Выводы о состоянии рынка коммерческого автотранспорта делать пока рано
Результаты продаж новой коммерческой автотехники в России в январе–сентябре 2016 года показали, что большинству прогнозов экспертов грош цена. Замусоленное до дыр слово «дно» так и не достигнуто, а в большинстве рыночных сегментов признаков стабилизации даже под микроскопом не видно. Сбыт иномарок всех классов продолжает лихорадить, и только отгрузки автобусов и тяжёлых грузовиков показали «плюс». Но стоило вытащить голову – хвост увяз: реализация малотоннажников ушла в «минус».
Всё ещё ждём перемен
Автомобили полной массой до 6 т долгое время были поплавком, удерживающим на поверхности суммарные показатели рынка новых автомобилей в РФ. Однако под грузом проблем и этот сегмент пошёл вниз.
О причинах говорилось не раз, а из других факторов добавился уход с рынка целого ряда моделей. Это связано с необходимостью сертификации новых автомобилей, что при небольших объёмах сбыта импортёрам экономически невыгодно. Кроме того, завершилось действие программ государственной поддержки и льготных условий приобретения. Подножку поставил и рынок Казахстана, где власти ввели ограничительные меры: налог на регистрацию и утилизационный сбор. Не было и больших госзакупок по программам обновления парка карет «скорой помощи».
Как итог – падение продаж иномарок LCV в январе – сентябре текущего года к такому же периоду прошлого года на 15,2 %, или почти на 3,2 тыс. ед. Для сравнения: в это же время год назад по отношению к предшествующему периоду спад был гораздо больнее: 39,3 %. Впрочем, кому сейчас от этого легче! Своё положение относительно конкурентов среди зарубежных брендов улучшили Hyundai и Peugeot. Лучшую динамику продаж в первой десятке по итогам января – сентября 2016 года показал Volkswagen: у него рост 35 %. За ним IVECO с прибавкой 32,4 % и следом Hyundai с плюсом в 17,9 %. А вот замкнувший топ-5 Ford снизил количество продаж до 14 %. Всего было продано немногим более 17,8 тыс. иномарок. В этот период повысилась роль поддержки клиентов в виде расширения программ финансирования, увеличения привлекательности сервисных контрактов и условий продаж по трейд-ин.
Автомобили российской сборки не справились с задачей импортозамещения и тоже показали нисходящую динамику объёмом более 1,2 тыс. ед., или –3 %: клиентам отгружено 39,2 тыс. ед. Среднестатистический спад LCV всех марок и моделей, по данным аналитического агентства «Автостат Инфо», составил 4,4 тыс. ед., или 7,2 %. В целом за девять месяцев уходящего года в новые руки передано свыше 57 тыс. ед. техники малой грузоподъёмности без пробега. Доля машин «Сделано в России» выросла на три процентных пункта, до 68,8 %, а по иномаркам сократилась на такую же величину, до 31,2 %. Бессменным фаворитом сбыта остаётся ГАЗ, увеличивший продажи за девять месяцев на 2,8 %. А вот идущий следом УАЗ в приличном минусе величиной 13,9 %.
Марка нового LCV | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 27 234 | 26 503 | 731 | 2,8 |
УАЗ | 11 999 | 13 932 | –1933 | –13,9 |
Mercedes-Benz | 4548 | 6250 | –1702 | –27,2 |
Volkswagen | 3480 | 2578 | 902 | 35,0 |
Ford | 3046 | 3544 | –498 | –14,1 |
Fiat | 1575 | 2344 | –769 | –32,8 |
Hyundai | 1088 | 923 | 165 | 17,9 |
Peugeot | 1051 | 1340 | –289 | –21,6 |
IVECO | 1037 | 783 | 254 | 32,4 |
Citroёn | 854 | 1152 | –298 | –25,9 |
ИТОГО в топ-10 | 55 912 | 59 349 | –3437 | –5,8 |
Renault | 502 | 1098 | –596 | –54,3 |
Toyota | 172 | 107 | 65 | 60,7 |
Changan | 168 | 0 | 168 | 999,0 |
FAW | 87 | 79 | 8 | 10,1 |
BAW | 84 | 104 | –20 | –19,2 |
ИТОГО в топ-15 | 56 925 | 60 737 | –3812 | –6,3 |
Другие бренды | 162 | 758 | –596 | –78,6 |
ВЕСЬ РЫНОК | 57 087 | 61 495 | –4408 | –7,2 |
Всего российских | 39 254 | 40 468 | –1214 | –3,0 |
Всего иномарок | 17 833 | 21 027 | –3194 | –15,2 |
Говоря об итогах трёх кварталов 2016 года, уместно вспомнить, что падение-2015 за те же девять месяцев составляло 31,2 %, а сейчас оно в 4,5 раза меньше. По отечественным LCV трёхпроцентный спад текущего года – практически ничто по сравнению с обвалом годичной давности в 25,5 %. Ещё немного такого тренда – и можно будет констатировать стабилизацию спроса и предложения.
