Военные новинки на сентябрьском форуме «Армия-2016»
Мартовское известие, что продолжения «Армии-2016» в Кубинке следует ждать через две зимы и две весны (это же в 2018 году!), вызвало внутренний протест даже в недрах Минобороны. Ждать свежих идей два года – это слишком долго и дорого. За два года, согласно закону Мура, удваивается число транзисторов, а международная обстановка для страны, претендующей на возвращение в глобальную политику, обостряется на порядок. И где ещё можно по-семейному собрать высоколобых инженеров для обсуждения доктрин, технологий, используемых в ВПК? В Абу-Даби, в Ошкоше, в Ле-Бурже?
Кубинка и Алабино в 1980–2000-х то утопали за частоколом генеральских дач среди мутных болот с вечно-строительными рытвинами, то щетинились танковыми канавами. Драйв в этих подмосковных кущах ощутили после «Танкового биатлона-2014».
Щелчком двух пальцев жупел казарменно-полигонной жизни с её портянками, пофигизмом и трясиной лагерной жизни окультурился до приличной выставки «Армия-2015». Тротуарная плитка, укатанные гудроном асфальты, Wi-Fi, рельсовые автобусы, вышколенный личный состав волонтёров и непривычно осведомлённая и предупредительно-вежливая охрана на КПП. Такого эффекта, кажется, не ожидали и на Фрунзенской набережной, но сейчас это является гордостью Министерства обороны.
В этот год на выставке ожидали посещения полумилиона человек. На сентябрьский форум «Армия-2016» созвали свыше тысячи предприятий российской оборонной промышленности и порядка 60 зарубежных компаний из 13 государств (не стоит лукавить – большинство из республик бывшего СССР). С экспозициями приехали ознакомиться делегации более чем из 80 стран (и вот тут уже трудно слукавить – это отнюдь не страны социалистической направленности).
Спорные технологии
Уже в первый день выставки защитники гособоронзаказа, прищуря глаз, буквально маршем прошлись по стендам. Даже удивительно, как они выделили для себя несколько любопытных разработок, словно вышедших из эпохи НТТМ 1980-х и телепередач «Это вы можете» харизматичного Владимира Соловьёва. Как эти энтузиасты вообще сохранились после «Перестройки» и разглядели в силовых ведомствах клиентов для своих весьма спорных изобретений – бегалётов, багги и электроциклов. Для меня это секрет.
Их почти мультяшные «эволиции» и «алабаи», может, и годятся для охоты, спорта и балета, но готовы ли они терпеть встречную шрапнель?
Новое слово в деле применения оригинальных конструкций обещает ставропольское ОАО «Электроавтоматика». Его бегалёт «Тритон», больше похожий на самодельный аэромобиль, адаптирован для трёх стихий. Для передвижения на земле и на воде «Тритон» использует электромотор в 12 кВт, запитываемый от АКБ, которых хватает на 25 км пути. Развить скорость в небе до 80 км / ч позволит бензиновый 120-сильный двигатель, который приводит установленный сзади 3-лопастной винт диаметром 1620 мм. Для полёта нужно раскрыть мягкое крыло – аэрошют (по сути, параплан). Но он, как и складной дельтаплан, вряд ли может быть использован в полной мере, поскольку не является всепогодным и всесезонным, а зависание в воздушных потоках делает его замечательной целью и небезопасным при маневрировании в воздушных потоках.
Винтовая тяга «Тритона» может быть использована при аэроглиссировании на воде, снегу и льду. Гибридный аппарат массой 200 кг по замыслу конструкторов может переместить 2 человек и груз весом до 150 кг в труднодоступные районы, мониторинга и разведки и грузов на расстояние до 400 км и на высоте до 4 км. Другой бегалёт EVO Х1 «Эволюция» уже выпускают серийно, но по применению он скорее похож на стройную балерину… ибо даже плавать не умеет. Применение весьма капризного аэрошюта-параплана в конструкции скорее минус, поскольку в армии, нацгвардии, МВД, ФСБ и МЧС боевые задачи доверяют офицерам, которым чужд лихой энтузиазм экстремалов.
