Магистральный тягач DAF XF105.460 Euro 5
Гремело фанфарами клиентское мероприятие в честь пятилетия успешного создания и небезуспешной пятилетней работы российского представительства DAF Trucks. Эксклюзивная юбилейная серия серийного тягача (к сожалению, поставка задержалась – только принимали заказы), скидки и подарки клиентам, воздушные шары и напитки… Но была и выставка техники. Мне, как инженеру и журналисту, это показалось интересным. И я пошёл посмотреть.
В представленной линейке грузовиков большинство машин мне было хорошо знакомо. Но приглянулась весьма странная сцепка. Новейший самосвальный полуприцеп-углевоз марки Schmitz Cargobull был запряжён магистральным тягачом DAF XF105.460 Euro 5, который в Европе уже года четыре не видели среди продаж новой техники, так как ему на смену пришёл DAF XF106 / 510 Euro 6. Вот тут и выплывает забота производителя о таких сложных рынках, как наш.
Дело оказалось ещё и в том, что немногие поставленные в Россию в этом году строительные тягачи серии CF недавно отгружены клиентам, и на складе ничего не осталось, поэтому пришлось вынужденно создать такую малоправдоподобную сцепку магистральный тягач + самосвальный полуприцеп. Такие вариации в стиле «не как у всех» меня всегда привлекали и заинтригованный я направился к автопоезду.
Яркий лимон и жёлтый тюльпан
Рассматривая привычные, даже местами старомодные формы кабины лимонного цвета, вспомнил ассоциации: «жёлтый тюльпан», «мечта водителя» – бестселлер 2009 года обновлённый DAF XF 105. Семь лет пролетели незаметно, по европейским автобанам давно рассекает преемник, кстати, доступный и на нашем рынке, а я сейчас поеду на легендарном тягаче, который, действительно, любят водители за простор и комфорт, и не может быть, чтобы ничего не изменилось с 2009-го.
Силовой агрегат тягача, на котором я ездил по дорогам Дмитровского автополигона, состоит из рядного 6-цилиндрового длинноходного (диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 162 мм) двигателя семейства МХ, рабочим объёмом 12,9 л и мощностью 462 л.с. при 1500–1900 мин-1. Крутящий момент – 2300 Н∙м в диапазоне 1000–1400 мин-1. Всё близко к конкурентам. Продолжает силовую линию 16-ступенчатая механическая КП. Экологический класс – пятый, с применением технологии AdBlue.
Для сравнения: новый XF Euro 6 поставляемый с практически идентичным (тоже 130х162 мм!) мотором PACCAR MX-13 рабочим объёмом 12,9 л в версии 340 кВт (460 л.с.) развивает максимальный крутящий момент 2300 Н∙м в диапазоне частоты вращения коленвала от 1000 до 1425 об / мин, но относительно стандарта Euro 5 выбрасывает в атмосферу оксидов азота (NOx) меньше на 77 %, а сажевых частиц – на 66 %. Мало того, даже компоновка распределительного механизма и расположение агрегатов у обоих двигателей идентичны!
Двигатель МХ340 оборудован вспомогательной системой торможения с гидравлическим приводом, интегрированным в привод толкателей клапанов. Эта система совмещена с моторным тормозом, работающим в выпускной системе. Их суммарная тормозная мощность составляет 435 л.с. при 2100 об / мин. Подвеска DAF XF 105 спереди на рессорах, задняя – пневматическая, но по заказу может быть и «пневматика по кругу»; в ведущем мосту имеется механизм блокировки межколёсного дифференциала, который наверняка потребуется зимой. Тормоза дисковые вентилируемые оснащены антиблокировочной системой. В наиболее дорогих версиях предусмотрена система EBS, координирующая работу антиблокировочной и противобуксовочной систем и моторного тормоза. Седельное устройство фирмы Jost расположено на высоте 1140 мм, но возможны варианты, исходя из пожеланий заказчика.
Пространство для работы и жизни
Говорят, DAF до сих пор собирает свои тяжёлые грузовики только на европейских площадках – только так, по их мнению, можно обеспечить стабильное качество. И дело даже не в уровне персональной ответственности и менталитета рабочих рук, а в проблеме транспортировки комплектующих к месту сборки вне автомобиля. Конечно, такой подход к делу ограничивает мощность производственных площадей, но «качество превыше всего», – заявляют специалисты DAF. Серия XF 105 позиционируется как «мечта водителя», посмотрим, о чём ещё может мечтать современный шофёр-дальнобойщик!
Первое, на что сразу обращаешь внимание, – пространство. Для головы, рук, ног, а ещё можно ходить во весь рост, не сутулясь и не спотыкаясь (моторного тоннеля почти нет, он потом вынужденно появится на шестом экологическом классе).
Водительским креслом с пневмоподвеской и регулируемой жёсткостью нынче никого не удивишь, но у DAF и здесь своя «изюминка» – пневмоопоры поясницы. Причём такой же комплект опций имеет и пассажирское сиденье, а это уже серьёзное заявление в борьбе за покупателя и, кстати, водителя. Уходящее в прошлое традиционное построение панели приборов – круглые, подробно оцифрованные шкалы спидометра, тахометра, указателя температуры, уровня топлива, давления воздуха, несомненно, будут радовать глаз своим здоровым традиционализмом. Ведь тенденция «выуживать» необходимые показания, меняя с помощью мудрёных алгоритмов области данных на дисплее бортового компьютера, захватившая всё современное автомобилестроение, по вкусу далеко не всем.