На протяжении III квартала 2016 года реализация новых LCV шла с переменным успехом. Например, в августе был спад по отношению к июлю, а в сентябре рынок почти достиг июльских значений. Самое удивительное, что все прошедшие три месяца продажи новых иномарок массой до 6 т росли, а сбыт российских марок то падал, то снова демонстрировал рост. В сентябре по отношению к августу 2016-го продажи выросли на 11 %, но сравнение с таким же месяцем прошлого года проиграли: – 8,1 %, до 6,9 тыс. ед.
Модель нового LCV | Июль | Август | Сентябрь | III квартал |
---|---|---|---|---|
«ГАЗель NEXT» (4х2) | 1732 | 1330 | 1670 | 4732 |
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 1030 | 731 | 736 | 2497 |
УАЗ-3741 (4х4) | 585 | 611 | 687 | 1883 |
Mercedes-Benz Sprinter (4x2) | 422 | 454 | 453 | 1329 |
УАЗ-3909 (4х4) | 309 | 354 | 361 | 1024 |
Ford Transit (4х2) | 309 | 305 | 405 | 1019 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 275 | 238 | 249 | 762 |
ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» (4х2) | 318 | 219 | 214 | 751 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 213 | 176 | 244 | 633 |
УАЗ-2206 (4х4) | 183 | 179 | 223 | 585 |
ИТОГО в топ-10 | 5376 | 4597 | 5242 | 15 215 |
Fiat Ducato (4x2) | 155 | 165 | 129 | 449 |
УАЗ-3303 (4х4) | 146 | 160 | 135 | 441 |
Volkswagen Caravelle (4x2) | 153 | 135 | 152 | 440 |
Hyundai H1/H100 Starex (4x2) | 89 | 91 | 126 | 306 |
ГАЗ-2217 «Соболь Бизнес» (4х2) | 105 | 82 | 97 | 284 |
ИТОГО в топ-15 | 6024 | 5230 | 5881 | 17 135 |
Другие бренды | 885 | 969 | 997 | 2851 |
ВЕСЬ РЫНОК | 6909 | 6199 | 6878 | 19 986 |
Всего российских | 4964 | 4152 | 4735 | 13 851 |
Всего иномарок | 1945 | 2047 | 2143 | 6135 |
В августе спрос на новые иномарки класса LCV к августу 2015-го охладел на 6,2 %, а в сентябре – уже на 22,7 % (продано 2,1 тыс. ед.). Российские автомобили стали более востребованы, чем в минувшем сезоне: в августе рост продаж составлял 5,6 %, а в сентябре он словно наткнулся на невидимое препятствие и сбавил обороты до 0,5 % (поставлено 4,7 тыс. ед.). Результатом таких перемен стала корректировка рыночной доли под занавес III квартала: если по иномаркам она снизилась почти на шесть процентных пунктов, до 31,2 %, то по отечественным машинам на столько же подросла, достигнув отметки 68,8 %.
Модельные предпочтения россиян за девять месяцев практически не изменились. По-прежнему в фаворе «ГАЗель NEXT» (+37,2 %) и УАЗы моделей 2206 (+24,5 %) и 3909 (+10,5 %). Но даже продукции этих производителей коснулся груз падения. Например, «ГАЗель Бизнес» стала продаваться хуже на 16 %, а УАЗ-3741 – на 33,8 %. Если учесть, что счёт идёт на сотни и тысячи автомобилей, такой удар под дых весьма болезненный. Впрочем, ещё не вечер: за оставшееся до Нового года время многое наверняка изменится.
Улучшения на фоне падения
Грузовой рынок России медленно, но уверенно движется по пути оздоровления. Многомесячное затяжное падение, похоже, прекратилось и сменилось робким, но поступательным ростом. За три квартала 2016 года продажи новых грузовых автомобилей среднего и тяжёлого класса выросли на 4,7 % в годовом сравнении и превысили 35,2 тыс. ед.
