Соблазнительная прогрессивность
Vision Van – малотоннажный автомобиль будущего от Mercedes-Benz
Петер Шмидт передает посылку получателю и идёт обратно к автомобилю Vision Van. Как только он подходит к машине, боковая дверь автоматически открывается. Два шага через кабину и Петер беспрепятственно проскальзывает на сиденье. Никакого рычага переключения передач, никакого рулевого колеса, никаких педалей, через которые он должен протискиваться вперёд. Вместо этого только джойстик в левой боковой стенке. Петер Шмидт левой рукой тянет джойстик на себя и приводит Vision Van в движение.
Нет, это не отрывок фантастического произведения, а фрагмент будней немецкого курьера по доставке товаров, заказанных через Интернет. Этот концепт зародился как часть проекта высокоэффективной логистики «последней мили», разработанной Mercedes-Benz и представленной 7 сентября 2016 года в Штутгарте. Компания ещё раз показала, кто является законодателем транспортного будущего в мире. И в смелости ей не откажешь. Фантасты отдыхают – настолько футуристичным получился образ Vision Van, малотоннажного автомобиля будущего.
Взгляд в послезавтра
Я далёк от мысли, что компания инвестирует средства, использует опыт и знания своих специалистов, тратит драгоценное время только для того, чтобы позабавить автомобильных журналистов. Но этот показ всё же был больше похож на грандиозное шоу, нежели на демонстрацию возможностей. Фургон, будто созданный не на Земле, бесшумно выехал на сцену. В кабине сидел водитель. Управлял ли он транспортным средством или просто наблюдал, понять было сложно. Но в любом случае раз уж машина выехала своим ходом, значит, это ходовой макет, а не просто эскиз из пластика.
Уверен, при появлении на сцене прообраза фургона будущего у подавляющего большинства из 400 присутствующих на презентации журналистов и специалистов в памяти всплыл образ концептуального грузовика под названием Mercedes-Benz Future Truck 2025. Общие схожие черты присутствовали и они были явными, а не похожими. Но в концепте Vision Van конструкторы не ограничились только внешними изменениями, а пошли дальше – в будущее.
В своём релизе компания говорит о том, что концепт Vision Van позволяет заглянуть в послезавтрашний день. Похоже, так оно и есть, так как глядя на машину невольно задаёшь себе вопрос: а почему он должен выглядеть именно так? Уверен, облик автомобиля это не просто результат богатой фантазии дизайнеров. Этот автомобиль не что иное, как симбиоз интеллекта, интеграции в мировую сеть и эффективности.
Сплошной футуризм
Дизайн передней части – просто фантастический. Во многом он повторяет черты Future Truck 2025. Однако, если у грузовика вместо решётки радиатора светящееся табло, то у Vision Van вместо решётки полноценный светодиодный экран, на который можно выводить и сообщения, и изображения, например, привычную решётку радиатора ведь реальная решётка не требуется, так как это электромобиль. Информационное табло в виде бегущей строки имеется и сзади.
Дизайн машины построен на аэродинамичных формах и контрасте светлого и тёмного. Притягивает к себе внимание чрезвычайно широкое ветровое стекло, простирающееся далеко на боковые стенки и предоставляющее невообразимый обзор. А вот прогрессивный дизайн светодиодных фар, напротив, делает их почти незаметными, пока они не включены. Но стоит им вспыхнуть пронзительно ярким белым светом, как они преображаются.
Боковые зеркала отсутствуют, вместо них еле заметные камеры заднего вида, совмещенные с габаритными огнями. Всё похоже на некие элементы оформления, пока автомобиль не начнёт поворачивать и всё замигает, заиграет светом.
Поверхности автомобиля минималистичные, плавные, природные. Это прослеживается и в лаконичном дизайне интерьера. Может показаться, что дизайнеров волновала только форма, однако максимальный акцент сделан на функциональность, правда, олицетворяющую довольно отдалённое будущее.
Идеальный комфорт
Рулевого колеса, педалей и консоли в машине нет. Выбор сделан в пользу электронного управления автомобилем (Drive-by-Wire) при помощи джойстика. И это очень преобразило салон – родилась уникальная концепция, в центре которой стоит умная коммуникация автомобиля и водителя. Отсутствие двигателя и консоли в передней части позволило сдвинуть сиденье водителя далеко вперед, значительно улучшить обзорность и увеличить полезную площадь автомобиля.
Приборная панель всё же есть, но в виде динамично изгибающейся дуги, она обтянута специальной тканью и опоясывает всю переднюю часть. В неподвижном состоянии дуга представляет собой сплошную поверхность синего цвета, по краям плавно переходящего в чёрный. В рабочем режиме вся площадь дуги оптимально используется для отображения информации, необходимой водителю: светится спидометр, показывается информация по планированию маршрута, отображаются картинки бокового и заднего вида.
В кабине как-то немного пустовато и слишком просторно. Привычка – вторая натура, отсюда и ощущения. Если же говорить о концепции интерьера, то она всецело обеспечивает комфортные условия для работы водителя. Отказ от рулевого управления, педалей и центральной консоли создали невообразимую свободу движения в кабине и беспрепятственную посадку в автомобиль. А благодаря электроприводу автомобилю больше не требуется трансмиссионный агрегат. Это позволило создать кабину с абсолютно ровным полом.
