Модели DIP–UMI – конверсия и окраска серийных моделей DIP-models
Ах ты, гадкий, ах ты грязный,
неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки.
Корней Чуковский, «Мойдодыр»
В рубрике «Грузовичок» нашего журнала уже неоднократно описывалась продукция компании DIP-models. Описывали её, как правило, с превосходными эпитетами, что немудрено – по субъективному мнению автора, сегодня это наиболее проработанные и детализированные модели отечественных автомобилей из числа производимых серийно. По этой причине, несмотря на свою высокую стоимость, их всё чаще используют коллекционеры как базу для установки оригинальных кузовов и создания новых модификаций моделей – так называемых конверсий. Но это, так сказать, частные случаи коллекционирования. Сегодня же речь пойдёт о серийных конверсиях на базе стандартной продукции DIP-models, которые предлагаются на рынке под брендом DIP–UMI.
Да-да, это именно официальные релизы на базе моделей DIP, выпускаемые мастерской UMI с разрешения DIP-models и при его активной поддержке. Пожалуй, в определённом смысле можно даже сказать, что UMI для DIP-models это что-то вроде Brabus для Mercedes или Hamann для BMW. С поправкой на особенности выпускаемой продукции, конечно. Но помимо обычной «прокачки» масштабных моделей, заключающейся в новых надстройках и замене ряда мелких деталей, модели, предлагаемые под брендом DIP–UMI, отличаются ещё и специфической окраской, создающей полную иллюзию загрязнённой реально эксплуатируемой машины (не зря же в качестве эпиграфа вверху вынесены строки стихотворения Корнея Чуковского «Мойдодыр»). Что из себя представляет собственно мастерская UMI, поговорим дальше, а пока остановимся подробнее на «грязных» моделях.
Из истории вопроса
Нельзя сказать, что модели со следами эксплуатации это что-то необычное – в том же «милитаристском» 35-м масштабе считается хорошим тоном имитировать на моделях бронетанковой техники следы их эксплуатации (вплоть до вмятин от попаданий снарядов) для придания им максимальной реалистичности. Аналогичный подход присутствует и в авиационном 72-м масштабе – потертости, следы топлива и нагара на соплах самолётов стали обычным делом. А вот нашему классическому автомобильному 43-му масштабу до недавнего времени это было несвойственно. Даже несмотря на то, что некоторые наши модельные мастерские пришли в 43-й из 35-го масштаба – это и украинская ALF, и наши «Уральский сокол» из Екатеринбурга или Major-models из Пензы – они приняли правила игры этого масштаба и не стали навязывать свои.
Все поменялось буквально в последние несколько лет. Художественные решения, свойственные иным масштабам, стали проникать и в 43-й. Первыми на этом поприще выступили иностранные модельные гранды – коллекционерам стали предлагать джипы и модели раллийных автомобилей в исполнении «только что с трассы». Грязные, пыльные, усталые и оттого выглядящие невероятно настоящими. Если не считать отдельных отечественных частных мастеров, изготовлявших такие модели под заказ, в нашем моделестроении тему машин со следами эксплуатации первой освоила, кажется, Саратовская лаборатория мини-моделей (в просторечии именуемая Сарлаб) – практически каждая модель из нынешнего их ассортимента получила «грязного» брата-близнеца.
Вторым в этот сегмент модельного рынка вошёл совместный бренд DIP–UMI. Но при этом DIP–UMI пошёл ещё дальше – модели, выпускаемые под этим брендом, существуют только в «грязном» исполнении и это принципиальная позиция сооснователей бренда.
Масштабные трудяги DIP–UMI
В глазах многих коллекционеров версии моделей машин со следами эксплуатации обладают большей ценностью в силу их штучности, ведь невозможно отыскать две одинаковых модели с одинаково нанесённой грязью. Многие производители обычных моделей понимают тягу коллекционеров к индивидуальности, поэтому наносят на автомобили логотипы реально существовавших автохозяйств, государственные регистрационные знаки, другие надписи, подчёркивающие, что представлена модель вполне определённого автомобиля. Однако в итоге собрания моделей большинства коллекционеров, выстроившиеся на их полках, всё равно имеют парадно-глянцевый «только что с конвейера» вид. Понимая это, мастерская UMI решила занять практически пустующую нишу «грязных» машин.
