Спецавтобусы и другая техника NASA для перевозки астронавтов
Американская космическая отрасль развивалась по своим требованиям и законам, непохожим на российские. И это естественно. Тем не менее вызывает искреннее удивление странное решение некоторых технических и технологических задач. У нас космонавтов к месту старта доставляли на автобусах, у них – на прицепных трейлерах.
Соперник Советского Союза по космической гонке – Соединенные Штаты Америки – приступил к выполнению пилотируемых космических полетов в том же году, что и СССР, хотя первый орбитальный полет состоялся только 20 февраля 1962 года. В мае и июле 1961-го ему предшествовали два суборбитальных полета.
Первыми американскими пилотируемыми космическими аппаратами были корабли «Меркурий», рассчитанные, как и «Восток», на одного человека. Для доставки к месту старта первых астронавтов, пилотировавших эти корабли, использовали специальный трейлер, который буксировал стандартный армейский седельный тягач Studebaker M275.
В 1965 году в Штатах стартовала программа «Джемини», предусматривавшая полеты двухместных кораблей. С началом новой программы прежний громоздкий трейлер решили заменить двумя небольшими автобусами, сделанными на базе развозных фургончиков International и Boyertown.
С переходом в 1967 году в практическую плоскость американской лунной программы для доставки на стартовую площадку экипажей космических кораблей «Аполлон», состоявших из трех человек, начали использовать небольшой автобус специальной разработки. Сейчас его можно увидеть в музее Космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде.
Эту же машину применяли и при первых испытательных полетах космических челноков «Спейс шаттл», начавшихся 12 апреля 1981 года. Их экипажи тогда состояли из двух–четырех испытателей. Но когда в 1983 году начались полеты шаттлов со штатным многочленным экипажем, потребовался более вместительный транспорт. Им стал автобус еще одной довольно известной фирмы Airstream, специализирующейся на автомобилях и прицепах-кемперах. В свое время один такой прицеп американское аэрокосмическое агентство использовало для организации карантина экипажа «Аполлона-11», первым побывавшего на Луне. Ведь тогда никто не мог дать гарантий, что астронавты не привезли с собой на Землю каких-нибудь болезнетворных микроорганизмов. И вот в 1984 году НАСА вновь обратилось к Airstream с просьбой изготовить специальный автобус для астронавтов «Спейс шаттлов».
За основу взяли кемпер Excella, имевший оригинальный несущий кузов с характерными для всех изделий фирмы обтекаемыми обводами. Его оборудовали кондиционером, продольными сиденьями вдоль бортов и затемненными стеклами. Машину, которая получила название Astrovan, используют до сих пор, но она уже определена к продаже в числе другого высвобождаемого после завершения программы «Спейс шаттл» имущества НАСА.
Помимо транспорта для доставки астронавтов на старт НАСА применяет еще несколько интересных машин, о которых нужно рассказать. Во-первых, это бронетранспортеры типа M113 производства компании Food Machinery Corporation. Два таких БТР используются на мысе Канаверал еще с шестидесятых годов прошлого века в качестве эвакуационных машин на случай аварии на старте. Во-вторых, это аэродромные пассажирские самоходные машины типа Plane Mate с подъемными кузовами. Лет 30–35 назад, они использовались во многих аэропортах мира как средство ускорения посадки и высадки пассажиров, но с распространением телетрапов их применение постепенно сошло на нет.
С 1991 года два Plane Mate’а, разработанных совместно Chrysler Corporation и Budd Company и ранее работавших в системе американской гражданской авиации, используются на мысе Канаверал и авиабазе Эдвардс в Калифорнии для перевозки экипажей шаттлов, вернувшихся с орбиты. Машины оборудованы всем необходимым для оказания астронавтам первой медицинской помощи, если таковая потребуется.