<<< Назад

Возвращаясь к мировому уровню
ПАО «Автодизель» (ЯМЗ) отмечает 100-летний юбилей

Валерий Васильев, фото автора и «Группы ГАЗ»

Нужно ли говорить, что для современной России моторостроительное предприятие ПАО «Автодизель» (ЯМЗ), входящее в состав «Группы ГАЗ», имеет стратегическое значение. Пожалуй, об этом нужно помнить всегда. Производственная номенклатура завода сегодня включает дизельные двигатели, сцепления, коробки передач и многие другие изделия, необходимые для планомерного развития автопрома и всей отечественной промышленности. В нынешнем году предприятие отмечает 100-летний юбилей.

Ярославские моторы интегрированы в конструкцию сотен образцов разнообразной техники, выпускаемой в России и за её пределами. За всё время производства V-образных двигателей с 1958 года тираж превысил 4,5 млн единиц.

В последние годы, благодаря планомерному развитию и учитывая требования заказчиков, на предприятии проведена модернизация производства с тем, чтобы вывести выпускаемые двигатели на новый технический и экологический уровни, снизить издержки и повысить качество.

Завод по выпуску двигателей ЯМЗ-530 – самое современное моторное производство в России

К самым удачным и своевременным проектам стоит отнести современную производственную площадку по выпуску среднеразмерных дизелей семейства ЯМЗ-530 мощностью 120–330 л.с. – самого передового моторного производства в СНГ, в который «Группа ГАЗ» вложила более 10 млрд рублей.

Серийное изготовление 4-цилиндровых двигателей ЯМЗ-534 и 6-цилиндровых ЯМЗ-536 началось в конце 2012 года. С тех пор объёмы выпуска постоянно увеличиваются. Мощность производства составляет 20 тысяч моторов в год с возможностью увеличения до 50 тысяч.

Полная автоматизация

Для изготовления среднеразмерных дизелей используется первоклассное технологическое оборудование

Производство двигателей семейства ЯМЗ-530 с глубокой степенью локализации организовано на новой площадке (пл. около 56 тыс. м2), строительство которой «Автодизель» завершил в ноябре 2011 года. Передовое производство оснащено оборудованием лучших зарубежных фирм. Собственно сам завод состоит из двух подразделений. В главном корпусе на площади 35 тыс. м2 размещено производство двигателей ЯМЗ-530 (линии обработки головки и блока цилиндров, шлифовки коленчатого вала, сборочный конвейер, испытательные станции и пр.), а в корпусе логистики ещё налажена контрактная сборка двигателя Mercedes-Benz ОМ 646 для автомобилей Sprinter Classic.

На заводе всё тщательно продумано. К примеру, применена централизованная подача смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) к станкам, аспирация с трёхкратным воздухообменом и улучшение естественного освещения за счёт специальной конструкции крыш, что соответствует уровню лидеров мирового автостроения. Впечатляют заливные, абсолютно ровные бетонные полы и непривычная для отечественных предприятий чистота.

Линия механической обработки блока цилиндров

Качество выпускаемой продукции достигается в первую очередь благодаря высокому (до 90 %) уровню автоматизации всех технологических операций. Взять хотя бы мехобработку коленвала – цепочка механических переделов складывается из токарной обработки, глубокого сверления, закалки и шлифования. Причём все технологические переходы, включая загрузку и выгрузку деталей на транспортную систему, берёт на себя автоматика, и на других операциях – так же. Человеческий фактор в цеховой логистике сведён к минимуму.

На автоматической линии обработки коленвалов справляется один оператор. За перемещение заготовок отвечает новейший портальный робот-погрузчик компании Liebherr, который ловко перемещает детали во время всего технологического цикла.

Пост измерения геометрии блока цилиндров

Механическая обработка блоков цилиндров осуществляется на гибкой поточной линии, куда включены операции по сборке, промывке и испытаниям на герметичность. Все станки, оснащены электронными измерительными головками с автоматической коррекцией проводимых операций.

Для исключения брака технологические линии оснащены устройствами мониторинга и регистрации параметров протекания процессов: при отклонениях параметров процесса или ошибки оператора система автоматически сигнализирует о проблеме и блокирует выполнение последующей операции.

Здесь собирают головки цилиндров

Несмотря на сохранение на сборочном конвейере небольшой доли ручного труда, такие ответственные операции, как проверка поворота коленвала и выступание поршней; нанесение герметика; затяжка резьбовых соединений и др., выполняются в автоматическом режиме.

Характерным примером может служить станция, на которой регулируют тепловой зазор клапанного механизма. Установленное оборудование способно сделать эту операцию за 9 минут, а квалифицированный специалист – только за 15.

Участок обработки коленчатых валов

Ставка на качество

Конструкция двигателя ЯМЗ-530 требует высокой точности измерений его компонентов, что не под силу традиционным лабораторным приборам. Для этого были закуплены первые координатно-измерительные машины ZEISS CenterMax Navigator для работы с блоками цилиндров, головками цилиндров, коленвалами и корпусными деталями из алюминия. На заводе работают 6 координатно-измерительных машин, причём 5 из них на заводе среднеразмерных двигателей. Уровень погрешности составляет от 1,4 до 0,9 мкм, раньше о таком квалитете могли только мечтать. В работе используются различные системы, с помощью которых можно измерить любые по конфигурации детали. Сама техника находится в так называемых термоконстантных помещениях, где поддерживается оптимальный для работы микроклимат.

