Трамбус – новое имя троллейбуса
Первая в Турции троллейбусная система «Трамбус»
Каждый год в разных городах мира открывают новые маршруты городского пассажирского транспорта, а иногда и целые системы. Так, в марте 2015 года в турецком городке Малатья была пущена первая в Турции троллейбусная система, названная самими турками «Трамбус». Посмотреть на новое предприятие и узнать о его особенностях в октябре 2015 года решили члены Троллейбусного комитета МСОТ. В эту поездку с ними отправился и я. Но уже сразу статью пришлось отложить на год из-за политического кризиса, возникшего между Москвой и Анкарой в конце ноября.
В поисках лучшей доли
Малатья расположена на востоке Турции, в 250 км от границы с Сирией. Город известен миру своими абрикосами. Неофициально Малатью называют абрикосовой столицей мира. Этот фрукт украшает герб региона, ему же установлены памятные стеллы на центральных площадях.
Проект строительства троллейбусной линии возник в 2011 году. Турецкая компания Kayseri Ulaşım провела исследования, сравнив все виды городского транспорта применительно к отдельно взятым городам Турции. В стране наряду с автобусными системами (включая автобусы, работающие на компримированном природном газе) имеются предприятия по обслуживанию трамвая и автобусных линий BRT. Привлекательность троллейбуса оказалась в небольших расходах на проектирование и строительство транспортной системы, низкими эксплуатационными расходами и при этом высокой прибылью, а также невысокой стоимостью дальнейших затрат на поддержание объектов транспортной инфраструктуры. Выбор транспортного средства с учётом имеющегося и потенциального пассажиропотока компания делала в зависимости от города, где будет построена система.
С точки зрения экономики электротранспорт выгодно отличается от автобуса, прежде всего по стоимости топлива. С 2002 по 2013 год цена в турецких лирах (TRY) на литр бензина в Турции увеличилась на 344 % (1,25000 TRY против 4,50000 TRY). Цена на электроэнергию за аналогичный период менялась незначительно (0,12975 кВт∙ч / TRY против 0,28386 кВт∙ч / TRY в 2013 г.). Невыгодным в эксплуатации оказался и трамвай, линии которого активно строились по всей Турции с начала 1990-х годов. Обслуживание рельсовых путей и стоимость их прокладки в новые районы сводит на нет полученный эффект от перевозки большого числа пассажиров. Кроме того, средняя длина трамвайного вагона сегодня составляет от 18 до 32 м. Новые троллейбусы имеют максимальную длину 24 м, что делает их конкурентоспособными перед легкорельсовым транспортом.
Первый турецкий троллейбус
22 апреля 2013 года в Малатье объявили тендер на строительство первой очереди троллейбусного маршрута длиной 15 км и депо с одновременной поставкой 10 машин. Единственным участником и победителем стала турецкая компания Bozankaya A. S., которую читатели должны помнить по нашему тест-драйву электробуса.
Первоначально в Малатье планировали построить обособленный от других участников дорожного движения троллейбусный коридор с пассажирскими посадочными терминалами. Однако для удешевления строительства от концепции BRT отказались, построив линию по краям проезжей части. Несмотря на совмещённую дорогу по оценкам специалистов троллейбусы в Малатье являются самыми скоростными в мире. При пробеге 45 минут по линии 21,2 км (туда и обратно) средняя эксплуатационная скорость оказалась максимальной для шинного вида общественного транспорта. На междугородном участке по шоссе D300 Малатья – Элязыг троллейбусы развивают скорость до 90 км / ч. Фактически этот участок можно назвать троллейбусным интерурбаном.
Строительство маршрута и парка началось 21 июня 2013 года. Линию напряжением 750 В питает 9 подстанций, две из которых построены на междугородном перегоне и одна на закрытой территории университетского городка Инёню, где разворачиваются троллейбусы. Свыше 80 км кабельных линий было проложено по всей Малатье. Опоры, консоли для контактной сети делали в Турции, контактную сеть и её элементы заказали в Европе у швейцарской фирмы Kummler+Matter. Бóльшая часть маршрута прямая, что позволяет развивать высокую скорость движения. В городе оборудовано 22 остановки, на междугородном перегоне – 3, внутри университета и прилегающей территории – 8. Закрытая территория для хранения и ремонта подвижного состава построена на окраине города. Гараж имеет один подъездной путь и 10 вылетных постановочных мест для ремонта 24-метровых транспортных средств, одна яма предназначена для мойки.
Испытания троллейбусов на маршруте проводились с августа 2014-го до 11 марта 2015 года. За это время компания Motas, в ведении которой находятся троллейбусы и автобусы, столкнулась со следующими проблемами: низкая скорость движения троллейбусов в центре города из-за припаркованных вдоль обочины частных машин; сильный износ вставок головки токоприёмника; шум от работы тягового двигателя, несоответствующий заявленным параметрам; частые поломки дверных приводов. Кроме того, из-за отсутствия опыта один троллейбус сожгли прямо на маршруте.