На задней стенке кабины расположено окно выдачи посылок и информационный терминал для водителя, который он может использовать для получения всей необходимой для процесса доставки информации. Он также выполняет функцию центрального блока управления, необходимого для объединения в единую сеть умного автомобиля, автоматизированных систем и информации о заказах.
Умный грузовой отсек
Следует уточнить, что этот концепт малотоннажного автомобиля разработан для эксплуатации в городских условиях. И нужно отметить, что всё, что находится в Vision Van, составляет единую систему. Машина интегрирует в себе множество инновационных технологий для доставки товаров на этапе «последней мили». Это первый в мире малотоннажный автомобиль, представляющий собой общий концепт для объединённой в цифровую сеть цепочки логистического процесса: от центра сортировки посылок до получателя.
Торговля через Интернет стремительно развивается. По данным исследования, проведённого Федеральным союзом E-Commerce и посылочной торговли, в 2015 году в одной только Германии товарооборот составил 46,9 млрд евро, что почти на 9,5 % больше, чем в предыдущем году. Эксперты во всём мире исходят из дальнейшего экспоненциального роста в ближайшее время и ожидают, что к 2018 году общемировой товарооборот в этой отрасли превысит $ 3000 млрд, т. е. увеличится почти вдвое. Чтобы удовлетворить растущую потребность в логистических услугах, необходимо по-другому организовать процессы перевозки.
Для осуществления таких задач и создан Vision Van. Он оснащён полностью автоматизированным грузовым отсеком и интегрированными дронами для беспилотной доставки по воздуху. Новые алгоритмы управляют процессом сортировки и отгрузки посылок, полностью автоматизированной системой организации грузового отсека, а также планированием маршрута для автомобиля и дронов-курьеров.
Отправления автоматически сортируются в логистическом центре и отгружаются на специальные стеллажи. Беспилотные транспортёры производят автоматическую погрузку стеллажей в один приём. Умная система организации грузового отсека при помощи интегрированной в автомобиль системы выдачи посылок автоматически выдает курьеру посылки для ручной доставки на месте их вручения. Параллельно два дрона-курьера грузоподъёмностью 2 кг каждый обеспечивают беспилотную доставку посылок в радиусе 10 км.
В малотоннажном автомобиле-концепте Vision Van объединены интеллектуальные технологии и эффективность современного высокотехнологичного автоматизированного сортировочного центра. Похожие решения могут значительно повысить эффективность и рентабельность и других отраслей. Благодаря электроприводу Vision Van выполняет доставку без выбросов загрязняющих веществ в любые районы города. А благодаря практически бесшумной работе электропривода облегчается доставка к строго определённому времени, например, в позднее время.
Электропотенциал
Постоянная системная мощность привода автомобиля составляет 75 кВт (кратковременно, на 60 секунд доступны до 150 кВт), а крутящий момент – до 270 Нм. Благодаря высокому крутящему моменту привод Vision Van отличается быстрой реакцией, с места легко сделает любой ДВС. Но не надолго, так как теоретическая максимальная скорость составляет 120 км / ч, однако она ограничена электроникой до 80 км / ч, этого вполне достаточно для автомобиля, развозящего грузы в городе и в пригородной зоне.
Vision Van располагает всеми распространёнными возможностями зарядки: индукционной зарядкой, а также комбинированной кабельной зарядкой AC / DC. Кроме того, система рекуперации хорошо использует кинетическую энергию автомобиля для подзарядки аккумуляторной батареи при торможении.
Электропривод увеличивает свободу движений и облегчает работу водителя. Кроме того, рабочее место водителя вместе с задней стенкой было смещено вперед, в результате чего увеличилась полезная площадь грузового отсека.
Электропривод повышает экономичность и экологичность малотоннажного автомобиля в целом. А благодаря высокому КПД и меньшей потребности в техническом обслуживании сокращаются эксплуатационные расходы.
Композиция из эмоций и интеллекта
Без сомнения, одним из самых интересных решений концепта стала интерпретация брендовой решётки радиатора, которую конструкторы перенесли в цифровой мир. Это весьма необычно, когда типичная решётка радиатора превращается в инструмент коммуникации. Светодиодная матрица в чёрной панели решётки радиатора содержит 2000х500 светодиодов. Vision Van коммуницирует с внешней средой, сообщая, когда он останавливается, заворачивает или когда с его крыши взлетают дроны. Таким образом, могут предупреждаться и движущиеся навстречу автомобили, если пешеходы или велосипедисты пересекают улицу позади автомобиля.
Впечатляет и футуристическое ветровое стекло, которое очень гармонично вписалось в общий дизайн концепта. Оно чем-то напоминает высокотехнологичное смотровое окно или шлем виртуальной реальности.
Ещё одной особенностью, несомненно, является дизайн видеокамер заднего вида. Одним словом, дизайн концепта Vision Van (ультрасовременный и в то же время сдержанный) отражает основную идею философии компании – дизайна чувственного лаконизма. Это одновременно и мягкость, и контрасты. Где особенно видны эти контрасты? С одной стороны, конструкторы создали очень плавные поверхности и идеальные пропорции. С другой стороны, очень динамичные и лаконичные формы, за счёт чего автомобиль производит монолитное впечатление, как будто он вылеплен из одного куска. И это не просто голый расчёт конструкторов, это ещё и некая философия искусственного интеллекта. Такое слияние противоположностей характерно для философии дизайна компании Daimler AG, именно она и придаёт всем автомобилям Mercedes-Benz соблазнительную прогрессивность.