Особенности конструкции
С каждым годом всё труднее становится уловить нюансы поведения на дороге и опционального оснащения магистральных тягачей европейской Большой семёрки. Сохраняя несколько фамильных черт и экспериментируя в области дизайна и интерьера, все основные производители предлагают очень близкие по оснащению и совокупности свойств машины.
Различия становятся видны позже, при длительной эксплуатации, когда кроме удобства, дизайна и управляемости важным показателем эффективности становится стоимость владения. На коротком тесте можно лишь рассмотреть особенности той или иной конструкции и поведения, которое в этот раз меня немного озадачило. Итак, тягач с двигателем 462 л.с. и механической КП. Всё привычно и заурядно: демультипликатор, делитель, флажок и тумблер, 16 передач. Прочный строительный, оттого немного тяжеловатый, но порожний полуприцеп.
Тронуться можно легко даже с третьей передачи, потом включаю IV, уверенно разгоняюсь, флажок вверх, тумблер вниз – я готов к переходу на верхний ряд. И что это? Пятая передача слишком высоко, я бы сказал заоблачно! Обороты падают до 800 мин-1, отчётливо ощущается острый недостаток крутящего момента, проходят секунды, тягач вытягивает, но это не гружёный автопоезд! Пробую ещё раз. Подкручиваю на IV передаче мотор до 2000, довольно чёткая селективность привода КП и небольшие усилия на рычаге в сочетании с лёгким сцеплением позволяют переключиться почти мгновенно, и опять хоть и меньший, но провал остаётся. А дальше всё идёт как по маслу: характеристика выравнивается и продолжается уверенный разгон.
Где кроется ошибка, я, честно говоря, до конца так и не смог понять. То ли неверный подбор передаточного отношения IV, V передач или высокое «отношение» главной пары 2,69; то ли слишком «зажали» двигатель в погоне за снижением токсичности, ведь в 2009 году, помнится, он был скромного четвёртого экологического класса.
Сервисная поддержка, год 2016
Сегодня в РФ работают 21 официальный дилер, 8 сервисных партнёров и 4 магазина оригинальных запчастей TRP Parts. Самые крупные сервисные центры расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске. Сеть СТО DAF Trucks охватывает территорию Урала и Сибири: они функционируют в Уфе, Челябинске, Сургуте, Новосибирске, Барнауле, Красноярске, Иркутске. Сеть постоянно расширяется по численному составу и географии присутствия. В 2012 году в Шереметьево был открыт центр снабжения оригинальными запасными частями PACCAR Parts Distribution Centre. Он поставляет фирменные компоненты для новых и подержанных автомобилей DAF во все регионы РФ. В 2016 году открыты 3 новых дилерских центра, запланировано расширение сервисной сети до 45–50 точек.
Вместо резюме
Выбор магистрального тягача в конечном итоге не должен зависеть от качества натуральной кожи, которой обтянуто рулевое колесо, но новинки последних лет приучили нас не оставлять и такие моменты без внимания, делая кабину грузовика предметом искусства и примером отделки интерьера. Здесь всё добротно и аккуратно, по-прежнему удобно и функционально, но сомнений в том, что я в кабине грузовика у меня не возникло, как и желания сравнить его с интерьером легковушки. Наступающим на пятки конкурентам DAF XF 105 апеллирует лучшим оснащением при близкой цене. Маркетинговую политику компании DAF отличает гибкая настороженность к пожеланиям конкретного клиента. Хотите раму красного цвета – пожалуйста! Есть чем заинтересовать: и эксклюзивный аэродинамический обвес, и «люстра» из дополнительных фар на крышу, и опции в любом, а не «пакетном» взаимоисключающем предложении, как у многих конкурентов. Работа должна доставлять удовольствие, не правда ли?
Полная масса автопоезда, кг | 44 000 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 7500 / 13 000 |
Колёсная база, мм | 3800 |
Задний свес, мм | 990 |
Двигатель:
|
PACCAR MX340, турбодизель, I-6, Euro 5 12 902 17,1:1 462 при 1500–1900 мин-1 2300 при 1000–1400 мин-1 |
Коробка передач:
|
16S23, механическая 16/ 2 2,69:1 |
Тормозные механизмы все колёс | Дисковые |
Вместимость топливного бака, л | 850 |
Вместимость бака AdBlue, л | 50 |
Подвеска спереди | Малолистовые рессоры |
Подвеска сзади | Пневматическая |
Шины | 315/70 R22,5 |
Самосвальный полуприцеп Schmitz Cargobull S.KI 24 3AT 10.5
Строительный полуприцеп оборудован стальным кузовом полукруглой формы объёмом 37,8 м3 со сворачиваемым тентом. Пол самосвального кузова имеет толщину 8 мм, стенки – 5 мм. Технически допустимая полная масса 45 000 кг, а полезная нагрузка 35 273 кг при нагрузке на седло в 18 000 кг. Размеры кузова: длина – 10 050 мм, ширина – 2354 мм, высота бортов – 1660 мм. Колёсная база 6920 мм позволяет маневрировать с трёхосным тягачом как на твёрдом, так и на мягком грунте.
Усиленная сварная рама выполнена из стали толщиной 10,5 мм и установлена на оси SAF с барабанными тормозами, грузоподъёмностью по 9 т. Электронная тормозная система EBS 2S / 2M снабжена функцией Roll Stability против опрокидывания. Регулирование подвески для предотвращения опрокидывания при разгрузке происходит автоматически. Подъём и опускание платформы с функцией автосброса Auto-Reset делает операции более безопасными. Предусмотрен автоматический подъёмник передней оси с электропневматическим управлением. Шины: Michelin Offroad размером 385 / 65 R22.5 (11.75х22.5).