Своими глазами
Выбрав самый быстрый путь в Малатью, я полетел из Москвы в Стамбул и уже оттуда другим бортом до места назначения. Город расположен в живописной местности, где в окружении небольших гор раскинулись многочисленные сады, а вместе с ними пустынные пейзажи, напоминающие приезжему туристу другую планету. Домов выше 12 этажей в Малатье нет смысла строить – земли для застройки тут вдоволь. Троллейбусный маршрут проходит по основной улице, где кроме жилых зданий находятся рынки, гостиницы, университет, здание автовокзала и места отдыха горожан. В центре и на выезде из города построены разворотные круги, где при необходимости троллейбусы могут совершить укороченный рейс. В восточной части маршрут проходит по затяжному спуску, а затем подъёму, совершая заезд на закрытую территорию большого университетского городка Инёню. Там же построен круг для отправки троллейбуса без проезда по городку. Наиболее оживлённые остановки имеют закрытую площадку для посадки пассажиров. Если на большей части маршрута пассажиры входят в первую дверь, оплачивая проезд через валидатор, то на таких закрытых остановках проезд оплачивается на входе в терминал, а подъехавший троллейбус для ускорения процесса посадки открывает все 5 дверей. Проездные документы продаются в специальных киосках, водитель от их продажи освобождён.
Движение троллейбусов начинается с 6 часов утра и завершается в 23 часа. Маршрут обслуживает 9 машин, выпуск которых регулируется в зависимости от дня и часа пик. В западном направлении маршрут имеет № 12, в восточном – № 21. На новом для города предприятии работает 51 человек. Троллейбусами в Малатье управляют мужчины и лишь на машине № 4403 работает пока единственная женщина водитель троллейбуса – Сонгюль Ичен (Songül Içen).
Подвижной состав для Малатьи был спроектирован и построен в Турции с учётом современных тенденций в области троллейбусостроения и особенностями троллейбусного маршрута города-заказчика. Bozankaya-TCV Trambus DCT35L стал первым в современной Турции троллейбусом нового поколения и эксплуатируется пока только в Малатье. Трёхзвенный кузов компании TCV Otomotİv Makİna San. ve Diş Tİcaret.A. Ş. длиной 24 м оборудован двумя узлами сочленения. Пассажировместимость составляет 270 человек. В салоне предусмотрено 60 мест для сидения и два места для колясок. На случай отключения электроэнергии водитель в автоматическом режиме опускает штанги и переходит в режим автобуса. Двигатели Vossloh Kiepe мощностью 320 кВт позволяют разогнать 37,5-тонную машину до 65 км / ч. Движение обеспечивается за счёт дизель-генераторной установки. Распределение полной массы по осям составляет: 7245+11 500+11 500+10 000 кг.
Транспортные тенденции Турции
Сегодня в транспортных кругах Турции активно обсуждается вопрос выбора наиболее оптимального вида пассажирского транспорта. Наличие кабельных линий и электротяговых подстанций трамвая и троллейбуса в будущем позволит принять решение о выборе того или иного вида электротранспорта. Куда сложнее обстоит дело с заменой автобусных маршрутов. Разработанная программа развития городского транспорта предусматривает строительство новых троллейбусных систем в городах Кайсери, Малатья, Шанлыурфа, Сакарья, Кютахья, Маниса, Чанкыры и Анкара, для которых в общей сложности будет построено 120 троллейбусов и 106 км контактной сети. Пока же новый тип пассажирского транспортного средства, названного турками Трамбус, успешно сочетает в себе достоинства автобуса и преимущества трамвая.
Показатель |
METROBUS (скоростной автобус) |
Троллейбус | LRT (легкорельсовый транспорт, трамвай) |
---|---|---|---|
Пассажиро-перевозка в час* | 6000 – 10 000 | 6000 – 10 000 | 10 000 – 24 000 |
Затраты на движение (тур. лир/км) | 2,25 | 0,78 | 0,81 |
Экологическая эмиссия | 25, 05 (hc) | 0 | 0 |
Манёвренность (возможность объезда препятствия, изменения маршрута) | Высокая | Высокая** | Низкая |
Срок строительства системы/ нового участка | Короткий | Средний | Длинный |
Жизненный цикл транспортного средства, лет | 8 – 12 | 15 – 25 | 30 – 40 |
Расходы на эксплуатацию в течение жизненного срока ТС | Высокие | Низкие | Низкие |
** При наличии источника автономного хода.
Показатель | Дизельный автобус |
Гибридный автобус |
Автобус с КПГ |
Троллейбус с АХ |
---|---|---|---|---|
Уровень выброса СО2, т/год | 140,852 | 117,377 | 113,397 | 54,487 |
Уровень шумового загрязнения, дБ (А) | 80 – 90 | 85 | 75 | 60 – 70 |