднего и тяжёлого класса выросли на 4,7 % в годовом сравнении и превысили 35,2 тыс. ед.

Констатировать улучшение ситуации приходится на фоне падения сбыта новых иномарок на 1,9 тыс. ед., или на 15,4 %. И пока курс евро, доллара США и других валют не станет лояльнее по отношению к рублю, рассчитывать на всплеск покупательской активности не приходится. Но нет худа без добра: снова проснулся интерес к грузовикам российского производства. За девять месяцев 2016 года прирост к показателям годичной давности составил 3,5 тыс. ед., или 16,3 %.

Как всегда, на коне лидер рынка КАМАЗ. С января по сентябрь включительно реализовано почти 15 тыс. ед. техники из Набережных Челнов, а это +25 % к показателям января – сентября 2016 года. Динамика продаж производителя из Татарстана хотя и не идёт по нарастающей (по итогам семи месяцев был +41 %), она по-прежнему впечатляет. Только в сентябре она составила 25,1 % и практически вышла на объём 1,8 тыс. ед. Подъёмный тренд укрепили газодизельные и газовые версии челнинских машин, программы льготного кредитования и меры государственной поддержки.

По итогам трёх кварталов на втором месте по продажам средних грузовиков марка ГАЗ. Через дилерскую сеть реализовано 6,3 тыс. ед. транспортных средств, что на 9,6 % больше показателей отгрузки трёх кварталов прошлого года. Положительную динамику обеспечили новые версии среднетоннажников «ГАЗон NEXT», чьи шасси охотно используют производители фургонных надстроек и специального оборудования. И эти машины – уже не только прерогатива частных перевозчиков, например, их активно используют такие крупные компании, как «Деловые линии».

На третьем месте по итогам трёх кварталов не российский, а белорусский производитель МАЗ реализовал почти 1,9 тыс. грузовиков, что на 3,7 % выше значений аналогичного периода минувшего года. Реалии таковы, что многие перевозчики не в силах отказаться от продукции минского автозавода, когда сопоставимые по возможностям иномарки обходятся значительно дороже. Как говорится, при всём богатстве выбора другой альтернативы нет…

Продажи новых грузовых автомобилей (>6 т) в РФ по маркам в январе–сентябре 2016 г.
Марка нового грузового а/м Январь–сентябрь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
КАМАЗ 14 916 11 934 2982 25,0
ГАЗ 6333 5778 555 9,6
МАЗ 1889 1821 68 3,7
Isuzu 1667 1630 37 2,3
Scania 1475 1866 –391 –21,0
«Урал» 1430 1498 –68 –4,5
MAN 1358 1303 55 4,2
Mercedes-Benz 1145 1120 25 2,2
Hyundai 970 1649 –679 –41,2
Volvo Trucks 870 813 57 7,0
ИТОГО в топ-10 32 053 29 412 2641 9,0
МАЗ-MAN 516 612 –96 –15,7
DAF Trucks 514 445 69 15,5
Hino 490 1138 –648 –56,9
Fuso 414 482 –68 –14,1
IVECO 327 229 98 42,8
ИТОГО в топ-15 34 314 32 318 1996 6,2
Другие бренды 938 1353 –415 –30,7
ВЕСЬ РЫНОК 35 252 33 671 1581 4,7
Всего российских 24 781 21 301 3480 16,3
Всего иномарок 10 471 12 370 –1899 –15,4

Догоняющим первой тройки стал Isuzu, стремящийся к планке 1,7 тыс. проданных грузовиков, что на 2,3 % больше уровня продаж-2015. Динамика сбыта японских машин не столь впечатляющая, как раньше, зато их парк постоянно растёт. В будущем это сулит востребованность оригинальных запасных частей и материалов, что само по себе не так уж плохо.

Топ-5 трёх кварталов замкнула Scania, и это несмотря на то, что растеряна пятая часть потенциальных покупателей: продано менее 1,5 тыс. ед., или –21 %.