Констатировать улучшение ситуации приходится на фоне падения сбыта новых иномарок на 1,9 тыс. ед., или на 15,4 %. И пока курс евро, доллара США и других валют не станет лояльнее по отношению к рублю, рассчитывать на всплеск покупательской активности не приходится. Но нет худа без добра: снова проснулся интерес к грузовикам российского производства. За девять месяцев 2016 года прирост к показателям годичной давности составил 3,5 тыс. ед., или 16,3 %.
Как всегда, на коне лидер рынка КАМАЗ. С января по сентябрь включительно реализовано почти 15 тыс. ед. техники из Набережных Челнов, а это +25 % к показателям января – сентября 2016 года. Динамика продаж производителя из Татарстана хотя и не идёт по нарастающей (по итогам семи месяцев был +41 %), она по-прежнему впечатляет. Только в сентябре она составила 25,1 % и практически вышла на объём 1,8 тыс. ед. Подъёмный тренд укрепили газодизельные и газовые версии челнинских машин, программы льготного кредитования и меры государственной поддержки.
По итогам трёх кварталов на втором месте по продажам средних грузовиков марка ГАЗ. Через дилерскую сеть реализовано 6,3 тыс. ед. транспортных средств, что на 9,6 % больше показателей отгрузки трёх кварталов прошлого года. Положительную динамику обеспечили новые версии среднетоннажников «ГАЗон NEXT», чьи шасси охотно используют производители фургонных надстроек и специального оборудования. И эти машины – уже не только прерогатива частных перевозчиков, например, их активно используют такие крупные компании, как «Деловые линии».
На третьем месте по итогам трёх кварталов не российский, а белорусский производитель МАЗ реализовал почти 1,9 тыс. грузовиков, что на 3,7 % выше значений аналогичного периода минувшего года. Реалии таковы, что многие перевозчики не в силах отказаться от продукции минского автозавода, когда сопоставимые по возможностям иномарки обходятся значительно дороже. Как говорится, при всём богатстве выбора другой альтернативы нет…
Марка нового грузового а/м | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 14 916 | 11 934 | 2982 | 25,0 |
ГАЗ | 6333 | 5778 | 555 | 9,6 |
МАЗ | 1889 | 1821 | 68 | 3,7 |
Isuzu | 1667 | 1630 | 37 | 2,3 |
Scania | 1475 | 1866 | –391 | –21,0 |
«Урал» | 1430 | 1498 | –68 | –4,5 |
MAN | 1358 | 1303 | 55 | 4,2 |
Mercedes-Benz | 1145 | 1120 | 25 | 2,2 |
Hyundai | 970 | 1649 | –679 | –41,2 |
Volvo Trucks | 870 | 813 | 57 | 7,0 |
ИТОГО в топ-10 | 32 053 | 29 412 | 2641 | 9,0 |
МАЗ-MAN | 516 | 612 | –96 | –15,7 |
DAF Trucks | 514 | 445 | 69 | 15,5 |
Hino | 490 | 1138 | –648 | –56,9 |
Fuso | 414 | 482 | –68 | –14,1 |
IVECO | 327 | 229 | 98 | 42,8 |
ИТОГО в топ-15 | 34 314 | 32 318 | 1996 | 6,2 |
Другие бренды | 938 | 1353 | –415 | –30,7 |
ВЕСЬ РЫНОК | 35 252 | 33 671 | 1581 | 4,7 |
Всего российских | 24 781 | 21 301 | 3480 | 16,3 |
Всего иномарок | 10 471 | 12 370 | –1899 | –15,4 |
Догоняющим первой тройки стал Isuzu, стремящийся к планке 1,7 тыс. проданных грузовиков, что на 2,3 % больше уровня продаж-2015. Динамика сбыта японских машин не столь впечатляющая, как раньше, зато их парк постоянно растёт. В будущем это сулит востребованность оригинальных запасных частей и материалов, что само по себе не так уж плохо.
Топ-5 трёх кварталов замкнула Scania, и это несмотря на то, что растеряна пятая часть потенциальных покупателей: продано менее 1,5 тыс. ед., или –21 %.
