Стрижка газона
Восстановленый ГАЗ-51
Александр Чаплыгин, фото автора
Иметь собственный ГАЗ-51 я мечтал давно. Мой отец работал на таком сначала в колхозе, а затем в автошколе. Об идее восстановить машину собственными руками сообщил родителю, но одобрения не получил: «Зачем тебе такой грузовик – у нас уже есть «ГАЗель». Если хочешь старую машину, давай соберем «газик», я о нем мечтал в молодости». Так у меня появился разукомплектованный ГАЗ-69, его сборка до ходового состояния затянулась на несколько лет. Но от мечты о ГАЗ-51 я не отказался.
Так как ГАЗ-51 и ГАЗ-69 похожи и унифицированы, то в процессе сборки «бобика» мне попадались запчасти и «полста первого», причем иногда я даже об этом не догадывался. Например, я стал обладателем совершенно новых крыльев и щитка приборов для этого грузовика. Попутно выяснялось, где стоят и остовы «газонов». В один момент у местного пенсионера мне встретился почти комплектный ГАЗ-51А полугаражного хранения – кабина и часть кузова по задний мост в гараже, остальное на улице. На некоторое время я про него забыл, пока мне не поведали, что у машины есть реальный шанс оказаться в металлоломе. Думать уже было некогда, и после недолгого диспута с владельцем он продал мне грузовик за 3000 рублей. «Машина хорошая. Пол кузова – металл. Подремонтируешь, будешь ездить!» – напутствовал старик.
Дело происходило 5 лет назад, а сама машина остыла еще в 1995-м и благодаря земляному полу гаража уже вросла в землю. Владелец заявил, что неисправна проводка – погрызли крысы, следовательно, попыток завести двигатель делать не стоит, поэтому минут 20 пытались выдернуть ее на свет божий трактором. Заодно в гараже и дворе собрали все, что даже отдаленно напоминало запасные части. Попытки увенчались успехом, и «51-й» на тросе, без тормозов (не работал даже неубиваемый ручник!) тронулся в путь. В ходе небольшого перегона выяснилось, что КП еще рабочая и передачи не выскакивают.
Пол прогнил, лонжероны оторвались от стоек. Нет облицовки моторного отсека с надписью «Горьковский автозавод», сиденья ГАЗ-53, опорожье у дверей сгнило. Разбиты и стерты на две части три из 4 отбойников подрессорников, перебиты рессоры. Проводка представляла собой смесь всевозможных проводов на скрутках, проволочках, центральный провод с катушки был поджат деревянным сучком. Двигатель разморожен, выдавлены заглушки, разорвало нижнюю часть радиатора. Тут отец предложил все-таки завести двигатель. За 10 лет масло отстоялось и стало светлым, поставили новую катушку зажигания, свечи, провода, аккумулятор, сняли «воздухан» и, залив бензин напрямую в карбюратор, провернули рукояткой двигатель. Механическое чудо вдруг ожило даже без посторонних шумов в сердце! Весной сбросили кабину и кузов, сняли двигатель и коробку передач. С кузова срезали все имеющие хоть какую-то ценность детали. С кабины срезали все латки, кронштейны «53-х» зеркал, сняли все оборудование, потолок, двери, стекла, заодно выяснилось, что насквозь прогнил по всей длине верхний шов стенки кабины. Также обветшала вся нижняя часть рамки ветрового стекла (она разборная из двух частей, с каждого бока крепится планкой под 5 болтиков и 1 в центральной части – эти болтики потом пришлось высверливать и делать новые планки).
После мостов занялись тормозами – старые трубки оказались металлическими и при попытке их снять разламывались на части. Их заменили на медные «уазовские», с УАЗа же взяли и главный тормозной цилиндр (продается в магазинах под названием «уазовский старого образца» и ничем не отличается от «газоновского»). На заднем мосту тройник тормозных трубок оказался алюминиевым и крошился в руках. Его заменили на медный.
Взяв с собой несколько человек, отправился в соседнюю заброшенную деревню на место, где стояла колхозная техника, сданная в металлолом. Прочесав поросшее бурьяном поле, с помощью щупов нашли десяток собранных колес от ГАЗ-51, -53 и сельхозтехники и даже один диск от ЗИЛ-164. После раскопок я стал обладателем нескольких хороших камер, флипперов, двух дисков ГАЗ-51. Две б / у покрышки попались по случаю, а еще три пришлось купить – они до сих пор продаются и пользуются спросом у механизаторов.
Весной возобновили работу – нужно зачистить и покрасить проваренную кабину и оперение. Подушки кабины подходят с ГАЗ-53, но нужно заменить болты – спереди на «мебельные» подходящего калибра, а сзади шпильки. Заказали шпунтованные доски на кузов и разобрали старый вместе с бортами. На мебельные болты ушло 2500 рублей… После покраски поставили на раму двигатель и собрали облицовку (подушки двигателя идентичны ГАЗ-53). Смущает меня только крыльчатка, на ней выбиты цифры «66». Уж не с «шишиги» ли?
Глобальная проблема встала с сиденьями. Если спинку просто сшить заново (деревянный каркас уцелел, а пассажирское сиденье я нашел, бродя по территориям вымерших колхозов), то вот водительской половинки так и не нашел. Такая же проблема с педалью газа, пришлось поставить с ПАЗа.
Стеклоочистители работают за счет разряжения в коллекторе, поэтому в него ввинтили подходящую по длине топливную трубку, а с самих стеклоочистителей провели ВАЗовские пластиковые трубочки с тройником и соединили.
Особо хочется сказать о стеклоподъемниках ГАЗ-51. Даже через 40 лет они работают без претензий, потому что в них всего 4 детали, и сделаны они с умом. А вот на стоящей рядом «ГАЗели» за один год их поменяли уже два раза. Очень хочется увидеть конструктора, который их выдумал. Страна должна знать в лицо таких героев!
P.S.
Передаю привет любителям снимать заводские таблички (шильдики) со старых машин. Уважаемые завсегдатаи RCFORUM.RU и AVTO.RU, мои таблички часом не у вас?
- Диффузор.
- Карбюратор (только новый!).
- Штампованная пластина для сбора бензина под карбюратором.
- Водительское сиденье.
- Педаль газа.
- Поводки стеклоочистителей со щетками и болтиками крепления (внутренняя резьба).
- Аккумуляторный ящик и его крышка.
- Рамка ветрового стекла с резинкой (только новая или очень хорошо сохранившаяся).
- Резинка (кругляш) на педаль стартера.
- Щитки задних колес и масляная канистра на правый щиток.
- Книга или каталог деталей по ГАЗ-51 или ГАЗ-63.
- Инструмент и принадлежности шоферские, шедшие с машиной.
- Водительская половинка сиденья.
- Другие оригинальные детали, которые вы не увидели на фотографиях и я о них не знаю.
Запасные части приму в дар после предварительного уточнения
по тел. 8 (910) 352-2448, solar_x@inbox.ru
(Внимание: статья опубликована в №7, 2010 г.)