Хитами продаж в третьем квартале остались российские грузовики. В первой десятке им принадлежит семь мест, включая с первого по четвёртое, и львиная доля, естественно, приходится на КАМАЗы. Объём спроса на лидера продаж «ГАЗон NEXT» с июля по сентябрь превысил 1,5 тыс. ед., в то время как на идущий следом КАМАЗ-65115 нашлось менее 1,3 тыс. желающих приобрести. У двух других моделей из Набережных Челнов, КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-6520, набралось по 1,1 тыс. проданных единиц. Суммарные продажи наиболее популярных новых грузовых автомобилей в топ-10 достигли почти 8 тыс. ед., а по всем маркам и моделям чуть-чуть не дотянули до 14 тыс. ед.

Самые продаваемые новые грузовики (>6 т) в РФ в июле–сентябре 2016 г., ед.
Модель нового грузового а/м Июль Август Сентябрь III квартал
«ГАЗон NEXT» (4х2) 554 504 446 1504
КАМАЗ-65115 (6х4) 442 471 368 1281
КАМАЗ-43118 (6х6) 320 372 436 1128
КАМАЗ-6520 (6х4) 469 282 313 1064
Mercedes-Benz Actros (4x2) 205 194 203 602
КАМАЗ-5490 (4х2) 127 236 209 572
ГАЗ-3309 (4х2) 170 144 124 438
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) 122 114 92 328
Isuzu NPR (4x2) 91 99 90 280
DAF XF105 FT (4x2) 112 77 89 278
ИТОГО в топ-10 2612 2997 2370 7979
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) 70 83 92 245
«Урал-4320» (6х6) 86 61 75 222
Isuzu NQR (4x2) 69 77 76 222
Volvo FH-Series (4x2) 100 30 66 196
Hyundai Mighty (4x2) 67 56 65 188
ИТОГО в топ-15 3004 3304 2744 9052
Другие бренды 1691 1290 1899 4880
ВЕСЬ РЫНОК 4695 4594 4643 13 932
Всего российских 3191 3129 2929 9249
Всего иномарок 1504 1465 1714 4683

Несмотря на прочие факторы, по отношению к итогам II квартала и первого полугодия в целом в III квартале свои позиции укрепили Scania и Mercedes-Benz (подъём на две позиции), Isuzu и МАЗ-MAN (подъём на одну позицию). Из отечественных марок вниз переместился «Урал». Впрочем, с выходом на рынок широкой гаммы семейства «Урал NEXT» положение бренда обещает поправиться.

Если не вдаваться в подробности, в целом рынок новых грузовиков вселяет надежду на постепенное восстановление. Что ни говори, в III квартале рынок прекратил падение. Правда, ситуация остаётся довольно шаткой. Например, в августе продажи новых отечественных и зарубежных грузовиков слегка просели по отношению к июлю. А в сентябре выросли продажи иномарок, тогда как техника «Сделано в России» показала «минус». Проще говоря, о достижении дна говорить пока преждевременно: снижение может возобновиться.

Это даже не капля в море…

Весь текущий год сбыт новых автобусов складывался удачнее, чем сбыт грузовиков. Как нетрудно догадаться, погоду делали пассажирские машины российского производства, преимущественно в городском исполнении. Реализация импортных «туристов» и «пригорода» практически сошла на нет, и когда данный сегмент восстановится, сказать никто не берётся.

Середина лета вселила глыбу оптимизма. В июле отгрузки автобусов с иголочки в годовом сравнении выросли на 80,3 %, более чем до 1,1 тыс. ед. А если говорить только об отечественных лайнерах, то рост поставок достиг фантастического значения +86,4 %. Одновременно спрос на иномарки ужался на 44,8 % и составил всего лишь 16 ед.: это даже не капля в море… Всего на тот момент статистика продаж с января по июль зафиксировала общий объём 5,3 тыс. ед., что на 9,8 % превысило показатели годичной давности. Из этого количества 5,2 тыс. ед. заняла техника РФ (+12,6 % к прошлому году), а поставки иномарок зафиксированы на уровне 104 ед. (–51,4 %).