Конвейер сборки двигателей семейства ЯМЗ-530
Пост настройки и калибровки блока управления двигателя

Каждый двигатель обязательно проходит обкатку, которая проводится в два этапа – холодные испытания и 12-минутная горячая обкатка. За это время проверяются все параметры мотора. На одном конвейере собирают рядные 4- и 6-цилиндровые двигатели, но пока по статистике рядные «четвёрки» преобладают по востребованности. Кстати, инженерно-конструкторский центр располагает 22 моторно-испытательными станциями с высокоточным спецоборудованием и газоаналитической аппаратурой.

Координатно-измерительные машины ZEISS CenterMax Navigator в работе

Станции контроля и испытаний оснащены высокоточным программируемым измерительным оборудованием и испытательными стендами, обеспечивающими выполнение условий и режимов испытаний в автоматическом режиме. По серийному номеру двигателя, например, можно проверить усилие затяжки болтов головки блока цилиндров или правильность регулировки клапанов.

Все среднеразмерные двигатели проходят холодную и горячую обкатку
Линия подсборки головки цилиндров двигателей семейства ЯМЗ-530

Не уступать зарубежным аналогам

Если раньше блоки цилиндров и головки блока поступали от европейских фирм, то в 2015 году на заводе начали выпускать блоки цилиндров 4-цилиндрового дизеля ЯМЗ-534. В этом году запланированы отливки блока для ЯМЗ-536. Цена вопроса составила 120 млн руб., и чтобы указанные детали не уступали зарубежным образцам, впервые в отечественном автостроении создали производство высокопрочного чугуна с улучшенной пластичностью, внедрив автоматический контроль его структуры. Локализован и выпуск поковок коленвалов, турбокомпрессора, распредвала и других деталей. Свою лепту вносит и ЯЗДА – Ярославский завод дизельной аппаратуры, освоивший выпуск современных топливных насосов – ТНВД системы Common Rail.

Механическая обработка блока цилиндров на роботизированной линии
Программа локализации предусматривает изготовление блоков цилиндров для двигателей ЯМЗ-530
Локализуется и выпуск поковок коленчатых валов

Если в начале 2016 года соотношение импортных и отечественных комплектующих в среднеразмерных двигателях составляло соответственно 30 % к 70 %, то концу 2016-го российские компоненты будут составлять 85 %, что приведёт к уменьшению себестоимости двигателей на 25–30 %.

Передовой продукт должен быть заметным, поэтому должное внимание уделяется имиджу: дизели 530-й серии после сборки окрашивают в корпоративный синий цвет, если, конечно, заказчик не потребует иной окраски.

Самые перспективные

В 2014 году завод выпустил 6300 моторов ЯМЗ-530, а в 2015 – более 8 тысяч. В этом году заводчане рассчитывают также быть «в плюсе». Некий знаковый рубеж достигли в июне текущего года, когда с конвейера сошёл 25-тысячный двигатель «530-го» семейства. Юбиляром стал ЯМЗ-534.

Разворачивается выпуск усовершенствованных дизелей серии ЯМЗ-650
Роботизированный участок производства двигателей семейства ЯМЗ-650

Однако «Автодизель» развивает не только выпуск дизелей. В 2013 году предприятие подписало договор с итальянской фирмой Westport о создании на базе семейства ЯМЗ-530 линейки моторов, работающих на сжатом природном газе (метане). Благодаря высокой унификации новые силовые установки ЯМЗ-530 CNG появились в сжатые сроки и с минимальными финансовыми вложениями. Их можно собирать на том же конвейере, что и дизели. Газовые двигатели хорошо вписываются в конструкцию выпускаемых «Группой ГАЗ» автомобилей. Объём инвестиций в этот проект – 600 млн руб., и достижением инженеров является начало выпуска в 2016 году дизелей и газовых двигателей «530-го» семейства экологического класса Euro 5.

Превзойти показатели прошлого

Свою нишу в производственной программе занимают рядные 6-цилиндровые дизели серии ЯМЗ-650 тяжёлого класса мощностью 362–412 л.с. и V-образные 6-, 8- и 12-цилиндровые собратья с силовыми характеристиками 150–800 л.с. Ещё в конце прошлого года предприятие завершило комплекс работ по адаптации всех двигателей этого типа экологическим нормам Euro 5. Речь идёт о выпуске ЯМЗ-653 (модернизированная модель ЯМЗ-650) и автомобильных версий V-образных двигателей ЯМЗ-6556 и ЯМЗ-6586. Эти надёжные, хорошо освоенные в производстве и относительно недорогие двигатели планируют серийно изготовлять до тех пор, пока на них существует спрос.

В 2017 году начнётся серийное изготовление доработанных 5-ступенчатых коробок передач

Что же касается механических коробок передач то, скорее всего, уже в следующем году развернётся серийный выпуск модифицированных 5-ступенчатых агрегатов, а немного позже с конвейера будут сходить усовершенствованные КП с 9-ю ступенями.

Мероприятия по расширению рынков сбыта, проводимые на ЯМЗ в последние годы, дали свои плоды. Например, если в прошлом году продажи грузовиков на российском рынке уменьшились на 35,6 %, то выпуск на ЯМЗ за тот же период снизился только на 10 %, составив 35 тыс. двигателей к 39 тыс. единицам в 2014 году. Естественно, на предприятии стремятся к тому, чтобы в нынешнем году превзойти показатели прошлого года.

Комментировать ... >>
Loading...