Хитами продаж в третьем квартале остались российские грузовики. В первой десятке им принадлежит семь мест, включая с первого по четвёртое, и львиная доля, естественно, приходится на КАМАЗы. Объём спроса на лидера продаж «ГАЗон NEXT» с июля по сентябрь превысил 1,5 тыс. ед., в то время как на идущий следом КАМАЗ-65115 нашлось менее 1,3 тыс. желающих приобрести. У двух других моделей из Набережных Челнов, КАМАЗ-43118 и КАМАЗ-6520, набралось по 1,1 тыс. проданных единиц. Суммарные продажи наиболее популярных новых грузовых автомобилей в топ-10 достигли почти 8 тыс. ед., а по всем маркам и моделям чуть-чуть не дотянули до 14 тыс. ед.
Модель нового грузового а/м | Июль | Август | Сентябрь | III квартал |
---|---|---|---|---|
«ГАЗон NEXT» (4х2) | 554 | 504 | 446 | 1504 |
КАМАЗ-65115 (6х4) | 442 | 471 | 368 | 1281 |
КАМАЗ-43118 (6х6) | 320 | 372 | 436 | 1128 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 469 | 282 | 313 | 1064 |
Mercedes-Benz Actros (4x2) | 205 | 194 | 203 | 602 |
КАМАЗ-5490 (4х2) | 127 | 236 | 209 | 572 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 170 | 144 | 124 | 438 |
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) | 122 | 114 | 92 | 328 |
Isuzu NPR (4x2) | 91 | 99 | 90 | 280 |
DAF XF105 FT (4x2) | 112 | 77 | 89 | 278 |
ИТОГО в топ-10 | 2612 | 2997 | 2370 | 7979 |
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) | 70 | 83 | 92 | 245 |
«Урал-4320» (6х6) | 86 | 61 | 75 | 222 |
Isuzu NQR (4x2) | 69 | 77 | 76 | 222 |
Volvo FH-Series (4x2) | 100 | 30 | 66 | 196 |
Hyundai Mighty (4x2) | 67 | 56 | 65 | 188 |
ИТОГО в топ-15 | 3004 | 3304 | 2744 | 9052 |
Другие бренды | 1691 | 1290 | 1899 | 4880 |
ВЕСЬ РЫНОК | 4695 | 4594 | 4643 | 13 932 |
Всего российских | 3191 | 3129 | 2929 | 9249 |
Всего иномарок | 1504 | 1465 | 1714 | 4683 |
Несмотря на прочие факторы, по отношению к итогам II квартала и первого полугодия в целом в III квартале свои позиции укрепили Scania и Mercedes-Benz (подъём на две позиции), Isuzu и МАЗ-MAN (подъём на одну позицию). Из отечественных марок вниз переместился «Урал». Впрочем, с выходом на рынок широкой гаммы семейства «Урал NEXT» положение бренда обещает поправиться.
Если не вдаваться в подробности, в целом рынок новых грузовиков вселяет надежду на постепенное восстановление. Что ни говори, в III квартале рынок прекратил падение. Правда, ситуация остаётся довольно шаткой. Например, в августе продажи новых отечественных и зарубежных грузовиков слегка просели по отношению к июлю. А в сентябре выросли продажи иномарок, тогда как техника «Сделано в России» показала «минус». Проще говоря, о достижении дна говорить пока преждевременно: снижение может возобновиться.
Это даже не капля в море…
Весь текущий год сбыт новых автобусов складывался удачнее, чем сбыт грузовиков. Как нетрудно догадаться, погоду делали пассажирские машины российского производства, преимущественно в городском исполнении. Реализация импортных «туристов» и «пригорода» практически сошла на нет, и когда данный сегмент восстановится, сказать никто не берётся.
Середина лета вселила глыбу оптимизма. В июле отгрузки автобусов с иголочки в годовом сравнении выросли на 80,3 %, более чем до 1,1 тыс. ед. А если говорить только об отечественных лайнерах, то рост поставок достиг фантастического значения +86,4 %. Одновременно спрос на иномарки ужался на 44,8 % и составил всего лишь 16 ед.: это даже не капля в море… Всего на тот момент статистика продаж с января по июль зафиксировала общий объём 5,3 тыс. ед., что на 9,8 % превысило показатели годичной давности. Из этого количества 5,2 тыс. ед. заняла техника РФ (+12,6 % к прошлому году), а поставки иномарок зафиксированы на уровне 104 ед. (–51,4 %).
Август стал проходным месяцем и по российским автобусам статистику подпортил – продажи снизились. Сбыт иномарок по отношению к июлю в последний месяц лета вырос вдвое, а в сентябре достиг троекратного роста. В первый месяц осени удельный вес отечественных пассажирских машин прибавил 5,7 % и составил 774 ед., а «поголовье» проданных иномарок сократилось на 22 % при отгрузке всего 50 ед.