Мотовездеходы уже вплотную приблизились к автомобилям, о чём свидетельствует развитие рынка UTV по всему миру.
Квадроцикл РМ 800 UTV из Рыбинска имеет поперечную посадку водителя и пассажира на сиденьях, оборудованных 4-точечными ремнями безопасности, и оснащён 2-цилиндровым 800-кубовым 60-сильным бензиновым двигателем. Помимо грузового отсека под креслом пассажира имеется герметичный вещевой бокс. Для полноты комфорта машине не хватает брезентовых дверей и гибкой крыши с учётом местного климата.
Совершенно странно выглядело появление на армейской выставке электроквадроцикла, чьё единственное главное достоинство – бесшумность. Изначально было известно, что его создали инженеры-конструкторы компании «Русская механика» совместно с инжиниринговой фирмой «Амулет». Он создан на базе тяжёлого мотовездехода РМ 650-2, который уже поставляется в армию в виде модификации АМ-1, оборудован четырьмя синхронными двигателями по 33 кВт каждый. По заявлению конструкторов, они способны разогнать машину до максимальной скорости 100 км / ч всего за 8 секунд. Смущало, что информационная табличка уже отсылала к некоей марке Deller, под которой выпускают электроциклы для детей, города и мотокросса.
Интерес к высокомобильным лёгким транспортным средствам принимает всё более осязаемые очертания, и небольшие фирмы уже поднаторели в создании багги, чтобы начать их производить серийно. Самой свежей новинкой стал лёгкий многоцелевой «Алабай», который, как следует из проспекта, уже оценили специалисты СОБР «Зубр». Возле этого агрегата, разработанного и построенного ООО «Ф-МоторСпорт», министр обороны Сергей Шойгу и его зам Юрий Борисов не просто остановились, но даже заслушались аргументацией в перспективе применения.
Мощный 125-сильный двигатель ВАЗ-21128 рабочим объёмом 1,8 л вкупе с 4-ступенчатой механической КП позволяет развить на бездорожье до 140 км / ч. Сзади предусмотрено место для третьего члена экипажа. Допустимая нагрузка составляет 250 кг. Из вооружения может быть применён пулемёт ПКМ с увеличенным боекомплектом, гранатомёт АГС-30 и модуль дымовой завесы БТД.
Приспосабливаясь к условиям
Не стоит воспринимать выставку «Армия-2015» как прямой вызов миру с демонстрацией передовых технологий. Для этого есть закрытый показ техники, куда не пустят даже самых высоких гостей. Но нет-нет, да проявятся компании, ранее не попадавшие в сети.
НПП «Солитон», образованное ещё в 1989 году, неизвестно широкой общественности, хотя каждый горожанин может видеть его продукцию ежедневно. Это саратовское предприятие совместно с НИИСТ МВД РФ с 1991 г. разработало сигнально-громкоговорящие системы СГС-100К1 и СГС-200К1 (для всех служб МВД РФ). Кроме того, «Солитон» выпускает электролебёдки тяговым усилием 1,5; 2,5; 4,0 и 6,0 т∙с и бигфуты серий «Леший» и «Волкодав». Компания отличилась сразу двумя машинами. Представленный «Ратибор-21592» с кузовом от пикапа УАЗ оборудован мостами от ГАЗ-66 и шинами К-38 от БТР, усиленной трансмиссией с большим передаточным отношением. На машине установлены 2 электролебедки ЭЛА-4000-2 «Витязь» (передняя и задняя), шнорхель и такелажное оборудование. Отличительным знаком компании стал универсал «Боец УРА» (УРА – универсально-разведывательный автомобиль) с независимой подвеской всех колёс, обеспечивающей клиренс 555 мм. К его созданию подтолкнула необходимость поставить бигфут на воду. Для этого днище корпуса V-образной конструкции сделано водонепроницаемым, а в заднюю часть выведен гребной винт. Грузоподъёмность машины определена в 800 кг, а салон общей вместимостью в 11 м3 позволяет перевезти до 8 пассажиров или разместить 5 носилок, несмотря на это. Габаритные размеры машины – 5040х2420х2550 мм.
АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон», входящее в корпорацию «Росатом», делает автомобили в основном на платформе грузовых IVECO. Изготовленные по спецзаказу машины с усиленным шасси частично разбираются, после чего начинается работа по их оснащению бронёй и специальным оборудованием. Основное производство спецавтомобилей находится в Нижегородской области на арендуемых площадях, и для увеличения производства машин в 3–4 раза «Элерон» намерено перенести производство по выпуску спецавтомобилей на площадку, ранее принадлежавшую НИИИС им. Седакова.
В числе представленной продукции был показан бронированный автомобиль мод. 180.450000.00 на шасси IVECO-AMT Eurocargo 180ML со сдвижной крышей фургона и 1,2-тонный (полная масса 7 т) 8-местный бронированный автомобиль охраны мод. 075.450000.01 на шасси IVECO Daily 70C15.
Компания НПК «ФаворитЪ», занимающаяся разработкой аппаратно-программных комплексов мониторинга обстановки выставила сразу шесть машин. В тепле павильона стояли переоборудованные «буханка» и «головастик» с их полувековой историей службы в армии. На открытую площадку под дождь выкатили основные средства: мобильный прожекторный комплекс «Гелиос», смонтированный в кузове UAZ Pickup, который обеспечивает освещённость в 1 люкс на расстоянии 10 км. В ряду техники были представлены и автомобили, оборудованные оптико-электронными модулями (ОЭМ) «Фокус-Д»: автоматизированный комплекс контроля наземной (надводной) обстановки «Амулет» на базе ГАЗ-27527 «Соболь Комби», мобильный ПТН контроля наземной и надводной обстановки «Зверобой» на шасси ГАЗ –33081 и подвижный автоматизированный радиотехнический пост наблюдения (ПРТП) «Альбатрос» на шасси КАМАЗ-43118.
Для мелкосерийной продукции вполне допустимо американское понятие «модельный год», а для штучных машин тем более. Достаточно посмотреть на очередную итерацию бронеавтомобиля «Горец-М» под свежим имяреком «Гвардеец» на шасси КАМАЗ-43502 производства ООО «ОКБ «ТЕХНИКА». Тут уж в пору обсуждать пристрастия дизайнера. Вертикальное членение облицовки радиатора с комодным передком образца 2015 года заменено на слащаво-мороженное с покатым капотом. Машину массой 10,9 т отмечают в проспекте (а бумага – это уже документ!) по пятому классу защиты и всё бы ничего, пока взгляд не опускается на странные опечатки: двигатель «Commins» и ресурс 250 тыс. км.
АО «АСТЕЙС», располагая конструкторско-технологическим подразделением, опытно-промышленным производством и ремонтно-сервисным центром, сейчас осуществляет весь цикл работ от проектирования до постановки конечной продукции на снабжение. Работы по проекту корпусного бронеавтомобиля 435029 «Патруль-А» на шасси КАМАЗ-43502 в 2015 году получили своё продолжение в виде «Патруль-СН», у которого количество мест по сравнению с первым вариантом было уменьшено с 10 до 8. Вариант, представленный в этом году, возвращается к первоначальному 10-местному «Патруль А» с одной дверью в левом борту, но имеет особенность – запасное колесо на задней стенке бронекапсулы, поэтому в корме для высадки десанта теперь предусмотрена одна дверь вместо двух. Двигатель КАМАЗ-740-31 мощностью 240 л.с. позволяет развить 100 км / ч на шоссе.
Полной неожиданностью стал премьерный показ 3-осного защищённого автомобиля на шасси КАМАЗ-5350 (260-сильный турбодизель КАМАЗ-740-30). По сравнению с вариантом «Патруль» 4х4 полная масса увеличена всего на 590 кг и составляет 12,54 т. Бронированный отсек 4-го класса защищённости рассчитан на 10 бойцов.