Вышло так, что и DIP-models примерно в это же время задумалась о более глубокой кастомизации своих моделей для коллекционеров, готовых платить за это дополнительные деньги. Мастерская UMI показала DIP-models пару своих предварительных образцов и получила одобрение на изготовление небольшой партии моделей со следами эксплуатации на тех шасси, чтобы были в наличии, благо на тот момент DIP-models как раз проводил в России пробную продажу китов (Kit (англ.) – комплект, набор для сборки) своих ГАЗ-52. Результат был признан успешным и дело, что называется, закрутилось.
На самом деле при всей кажущейся лёгкости изготовления моделей со следами эксплуатации (казалось бы, чего там – бери кисточку и мажь погрязнее!), это целое искусство, подвластное немногим. Помимо знания чисто технической стороны вопроса – что такое «смывка», что такое «сухая кисть», что такое shading, что такое weathering, как наносить сколы, царапины, ржавчину или пыль – мастеру, окрашивающему модель, необходимо обладать безукоризненным чувством стиля и меры, иначе состаренная модель не будет выглядеть, как живой автомобиль. Нужно сказать, мастерам из UMI это удаётся.
К примеру, недавно вышедшая новинка DIP–UMI – растворовоз А-595 СКБ Леноргстроя. Сама модель растворовоза создана на базе модели самосвала ГАЗ-93Б, выпущенной компанией DIP-models. Что же было сделано? Мастера из UMI заменили модели кузов на оригинальный. Немного? Ну… Они ещё установили на модель двухоконные колёсные диски от более ранних ГАЗ-51. И это всё?! Да, это правда – объём нововведений не сказать, чтобы был очень уж большим. Но в такого рода модели самое главное – это её внешний вид, её образ, её имидж – назвать можно как угодно. С предельной тщательностью мастера UMI подошли к воссозданию образа автомобиля-трудяги. В меру загрязнённый, со следами цементной пыли (а где вы видели чистый цементовоз?!), с засохшим раствором в углах внешних бортовых усилителей кузова, с лёгкой ржавчиной на переднем бампере. Но самое главное – это исключительно реальная имитация выскобленного до голой стали пола кузова при одновременном лёгком его заржавлении. Модель выглядит настолько правдоподобно, что взяв её в руки, поневоле опасаешься выпачкать руки в цементе. А ведь это просто пластик и краски!
Или взять вышедшую первой под брендом DIP–UMI путеремонтную автомастерскую Л-52 Московского механического завода «Красный путь» на шасси ГАЗ-52-04. За основу было взято шасси модели ГАЗ-52-04 DIP-models (см. «ГП» № 12, 2014 г., с. 85), на которую был водружён заново изготовленный фургон. Поскольку реальные Л-52 эксплуатировались не на стройках (не растворовоз же!), то и с загрязнением модели вопрос был решён скромнее: нанесена лёгкая припылённость по шасси, раме, колёсам и кузову. Однако нужный зрительный эффект был достигнут – модель боязно было взять в руки из-за опасения смахнуть с неё всю имитацию дорожной пыли.
Кстати, модель Л-52 была изначально выпущена в двух вариантах исполнения, различавшихся цветом кабины (хаки и бежевый) и облицовкой радиатора, соответствующей автомобилям разных лет выпуска. По 24 экземпляра каждого вида. Потом по просьбам коллекционеров была довыпущена ещё партия Л-52 в объёме 24 штук с кабиной синего цвета. А вот у растворовоза А-595, по-видимому, из-за затянувшегося экономического кризиса, сильно сказавшегося на покупательской способности братии коллекционеров, весь тираж ограничен 36 экземплярами.
Главным критерием при подборе прототипов для проекта DIP–UMI является возможность качественного изготовления модели силами мастерской и наличие исчерпывающего объёма материала по прототипу. Кроме того, это должны быть модели, которые вряд ли появятся у других производителей моделей. Если предлагаемая кандидатура устраивает обе стороны, начинается работа над тиражом.
Сравнительно небольшие тиражи обусловлены примерным числом реально заинтересованных в данной модели коллекционеров с небольшой поправкой в меньшую сторону – своеобразным бонусом покупателям этих моделей являются некоторый ореол их недоступности (модели проекта DIP–UMI давно распространяются по закрытой подписке среди постоянных покупателей) и их постоянно растущая стоимость на вторичном рынке.