Август стал проходным месяцем и по российским автобусам статистику подпортил – продажи снизились. Сбыт иномарок по отношению к июлю в последний месяц лета вырос вдвое, а в сентябре достиг троекратного роста. В первый месяц осени удельный вес отечественных пассажирских машин прибавил 5,7 % и составил 774 ед., а «поголовье» проданных иномарок сократилось на 22 % при отгрузке всего 50 ед.

Поставки техники РФ 2016 года выпуска на исходе III квартала снова снизились. В итоге продано 2,9 тыс. новых автобусов за три месяца, из которых 2,8 тыс. составили автобусы российской сборки. Показатели января–сентября выглядят более убедительно: российским заказчикам передано 6,9 тыс. лайнеров производства РФ, что на 13 % больше количества девяти месяцев 2015 года. С поставками иномарок – настоящая беда: их продано на 39,2 % меньше, чем за январь–сентябрь прошлого года. Действительно, 186 ед. – это примерно по 20 лайнеров в месяц, что для огромного рынка России – из разряда «просто ни о чём»…

Продажи новых автобусов (>6 т) в РФ по маркам в январе–сентябре 2016 г.
Марка нового автобуса Январь–сентябрь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
ПАЗ 3829 3401 428 12,6
ЛиАЗ 1089 708 381 53,8
НефАЗ 750 891 –141 –15,8
МАЗ 596 403 193 47,9
«Урал» 243 183 60 32,8
КАвЗ 207 219 –12 –5,5
«Волжанин» 190 258 –68 –26,4
Irisbus 48 36 12 33,3
Yutong 33 1 32 3200,0
MAN 27 22 5 22,7
ИТОГО в топ-10 7012 6122 890 14,5
Golden Dragon 16 14 2 14,3
King Long (KLM) 14 20 –6 –30,0
Higer 14 60 –46 –76,7
Scania 10 30 -20 -66,7
Mercedes-Benz 8 19 –11 –57,9
ИТОГО в топ-15 7074 6265 809 12,9
Другие бренды 18 154 –136 –88,3
ВЕСЬ РЫНОК 7092 6419 673 10,5
Всего российских 6906 6113 793 13,0
Всего иномарок 186 306 –120 –39,2

Всего за первые три квартала отгрузки новых автобусов в России выросли по отношению к такому же отрезку годичной давности на 10,5 % и достигли отметки 7,1 тыс. ед. В основной массе фавориты и аутсайдеры прежние. Среди всех автобусных марок лидирует ПАЗ. Только в сентябре из Павлово-на-Оке поставлено 494 автобуса, или на 37,2 % больше, чем в сентябре 2015-го. За девять истекших месяцев плюсовая дельта составила 12,6 %, а парк изготовленных ПАЗов перевалил за 3,8 тыс. ед.

Сентябрьские поставки идущего вторым ЛиАЗа сократились на 11,6 %, до 99 ед., но по итогам трёх кварталов Ликинский автобусный произвёл почти 1,1 тыс. машин и прибавил 53,8 % продаж. Неожиданная рокировка коснулась третьего и четвёртого места фаворитов сбыта. Так, сентябрьская «бронза» МАЗу досталась благодаря продаже 71 автобуса (–31,1 % к сентябрю прошлого года). А вот по итогам девяти месяцев минский автозавод из призовой тройки выбыл и занял четвёртое место с показателем 596 проданных автобусов (+48 %). И не зря говорят, что свято место пусто не бывает: в топ-3 по итогам трёх кварталов ворвался НефАЗ. Под этой маркой продано 750 лайнеров (–15,8 %).