Поставки техники РФ 2016 года выпуска на исходе III квартала снова снизились. В итоге продано 2,9 тыс. новых автобусов за три месяца, из которых 2,8 тыс. составили автобусы российской сборки. Показатели января–сентября выглядят более убедительно: российским заказчикам передано 6,9 тыс. лайнеров производства РФ, что на 13 % больше количества девяти месяцев 2015 года. С поставками иномарок – настоящая беда: их продано на 39,2 % меньше, чем за январь–сентябрь прошлого года. Действительно, 186 ед. – это примерно по 20 лайнеров в месяц, что для огромного рынка России – из разряда «просто ни о чём»…
Марка нового автобуса | Январь–сентябрь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 3829 | 3401 | 428 | 12,6 |
ЛиАЗ | 1089 | 708 | 381 | 53,8 |
НефАЗ | 750 | 891 | –141 | –15,8 |
МАЗ | 596 | 403 | 193 | 47,9 |
«Урал» | 243 | 183 | 60 | 32,8 |
КАвЗ | 207 | 219 | –12 | –5,5 |
«Волжанин» | 190 | 258 | –68 | –26,4 |
Irisbus | 48 | 36 | 12 | 33,3 |
Yutong | 33 | 1 | 32 | 3200,0 |
MAN | 27 | 22 | 5 | 22,7 |
ИТОГО в топ-10 | 7012 | 6122 | 890 | 14,5 |
Golden Dragon | 16 | 14 | 2 | 14,3 |
King Long (KLM) | 14 | 20 | –6 | –30,0 |
Higer | 14 | 60 | –46 | –76,7 |
Scania | 10 | 30 | -20 | -66,7 |
Mercedes-Benz | 8 | 19 | –11 | –57,9 |
ИТОГО в топ-15 | 7074 | 6265 | 809 | 12,9 |
Другие бренды | 18 | 154 | –136 | –88,3 |
ВЕСЬ РЫНОК | 7092 | 6419 | 673 | 10,5 |
Всего российских | 6906 | 6113 | 793 | 13,0 |
Всего иномарок | 186 | 306 | –120 | –39,2 |
Всего за первые три квартала отгрузки новых автобусов в России выросли по отношению к такому же отрезку годичной давности на 10,5 % и достигли отметки 7,1 тыс. ед. В основной массе фавориты и аутсайдеры прежние. Среди всех автобусных марок лидирует ПАЗ. Только в сентябре из Павлово-на-Оке поставлено 494 автобуса, или на 37,2 % больше, чем в сентябре 2015-го. За девять истекших месяцев плюсовая дельта составила 12,6 %, а парк изготовленных ПАЗов перевалил за 3,8 тыс. ед.
Сентябрьские поставки идущего вторым ЛиАЗа сократились на 11,6 %, до 99 ед., но по итогам трёх кварталов Ликинский автобусный произвёл почти 1,1 тыс. машин и прибавил 53,8 % продаж. Неожиданная рокировка коснулась третьего и четвёртого места фаворитов сбыта. Так, сентябрьская «бронза» МАЗу досталась благодаря продаже 71 автобуса (–31,1 % к сентябрю прошлого года). А вот по итогам девяти месяцев минский автозавод из призовой тройки выбыл и занял четвёртое место с показателем 596 проданных автобусов (+48 %). И не зря говорят, что свято место пусто не бывает: в топ-3 по итогам трёх кварталов ворвался НефАЗ. Под этой маркой продано 750 лайнеров (–15,8 %).