Впрочем, DIP–UMI это не только конверсии на базе серийных моделей DIP-models. Это ещё и окраска обычных моделей DIP-models для придания им эффекта потрепанности. В таком исполнении уже вышли автопоезд-трубовоз ТВ-5 на базе ЗИЛ-157К (с небольшими доработками), самосвалы ГАЗ-93Б и ГАЗ-САЗ-3503 (последний, впрочем, получил в кузов имитацию картофельных клубней и нарощённые борта), а также транспортно-заряжающая машина ПР11Б с ракетой 20Д зенитно-ракетного комплекса С-75М «Волхов». Причём последняя мало того, что была загрязнена, так на неё ещё дополнительно были нанесены камуфляж и тактические обозначения, принятые в египетской армии в 1970-х годах.
Что такое UMI?
Несмотря на латинское написание названия мастерской, расшифровывается оно просто – Управление Механизации г. Иваново. Нет-нет, никакого отношения к настоящему дорожному хозяйству Ивановской области мастерская не имеет, хотя действительно располагается в Иваново. УМИ (UMI) – это просто удачное название, точно отражающее специализацию. Дело в том, что в 2012 году, когда и появилась мастерская, её участникам было понятно, что аксессуары и дополнения к автотематике, а особенно в части строительно-дорожной техники в 43-м масштабе, на рынке практически отсутствуют, при том что на рынке собственно автомоделей становилось уже тесно. Тогда-то мастерская и выдала на-гора свой первый самостоятельный проект – каток Д-211.
С этого времени основным направлением мастерской стали модели строительной тематики 40–60-х годов прошлого века. К сегодняшнему дню мастерская уже выпустила модели компрессора ДК-9, катков Д-455, Д-211 и Д-365, мотопомпы МП-1600, прицепного сварочного аппарата АСБ-300, гусеничного трактора КД-35 и даже модели таких экзотических изделий, как электротележка Эк-2 и прицепной плуг 5-П-35. В стадии тестовой сборки находится автогрейдер Д-598, а в ближайших планах – создание асфальтоукладчика Д-150А. Все модели мастерская выпускает как в чистом, так и запылённом исполнении.
При этом, помимо машин строительно-дорожной тематики, мастерская уделяет внимание и прицепам: уже выпущены прицепы ГАЗ-704, МАЗ-5203, МАЗ-5208, ЧМЗАП-5212, Т-138А, С-571. В планах мастерской значится даже 120-тонный гигант ЧМЗАП-5530. Были выпущены наборы для самостоятельной сборки полугусеничных машин ГАЗ-60, ЗИС-22 и опытного НАТИ-3. Кроме того, мастерская выпустила несколько конверсий на базе моделей бренда SSM тиражом до 20 единиц каждая.
UMI делает акцент на выпуск именно готовых моделей, но в то же время мелкими партиями на некоторых интернет-площадках продаются и наборы для самостоятельной сборки – киты. Широким ассортиментом в китах представлены двигатели автомобилей и тракторов. В настоящий момент это порядка 15 наиболее распространённых вариантов силовых агрегатов времён СССР.
Согласитесь, для четырёх лет существования мастерской послужной список более чем достойный! Особенно, если учесть тот факт, что до 2012 года коллектив мастерской не был профессионально связан с моделизмом.
Сегодня мастерская представляет собой небольшой коллектив единомышленников, каждый из них является профессионалом своего дела. Состав мастерской выглядит следующим образом: конструктор моделей, литейщик, профессиональный сборщик, помощники сборщика и художник-оформитель. Численность – семь человек. Малый бизнес в самом ярком своём проявлении! Между прочим, возможность изготовления моделей со следами эксплуатации обусловлена наличием в мастерской профессиональных моделистов из 35-го (бронетанкового) масштаба.
И, наконец, о планах
В ближайших планах мастерской UMI – выпуск прицепа ЗИС-810 и расширение линейки модификаций липецких тракторов: КД-35 поздних выпусков, Т-38, КДП-35М, Т-38М. И, конечно, продолжение совместного творчества с компанией DIP-models под совместным брендом DIP–UMI.
Под брендом DIP–UMI в скором времени коллекционерам следует ждать новые «грязные» модели трубовоза ТВ-5 со строительства газопровода (его фотография, как актуальной новинки, вынесена под заголовок статьи. На этот раз длина труб составит добрых 50 см! Ну и плюс неожиданно снова ставшая актуальной надпись на трубах), уже выходившую ранее ТЗМ ПР11Б, но на этот раз выполненную в окраске армии Социалистической Республики Вьетнам, а также принципиально новую (!) модель – топливозаправщик окислителя 8Г17 на шасси ЗИЛ-157К. Причём, учитывая скорость работы мастерской, не исключено, что трубовоз ТВ-5 на момент выхода статьи уже окажется в продаже.
Приятного коллекционирования!