Самые продаваемые новые автобусы (>6 т) в РФ в июле–сентябре 2016 г., ед.
Модель нового автобуса Июль Август Сентябрь III квартал
ПАЗ-3205 (4х2) 452 349 294 1095
ПАЗ-3204 (4х2) 69 84 125 278
ЛиАЗ-4292 (4х2) 168 49 37 254
МАЗ-203 (4х2) 157 45 25 227
ЛиАЗ-5292 (4х2) 53 94 61 208
ПАЗ-3203 (4х2) 28 87 42 157
ПАЗ-4234 (4х2) 59 34 20 113
НефАЗ-5299, КАМАЗ-5297 (4х2) 34 48 21 103
«Урал-3255, -4320» (6х6) 21 25 21 67
НефАЗ-4208, КАМАЗ-4310 (6х6) 5 25 29 59
ИТОГО в топ-10 1046 840 675 2561
КАвЗ-4238 (4х2) 30 8 9 47
МАЗ-206, -226 (4х2) 6 6 28 40
Irisbus Crossway (4x2) 0 20 19 39
НефАЗ-4211, КАМАЗ-4326 (4х4) 4 10 18 32
ПАЗ-3206 (4х2) 4 3 13 20
ИТОГО в топ-15 1090 887 762 2739
Другие бренды 37 82 62 181
ВЕСЬ РЫНОК 1127 969 824 2920
Всего российских 1111 937 774 2822
Всего иномарок 16 32 50 98

Если не зацикливаться на цифрах, тенденции и так понятны: в рейтинге марок доминируют ПАЗ, ЛиАЗ и МАЗ. И выбор моделей достаточно предсказуемый: до сих пор никто не может составить достойную конкуренцию по объёмам сбыта павловской техники с индексом 3205. Как и по грузовикам, растущую популярность набирают газовые версии автобусов. И если раньше это касалось исключительно городских «извозчиков», сейчас всё чаще появляются пригородные, междугородные и туристские лайнеры с газовыми баллонами на борту. Объясняется это не только топливной экономичностью, но и мерами государственной поддержки, как говорится, есть, за что бороться.

Иномаркам в ближайшее время ничего не светит. Девальвация российского рубля на фоне программ поддержки отечественных производителей и импортозамещения практически ставит крест на победе лайнеров иностранного производства в тендерах на поставку пассажирской техники. Частные компании не спешат выкладывать кругленькие суммы из-за дорогих кредитных средств, падения сферы туризма и низкого спроса на вторичном рынке. В таких условиях инвестиции в подвижной состав относятся к сфере повышенных финансовых рисков. А сейчас не время испытывать удачу на прочность…

Отложенный спрос

Прежде, чем огорчаться состоянием продаж-2016, нужно дождаться итогов IV квартала. Есть основания полагать, что в конце года сработает так называемый эффект отложенного спроса. Не исключено, что рынок стабилизируется вопреки осторожным и уж тем более пессимистичным прогнозам.

Скажем, сегмент LCV может исправить статистику за счёт увеличения поставок медицинских автомобилей санитарной службы и «скорой помощи», в числе которых ГАЗ-221717 «Соболь 4х4», УАЗ-3962, «ГАЗель NEXT». Более привлекательными становятся «маршрутки» и корпоративные шаттлы с двигателями, работающими на метане. Как известно, оборудование для газовых машин ввозят по нулевой ставке таможенной пошлины.

Не окончательна и сложившаяся ситуация по грузовикам. С одной стороны, кто-то ждёт вывода в торговую сеть новых моделей – таких, как Mercedes-Benz Actros IV и Scania Next Generation. С другой стороны, своё слово не сказали китайские производители, чьи автомобили стали привлекательнее в силу относительно невысокой цены. Сегодня седельный тягач made in China стóит как европейский до кризиса, а «европеец» обходится вдвое дороже. И если на магистральных перевозках технику из Поднебесной российские перевозчики не очень-то жалуют, то в строительстве как раз наоборот.

Автобусный рынок хотя и показал 10-процентный рост, ещё не факт, что удержит планку в ближайшее время. До сих пор объёмы делались за счёт муниципальных и региональных программ обновления парка, а на местах бюджеты не резиновые. Достаточно сказать, что 73 из 85 российских регионов имеют дефицит бюджета. Неудивительно, что в некоторых городах трудятся ветераны, отслужившие своё давным-давно. Например, в Арзамасе до сих пор пассажирские перевозки выполняют советские ЛиАЗ-677, которым сто лет в обед. И пока замена им не предвидится…

Таким образом, с выводами о состоянии рынка коммерческого автотранспорта торопиться не надо. Вот закончится год – тогда и поговорим, имея на руках окончательные цифры и факты. А пока имеем то, что имеем…

Комментировать ... >>
Loading...