Адаптация и специализация
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представила более 50 единиц военной техники, выпускаемой предприятиями «Уралвагонзавод», АО «Уралтрансмаш», АО «Омсктрансмаш», АО «Машиностроительная компания «Витязь», АО «Завод № 9», АО «НПО «Электромашина», АО «ЧТЗ – Уралтрак» и Нижегородским АО «ЦНИИ «Буревестник», которое выступило сразу с несколькими новинками.
Наконец-то подыскали достойное войсковое применение грузовику UAZ Cargo: 120-мм миномёт 2Б11 массой 230 кг перевозится на грузовой платформе УАЗ-23602 вместе с боекомплектом на 24 выстрела. Для выкатывания миномёта предусмотрены складные аппарели. Это же предприятие нашло новую адаптацию для 82-мм миномёта 2Б24. Орудие вместе с боекомплектом 3ВО1 и 3ВО36 на 48 и 36 выстрелов соответственно размещено на грузовой платформе рыбинского мотовездехода РМ 500 4х6.
Роль хедлайнера на стенде была отведена самоходному артиллерийскому орудию САО «Флокс» на автомобильном шасси «Урал-4320-38011-30» семейства «Мотовоз-М». Это стало новым словом в отечественном ВПК и является одновременно аналогом «Нона-СВК» на шасси БТР-80 и расширяет номенклатуру отечественных САУ «Гвоздика», «Акация», «Хоста» и систему такого же калибра «Вена». Базовое усиленное шасси грузоподъёмностью 6 т с 300-сильным турбодизелем оборудовано двухрядной бронированной кабиной. Огневая установка 2А80 сочетает в себе пушку-гаубицу и миномёт. Огонь ведётся 120-мм минами и снарядами с готовыми нарезами. Уникальная система охлаждения оборудована индикатором максимально допустимого уровня нагрева ствола. Помимо штатного орудия на кабине предусмотрен 12,7-мм пулемёт «Корд».
Новейшая ТЗМ-К (транспортно-загрузочная машина) 2Ф66–1 на шасси КАМАЗ-6460 была доступна на закрытом показе «Армия-2015» только высшему генералитету. В этом году её продемонстрировали всем посетителям форума. ТЗМ-К предназначен для снабжения боевых машин артиллерийскими выстрелами калибра 152 миллиметра, которые используются в гаубицах «Мста» и «Коалиция».
С помощью пневмоманипулятора военнослужащий загружает 50-кг снаряд в заряжающую установку гаубицы, при этом усилия, которые прикладывает боец, составляют 5 кг. Два человека могут осуществлять загрузку полного боекомплекта за 20 минут.
Симбиозы науки
Развитие роботизированных систем позволяет создать симбиотичную артиллерию, в которых вывод стрелка или экипажа из наиболее уязвимых зон, способно изменить компоновку машины.
К такой можно отнести новейшую бронированную гусеничную машину концерна «Калашников». Боевая автоматизированная система (БАС) БМ «Соратник» оснащена компьютерной системой управления, скрытой радиосвязью, средствами обнаружения и наблюдения. На БАС можно устанавливать боевой модуль с гироскопической стабилизацией вооружения, и она может работать в связке с другими автоматизированными боевыми единицами, включая две БПЛА Zala Aero.
Универсальная гусеничная платформа защищена бронёй и способна нести специальное оборудование, комплектоваться пулемётами 7,62 мм и 12,7 мм, а также 30-мм гранатомётом типа АГ-17А и 40-мм автоматическим гранатомётом.
БАС «Соратник» работает в 3 режимах управления: ручном, автоматическом, полуавтоматическом, а также в режиме непосредственного управления. Комплекс массой 7 т развивает скорость до 40 км / ч, обладая запасом хода до 400 км. При прямой радиовидимости радиус дистанционного управления машиной достигает 10 км. Турбодизель БАС «Соратник» в кормовой части корпуса передаёт крутящий момент через бортовые редукторы на задние ведущие звёздочки.