Модель нового автобуса | Июль | Август | Сентябрь | III квартал |
---|---|---|---|---|
ПАЗ-3205 (4х2) | 452 | 349 | 294 | 1095 |
ПАЗ-3204 (4х2) | 69 | 84 | 125 | 278 |
ЛиАЗ-4292 (4х2) | 168 | 49 | 37 | 254 |
МАЗ-203 (4х2) | 157 | 45 | 25 | 227 |
ЛиАЗ-5292 (4х2) | 53 | 94 | 61 | 208 |
ПАЗ-3203 (4х2) | 28 | 87 | 42 | 157 |
ПАЗ-4234 (4х2) | 59 | 34 | 20 | 113 |
НефАЗ-5299, КАМАЗ-5297 (4х2) | 34 | 48 | 21 | 103 |
«Урал-3255, -4320» (6х6) | 21 | 25 | 21 | 67 |
НефАЗ-4208, КАМАЗ-4310 (6х6) | 5 | 25 | 29 | 59 |
ИТОГО в топ-10 | 1046 | 840 | 675 | 2561 |
КАвЗ-4238 (4х2) | 30 | 8 | 9 | 47 |
МАЗ-206, -226 (4х2) | 6 | 6 | 28 | 40 |
Irisbus Crossway (4x2) | 0 | 20 | 19 | 39 |
НефАЗ-4211, КАМАЗ-4326 (4х4) | 4 | 10 | 18 | 32 |
ПАЗ-3206 (4х2) | 4 | 3 | 13 | 20 |
ИТОГО в топ-15 | 1090 | 887 | 762 | 2739 |
Другие бренды | 37 | 82 | 62 | 181 |
ВЕСЬ РЫНОК | 1127 | 969 | 824 | 2920 |
Всего российских | 1111 | 937 | 774 | 2822 |
Всего иномарок | 16 | 32 | 50 | 98 |
Если не зацикливаться на цифрах, тенденции и так понятны: в рейтинге марок доминируют ПАЗ, ЛиАЗ и МАЗ. И выбор моделей достаточно предсказуемый: до сих пор никто не может составить достойную конкуренцию по объёмам сбыта павловской техники с индексом 3205. Как и по грузовикам, растущую популярность набирают газовые версии автобусов. И если раньше это касалось исключительно городских «извозчиков», сейчас всё чаще появляются пригородные, междугородные и туристские лайнеры с газовыми баллонами на борту. Объясняется это не только топливной экономичностью, но и мерами государственной поддержки, как говорится, есть, за что бороться.
Иномаркам в ближайшее время ничего не светит. Девальвация российского рубля на фоне программ поддержки отечественных производителей и импортозамещения практически ставит крест на победе лайнеров иностранного производства в тендерах на поставку пассажирской техники. Частные компании не спешат выкладывать кругленькие суммы из-за дорогих кредитных средств, падения сферы туризма и низкого спроса на вторичном рынке. В таких условиях инвестиции в подвижной состав относятся к сфере повышенных финансовых рисков. А сейчас не время испытывать удачу на прочность…
Отложенный спрос
Прежде, чем огорчаться состоянием продаж-2016, нужно дождаться итогов IV квартала. Есть основания полагать, что в конце года сработает так называемый эффект отложенного спроса. Не исключено, что рынок стабилизируется вопреки осторожным и уж тем более пессимистичным прогнозам.
Скажем, сегмент LCV может исправить статистику за счёт увеличения поставок медицинских автомобилей санитарной службы и «скорой помощи», в числе которых ГАЗ-221717 «Соболь 4х4», УАЗ-3962, «ГАЗель NEXT». Более привлекательными становятся «маршрутки» и корпоративные шаттлы с двигателями, работающими на метане. Как известно, оборудование для газовых машин ввозят по нулевой ставке таможенной пошлины.
Не окончательна и сложившаяся ситуация по грузовикам. С одной стороны, кто-то ждёт вывода в торговую сеть новых моделей – таких, как Mercedes-Benz Actros IV и Scania Next Generation. С другой стороны, своё слово не сказали китайские производители, чьи автомобили стали привлекательнее в силу относительно невысокой цены. Сегодня седельный тягач made in China стóит как европейский до кризиса, а «европеец» обходится вдвое дороже. И если на магистральных перевозках технику из Поднебесной российские перевозчики не очень-то жалуют, то в строительстве как раз наоборот.
Автобусный рынок хотя и показал 10-процентный рост, ещё не факт, что удержит планку в ближайшее время. До сих пор объёмы делались за счёт муниципальных и региональных программ обновления парка, а на местах бюджеты не резиновые. Достаточно сказать, что 73 из 85 российских регионов имеют дефицит бюджета. Неудивительно, что в некоторых городах трудятся ветераны, отслужившие своё давным-давно. Например, в Арзамасе до сих пор пассажирские перевозки выполняют советские ЛиАЗ-677, которым сто лет в обед. И пока замена им не предвидится…
Таким образом, с выводами о состоянии рынка коммерческого автотранспорта торопиться не надо. Вот закончится год – тогда и поговорим, имея на руках окончательные цифры и факты. А пока имеем то, что имеем…