Где рождаются бессмертные
Продукция «Павловского автобусного завода» в представлении не нуждается. Не исключаю вариант, что кто-то читает эти строки со своего смартфона или планшет именно в салоне одного из маршрутных «ПАЗиков» по дороге домой или на работу. Но тех, кто ждет рассказа о новинках из Павлово, я сегодня разочарую – речь пойдет не о них. Сегодня я покажу вам завод, пусть всего лишь на фотографиях, но, тем не менее, надеюсь, будет интересно…
Кстати, «ПАЗ», пожалуй, самый древний из ныне существующих автобусных заводов. Так что посмотреть, как именно выглядит предприятие, штампующее самые популярные в России автобусы, лично мне было весьма интересно.
Заготовительный участок
Начнем, пожалуй, с заготовительного участка. Здесь изготавливают всякую мелочевку из которой потом и собирают автобусы.
Как видите, возраст цеха выдает только потолок - в остальном все чисто, аккуратно и светло. Станки стоят вполне современные и качество изделий соответствующее.
Механо-гальванический цех
Продолжим механо-гальваническим цехом. Его суть вы можете видеть на фото. Отдельно отмечу, что с 2014 года здесь освоен целый перечень деталей, ранее не производившихся. Да и оборудования современного прибавилось.
Цех пластмасс
Цех пластмасс, если и не главное, то одно из важных мест на предприятии. Здесь производится весь пластик для внутренней отделки автобуса. Кроме того, цех производит пластик и для завода "ЛиАЗ".
Прессовый цех
Пожалуй, именно с прессового цеха и начинается производство в том понимании, как его представляет большинство. Именно здесь кучи железа приобретают знакомые очертания.
Цех сварки
А вот мы добрались до цеха, по которому можно безошибочно определить, на какой завод ты попал...
Цех окраски
Первоначально, я хотел расписать весь путь окраски, так сказать "от" и "до". Но, потом вспомнил, что есть прекрасная схема, отображающая весь путь от черных кузовов до полностью окрашенных. Обратите внимание - семейство "Vector" идет отдельной линией.
Впрочем, грядет модернизация цеха, но о ней в другой раз.
Сборочный цех
Ну, вот мы и добрались да самого зрелищного цеха - сборочного. Для начала пробежимся по "нитке", где собирается, пока еще, основная продукция - семейство ПАЗ 3205.
Теперь перейдем на элитную ветку, ту, где проходит сборка ГАЗ Vector Next.
Цех опытно-промышленных партий
Думали все? Как бы не так, движемся дальше! По программе у нас цех опытно-промышленных партий. Несмотря на свое интригующее название, секретных разработок там нет. Зато есть сборка автобусов с двигателями работающими на газовом топливе.
Производство здесь невелико, так что комментарии, полагаю, будут излишни.
Цех инновационных машин
Ну, и в завершении нашей затянувшейся "прогулки" - цех инновационных машин. Когда-то здесь собирали автобусы проекта Marco. С его завершением, тут обосновалось производство ПАЗ 3237, а потом и семейства Vector.
На всякий случай уточню, завод к моему приезду не "причесывали", так что общий антураж здесь такой же как и в любой другой рабочий день. Это касается всех цехов без исключения, так что выводы можете сделать сами...
Машинки, которых нет
Рассказ о заводе будет неполным, если не рассказать о внутризаводском транспорте. ВЗТ-шки неотъемлемая часть любого крупного предприятия. При всей своей неказистости, они незаменимы, и завод без них точно не обойдется.
Интересно, что при всей схожести больших заводов и условий работы на них, универсального транспорта для них так никто и не выпускает. И приходится предприятиям самим создавать уникальную технику схожую по концепции, но совершенно разную по внешнему виду.
А что там у нас по выпуску?..
Впрочем, рассказать о заводе и ни слова не сказать о его продукции – просто несерьезно. Так что, вот вам немого актуальной заводской текучки…
Вот такой он, "Павловский автобусный завод" осени 2016 года. Да, внешне это не супернавороченное производство европейского фасона. Но, и на 84-летнего старика "ПАЗ" никак не тянет. Вполне современное предприятие, выпускающее продукцию, которая востребована в регионах по всей России. Да и в соседних странах спрос на ПАЗики стабильный.
Так что - ждите репортаж с юбилея, который будет в следующем году!