Броневик ГАЗ-3934 «СИАМ» на службе инкассаторов
«Данные автомобили не отвечают требованиям безопасности дорожного движения. Выданное ранее НИЦ ГАИ МВД России свидетельство о согласовании конструкции, в части обеспечения безопасности дорожного движения и «Одобрение типа транспортного средства» ГР N ГОСТ P. RU. AT02.1.5.036 N АТО 2-94083, выданное Органом по сертификации, утратили свою силу. В связи с изложенным вышеназванные автомобили не подлежат регистрации в подразделениях Госавтоинспекции».
Это выдержка из распоряжения генерал-майора милиции В. У. Тимошина от 12 июля 1995 года. Речь в нём идёт о специальных инкассаторских автомобилях ГАЗ-3934 «СИАМ», выпускавшихся Арзамасским машиностроительным заводом производственного объединения «ГАЗ». А спустя 21 год, летом 2016-го, мне удалось не просто увидеть этот редкий броневик живьём, но и прокатиться на нём, вкусив частичку «прелестей», уготованных конструкторами водителю сего аппарата…
Первым делом, первым делом…
Ориентировочное количество выпущенных ГАЗ-3934 «СИАМ» – аж 30 штук! Так что неудивительно, что при первом взгляде на корму уткнувшегося в кусты «камуфляжного» монстра, я и предположить не мог, что это не один из новомодных «перепилов» БРДМ-2 под охотничьи нужды, а самый что ни на есть эксклюзив.
На самом деле узнать «СИАМ» легко – его выдает эксклюзивное очертание остекления кабины, которое не могут изменить никакие переделки. Первоначально, когда машина была только выкуплена, она выглядела совсем иначе: взгляните на фото с выставок. Но первые же выезды «в поля» показали, что всю «внедорожность» напрочь съедает облагораживающий обвес, и от него пришлось избавиться – так практичность победила дизайн.
То же самое произошло и с салоном: машина предназначена для охоты, так что всю начинку из машины удалили, а примитивное кресло водителя заменили на более комфортабельное. Впрочем, то, что процесс доработки ещё не закончен, нам как раз на руку, где бы мы ещё увидели брутальную рулевую колонку с горизонтально расположенной баранкой и металлические палки-рычаги, торчащие из пола как на древних «газонах». А как вам здоровенная амбразура прямо на улицу, которая обеспечивает салон притоком свежего воздуха – надо признать весьма эффективно. Да и плоская передняя панель с парой нехитрых аналоговых приборов и рядом тумблеров тоже сейчас не частое явление.
Единственное, чего я так и не понял, если это инкассаторский броневик, то куда же планировалось складывать деньги? Никакого грузового отсека внутри не предусмотрено, так что, похоже, экипаж «СИАМа» должен был сидеть на мешках с деньгами в прямом смысле этого выражения…
Мужская работа
На должность водителя «СИАМа», судя по всему, должны были набирать людей с очень развитой интуицией: с водительского кресла видно в лучшем случае дорогу впереди, начиная с метров пяти перед машиной. При этом сектора обзора вправо и влево не превышают 35° и то по горизонтали, что творится рядом с машиной, можно только догадываться. Ситуацию должны были исправить зеркала, но… из-за расположения водителя по центру машины и амбразурного характера окон они лишь немного облегчали проблемы с обзорностью. Так что им на смену пришли камеры, причём передняя привязана к углу поворота колёс.
Байки для VIP:
Инкассаторский броневик «СИАМ» родился не на пустом месте – в 1994 году ГАЗ вёл тему бронированной дозорно-разведывательной машины, в рамках которой разрабатывалось сразу несколько вариантов подобных машин (в том числе и получивший в дальнейшем хоть какую-то известность модульный ГАЗ-3907 «Водник»). Но времена были лихие, так что на тот момент Министерство обороны никакого интереса к броневикам не проявило, а бросать наработки «в корзину», разумеется, было жаль, и свет увидела «конверсионная» версия однообъёмного специального инкассаторского автомобиля – сокращенно «СИАМ».
Увы, по своему прямому назначению – перевозка денег – ГАЗ-3934, если и использовался, то не очень активно, слишком неповоротливой оказалась машина для мирной жизни. Да и попытки эксплуатировать её для перевозки комсостава во время инспекций в горячих точках, к примеру в Грозном, успехом не увенчались по техническим причинам – не было надёжности.
Кстати, колёса здесь поворачиваются на столь малый угол, что про активное маневрирование в условиях города можно забыть сразу. Только движение по территориям с большим запасом пространства, а если что – откидываем здоровенный люк в крыше и штурман начинает «голосовое» управление разворотом.
На ходу «СИАМ» тоже довольно интересен. Несмотря на «дизель», ехать на холостых оборотах он упорно не хочет. Не желает он и переходить на высшую передачу, если не набрал соответствующую скорость – «газ в пол» и, ориентируясь на рёв мотора за спиной, подбираем правильный момент переключения. В принципе, если приноровиться к данной особенности, то проблема исчезает. А коли у вас есть навыки старой, доброй «перегазовки» и двойного выжима сцепления, то в ваших руках окажется подвластный вам «боевой снаряд» убойной силы.
По «пересечёнке» машина идёт довольно уверенно, и ямы проглатывает вполне комфортно – сказывается независимая подвеска с узлами ходовой части от БТР-80. В принципе, лесные и полевые дороги, а также любые направления, где заканчивается асфальт и соответственно плотный автомобильный трафик – стихия «СИАМа». Итог: масса положительных эмоций от прикосновения к брутальной бронекапсуле и от того, что это всего лишь тест, а не ежедневная работа…
Да, наш «СИАМ» давно потерял свою аутентичность, и «породу» выдаёт только характерная линия окон. Да и задачи, которые он теперь выполняет, далеки от банковских дел. Но то, что эта уникальная в своем роде машина жива и даже может исправно выполнять возлагаемые на нее задачи, не может не радовать! История всё-таки…
Параметр | Значение |
---|---|
Габаритные размеры, мм | 5640х2320х2250 |
Полная масса, кг | 6700 |
Грузоподъёмность, кг | 2000 |
Экипаж, чел. | 3–8 |
Двигатель:
|
ГАЗ-542.10 Турбодизельный, I-6 6230 125 при 2800 мин-1 363 при 1600–1800 мин-1 |
Коробка передач:
|
Механическая 5/1 |
Подвеска | Независимая с централизованной подкачкой шин |
Колёсная формула | 4х4 |
Минимальный радиус поворота, м | 9,5 |
Запас хода, км | 700 |