Одним из главных экспонатов ООО «Военно-промышленная компания» стал автономный бронированный «Тигр-М СнП» с пушечным боевым модулем. Уникальность этой разработки в том, что машина может функционировать в безэкипажном режиме, т. е. выполнять разведывательные действия на поле боя и боевые задачи вдалеке от стрелка и наводчика. Эта штабная разведывательная машина (БРШМ) – 8,4-тонная модификация АСН-233115 – оснащена автоматизированным боевым модулем с автоматической 30-мм пушкой 2А72 (200 снарядов) и 7,62-мм пулемётом ПКТМ (боекомплект 1000–1500 патронов) с дистанционным управлением на расстоянии до 3 км. Дальность поражения целей составляет до 5 км днём и до 2 км ночью.
Собирая технологии
Стремление к аббревиатурам, акронимам и сокращениям в России становится неискоренимым спортом. УНВ РХБЗ ВС РФ – Управление Начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил Российской Федерации – на своей площадке показало несколько видов машин, которые можно было принять за серийные образцы, и видное место среди них занимали шасси КАМАЗ-6350.
Станция очистки воды СКО-10К для обеспечения качественной питьевой водой войсковых подразделений. Производительность по очистке воды до 8–10 м3 / ч, по опреснению – до 5 м3 / ч.
НПП «Лазерные системы» для обеспечения нужд войск радиохимической и биологической защиты на шасси КАМАЗ-6350 создали «Универсальную станцию специальной обработки» (УССО) в быстросъёмном кузове-контейнере для дегазации и дезинфекции как крупных объектов, так и личных вещей и оружия и полевую химическую лабораторию ПХЛ-2 на шасси КАМАЗ-6350.
ООО «Корпорация «Проект-техника» в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 г. в июне на учениях в Муроме представила перспективные образцы: передвижной инженерный ремонтный комплекс ПИРК с КМУ В-10-2 с кузовом КК4.2.32.1. производства ШЗСА и инженерный комплекс разминирования МИКР. С апреля 2016-го на снабжение в армейские части поступил автокран КС-55729-7M «Клинцы» грузоподъёмностью 32 т на шасси КАМАЗ-6350.
Это же шасси начали использовать в составе многофункционального мобильного модульного комплекса МКА ПБА «СЫЧ» для анализа патогенных биологических материалов и поддержки принятия решений оперативных групп МО РФ, действующих в ЧС биологического характера. В состав комплекса МКА ПБА «СЫЧ» входят модули иммуноферментного анализа МИФА, анализа и генотипирования ПЦР и обработки информации МОИ. Все они смонтированы в кузове-контейнере КК6.2 на шасси автомобиля КАМАЗ-6350. В состав «СЫЧа» входит машина биологической разведки МБР на базе полноприводного фургона ГАЗ-57057 «ГАЗель».
Недавно ОАО «Научно-производственное объединение «Транском» и МО РФ успешно завершили государственные испытания комплекса поиска и сбора источников ионизирующих излучений КМ-ПИИ и мобильного комплекса специальной обработки КМ-СО (комплекс КМ-ПИИ) для проведения специальной обработки локальных участков объектов окружающей среды, зданий, сооружений и техники, подвергнувшихся РХБ заражению.
Вслед за прошлогодним десантом из Белоруссии в виде грузовиков МЗКТ «Волат» зарубежную экспозицию на «Армии-2016» разбавила компания «Казахстан Парамаунт Инжиниринг». В числе техники были представлены боевая колёсная машина «Арлан» 4х4 с защитой MRAP и БМП «Барыс» 8х8 (водитель, командир, два оператора вооружения, 7 бойцов десанта) с необитаемой башней с автоматическим 57-мм орудием.
Специализация прицепов
Брянский 192-й Центральный завод железнодорожной техники представил наплавной унифицированный железнодорожный мост-ленту МЛЖ-ВФ-ВТ. Понтоны смонтированы на челябинском полуприцепе Hartung 9995-0000010 Челябинского кузнечно-прессового завода.
