Опубликовано: ГП 08-2009
Первый монгольский троллейбус JEA-800
Made in Mongolia

Производство троллейбусов в Монголии (JEA-800)

Константин Климов

Звучит невероятно – в Монголии появилось собственное производство троллейбусов! Еще в 2006 г. в Улан-Баторе, где работает троллейбусный транспорт, никто и подумать не мог, что местный троллейбусный парк станет не только кузницей по сборке новых машин для себя, но и будет поставлять их на экспорт.

Будучи сотрудником московского троллейбусного завода МТрЗ, я хорошо помню, как осенью 2006 г. в Москву приехала внушительная делегация из Улан-Батора во главе с заместителем мэра в сопровождении всех чиновников транспортной отрасли. У монгольской стороны основной задачей было обновление парка подвижного состава путем закупки кузовов без электрооборудования и отделки. Опыт подобного строительства у них уже был: первый троллейбус JAT-800 на базе корейского Hyundai Aero City 520 в то время колесил по Улан-Батору. Эту машину собрали с компоновкой электрооборудования от ЗИУ-52642, которые поставляли в Улан-Батор в 1994-м в рамках выигранного тендера, осуществленного на деньги МБРиР.

Первый троллейбус МТрЗ-6223 для Улан-Батора. 2007 г.
Второй монгольский троллейбус JEA800M

В рамках программы сотрудничества между Москвой и Улан-Батором была создана рабочая группа во главе с главным менеджером Улан-Батора Ч. Батом. Поставки первых троллейбусов из Москвы состоялись в 2007 г. (всего было отгружено 6 кузовов и один готовый троллейбус). Одновременно с этим в Монголии началась работа по строительству собственных троллейбусов.

Первая такая машина была сделана на базе советского троллейбуса ЗИУ-682В. Смастерив необычный передок, заменив наружную обшивку бортов и частично электрооборудование, новинку выпустили на городские маршруты в 2007 г. В дальнейшем работы по производству троллейбусов запараллелили в двух направлениях: приобретение нового кузова (в России или других странах) и монтаж в нем старого электрооборудования и установка нового.

Сборку новых троллейбусов осуществляют в самом троллейбусном парке, который был построен при участии СССР в 1987 г.

Заместитель мэра Улан-Батора и директор МТрЗ Н.С. Кулагин во время осмотра нового троллейбуса на территории завода МТрЗ. Ноябрь 2006 г.
На территории троллейбусного парка Улан-Батора собирают новый троллейбус
Фирменную символику крепят на бортах
Первый троллейбус JEA800F перед сборкой...
...и готовый

Настоящим сюрпризом для всех в области мирового троллейбусостроения стал факт выхода монгольских электротранспортников на международный рынок. Троллейбусы марки JEA800F в марте 2009 г. были отправлены на экспорт, в казахский Петропавловск. Интересно, что монголы заявили о переговорах по поставкам троллейбусов в Узбекистан, Туркменистан и в Северную Корею.

Марка троллейбуса Начало производства, год Мощность ТЭД, кВт Система управления База (кузов)
JEA-800 2006 110 ЭСУ Hyundai Aero City 520
JEA800M 2007 170 АКБ (электробус) ЗИУ-682
JEA800T 2008 170 н.д. Hyundai Aero City 540
JEA800F 2008 180 ДВС (дуобус) JEA
JEA800T
Пассажирский салон JEA800F

Троллейбусное движение в Монголии было открыто в 1987 г. лишь в Улан-Баторе. По состоянию на 2009 г. в Улан-Баторе действует 6 маршрутов, которые обслуживает более 70 троллейбусов ЗИУ-682В, ЗИУ-682Г, ЗИУ-52642, АКСМ-101, МТрЗ-6223, JEA-800, JEA800M, JEA800T и JEA800F. Трамвая и метрополитена в городе нет. Помимо троллейбусов существенную лепту в организацию городских перевозок вносят частные и муниципальные автобусы и маршрутные такси.

Пассажирский салон JEA800T
Панель приборов JEA800F
Троллейбус JEA800F в Казахстане (г. Петропавловск)
Комментировать ... >>