Принципиальное отличие нового полуприцепа «Спецприцеп-9942Н3» заключается в осях. На них установлены гидромоторы по 45 кВт, осевая нагрузка составляет 12 т. Скорость в толкающем режиме на бездорожье до 20 км / ч, по дороге – до 100 км / ч. Рабочая площадка снабжена съёмными бортами для штучного груза, для защиты от непогоды на них предусмотрена установка тента. Выдвижные уширители дают возможность перевозить негабаритную технику, увеличивая ширину площадки до 3040 мм. Раздвижные по ширине механические трапы снижают угол заезда до 18°. Автономность автопоезда увеличена за счёт дополнительных топливных баков на 1000 л. Ход пневматической подвески усиленного исполнения составляет не менее 300 мм.
Словно привет из прошлого на выставке впервые ко всеобщему обозрению были представлены уникальная пусковая установка 5П85СЕ3 и транспортно-перегрузочный агрегат 3Ф-30-9 из комплекса средств наземного обслуживания 3Ф30 стратегического ракетного комплекса подводных лодок 3К30 «Булава». Активный 25,6-метровый полуприцеп вместе с тягачом весит 81,95 т и снабжён электрогидроприводом 1, 3, 4 и 5-й осей от собственного силового агрегата мощностью 246 кВт.
Основа и базис
Основные заводы в этот раз выступили широким фронтом. Ульяновский автозавод представил новую линейку спецавтомобилей для Министерства обороны и других силовых структур РФ, включая новые спецавтомобили на базе «УАЗ ПИКАП» и «УАЗ КАРГО» повышенной проходимости, грузоподъёмностью до одной тонны, с усиленной подвеской и колёсной формулой 4x4, предназначенные для обеспечения служебной деятельности подразделений Министерства обороны РФ. На базе пикапа разработаны две новые модификации с бензиновым двигателем объёмом 2,7 л, предназначенные для обеспечения спецподразделений Министерства обороны РФ. Они оборудованы каркасом для установки опорно-поворотного кольца для вооружения и средств защиты от осколков, тентом со съёмной накидкой в верхней части согласно требованиям МО РФ и могут единовременно оснащаться крупнокалиберным пулеметом «Корд» 12,7 мм и гранатомётом «АТС-17» 30 мм. Другая модификация предполагает оснащение одной боевой единицей крупнокалиберного пулемёта. Всё вооружение устанавливается на поворотной турели в отсеке за кабиной.
Камский автозавод выступил вполне ожидаемо и неожиданно. Во-первых, так и не было представлено 5- и 6-осное шасси, и по бродящим слухам, в Набережных Челнах не особо настаивают на приоритете в выпуске многоосных шасси для вооружений. Выделенное в особое подразделение ЗСА (Завод Специальных Автомобилей) сейчас сосредоточилось на доводке 22-тонного 4-осного шасси К-53958, которое несколько отличается от прошлогоднего экземпляра представленного на выставке «Интерполитех-2015» (см. «ГП» № 1, 2016 г.). Вторая новость – продолжаются работы над «Тайфунёнком» К-53949, проект которого едва не был похоронен в рамках импортозамещения. И наконец, третья новость: КАМАЗ представил новый 17,24-литровый двигатель – ТМЗ-8493.10-93 мощностью 500 л.с. Кстати, сейчас в Ярославле идёт подготовка к выпуску более мощного рядного 6-цилиндрового 750-сильного турбодизеля ЯМЗ-780 рабочим объёмом 12,4 л.
Как никогда оказалась сильной экспозиция «Группы ГАЗ». Помимо короткобазных версий «ГАЗель Next А31R22» (дизель) и А31R23 (бензин) в варианте «скорой помощи» и военной полиции можно было впервые увидеть версии для Россгвардии и совсем уж неожиданно передвижной киоск «Военная торговля» с кузовом «Купава КТ4322».
Уральский автозавод привёз целый выводок новинок, среди которых особо обращал на себя внимание «Урал-432009-31» для военной полиции и имеющий более краткое наименование «Урал-ВП». В отличие от «Урал-ВВ» в корме предусмотрено место для задержанных. Ещё одной новинкой стал длиннобазный 11,25-тонный «Урал-4320-0811-31» серии «Мотовоз-М».
«Урал NEXT» продолжает обзаводиться новыми модификациями. Так, ООО «Электроэйр» выкатила передвижной аэродромный агрегат АПА-120Е (мод. 7013).