Опубликовано: ГП 06-2010
Дедушка Unimog

Музей Unimog вблизи Гаггенау

Александр Трохачёв, фото автора

В северном Шварцвальде, неподалеку от французской провинции Эльзас, в долине реки Мург расположен уникальный музей редких машин. Россиянам он больше знаком как музей Unimog вблизи Гаггенау. Открыт он был в середине 2006 года, и по праву является местом паломничества подлинных ценителей марки, а их немало: только клуб любителей Unimog объединяет свыше 5 тыс. человек из 30 стран мира.

Мне доводилось бывать здесь не единожды, но каждый раз получалось наскоком: то тест-драйв проходил в окрестностях Гаггенау, то я был проездом в Вёрт, то направлялся в аэропорт. Наконец, удалось специально спланировать поездку и посвятить знакомству с музеем фактически полдня. И оно того стоило.

Музей в Гаггенау невелик как по числу экспонатов, так и по площади. Обойти его и отснять два десятка машин можно всего за несколько минут. За все время производства Unimog в Гаггенау их собрали ни много, ни мало – 320 тыс. экземпляров. Последний автомобиль с таким названием покинул заводской конвейер 2 августа 2002 года, и в дальнейшем сборку машин начали осуществлять на производственных мощностях в г. Вёрте, где до этого делали только обычные грузовики. Таким образом завершилась полувековая «родовая» история марки.

Если в Гаггенау собирали модели от U2010 до U500, то в Вёрте начали производство моделей от U20 до U5000. В память о славном прошлом энтузиасты основали клуб любителей Unimog, в который вступили преимущественно немцы и европейцы тех стран, где Unimog служил в армии или выполнял мирные транспортные задачи. А в год 55-летия выпуска первого Unimog в Гаггенау был открыт частный музей, построенный при финансовой поддержке тогда еще компании DaimlerChrysler.

Название Unimog расшифровывается как Universal Motor Geräe – универсальный моторный агрегат. Этот вездеход придумал инженер Daimler-Benz Альберт Фридрих, конструировавший авиационные двигатели. Первые наброски будущей легенды датированы августом 1945 года, поэтому нынешним летом мы вправе отмечать 65-летний юбилей бренда.

Альберт Фридрих спроектировал машину сразу после окончания Второй мировой войны и позиционировал как универсальное транспортное средство повышенной проходимости. По сути это был удачный компромисс между грузовиком и трактором. Крестьяне сразу оценили вездеход, поскольку иметь в своем распоряжении и грузовик, и трактор было не по карману. Но приглянулся Unimog и военным, и коммунальщикам, и спасателям.

Выпуск машин осенью 1948 года начала небольшая немецкая фирма Boehringer. Но так продолжалось недолго. Оценив большие перспективы нового вида транспорта, Daimler-Benz AG выкупил права на производство этой техники и стал выпускать ее под маркой Mercedes-Benz на специальном производстве в Гаггенау. С 1951 года свет увидели первые экземпляры U401, который и принято считать основоположником легенды с трехлучевой звездой. Таким образом, эмблема в виде головы быка, символизировавшая выносливость и силу (рога образовывали букву U), продержалась на облицовке радиатора недолго – всего несколько лет.

Детская игровая площадка рядом с музеем

Unimog быстро завоевал популярность благодаря простоте, неприхотливости, легкости в обслуживании и ремонте. Полный привод, подрессоренная подвеска, центральный дифференциал и тормоза на всех колесах (а не только на задних) снискали заслуженное уважение потребителей. При мощности всего в 25 л.с. и максимальной скорости не более 50 км/ч первые модели отлично справлялись с возложенными на них задачами. Такого универсала до сих пор никто серийно не выпускал. Дошло до того, что Unimog поставили на рельсовый ход и стали использовать в качестве маневрового локомобиля с тормозной системой для железнодорожных вагонов. Эксплуатационные расходы в сравнении с классическими локомотивами у него ниже, а мобильность выше: при необходимости он съезжает с рельсов и движется по обычной дороге. В отличие от ж/д локомотива Unimog не нуждается в депо или отдельной ветке путей, а его навесное оборудование позволяет выполнять и ряд смежных задач, например, по содержанию коммуникаций, очистке и ремонту ж/д полотна.

Некоторые частники приобретают автомобили, сделанные по индивидуальным проектам и приспособленные для охоты, рыбалки и длительного автономного пребывания вдали от населенных пунктов. Благодаря уникальной проходимости Unimog активно используют в трак-триале. Неудивительно, что цена нового автомобиля порой зашкаливает за пару сотен тысяч евро, а любой мало-мальски приличный экземпляр на вторичном рынке стоит не меньше цены новой иномарки – по 20 тыс. евро и больше.

К сожалению, в музее Unimog представлены далеко не все версии этих замечательных машин. Например, здесь нет пришедшего на смену Unimog S модели U1300L 1970–1987 гг. грузоподъемностью 2 т, с 5,7-литровым дизельным двигателем мощностью 130 л.с. и 8-ступенчатой КП. Отсутствует легкий U408 (U90) образца 1992 года полной массой 6,2 т со сдвинутым вправо плоским покатым капотом. Эта особенность была вызвана необходимостью лучше контролировать дорогу при работе с отвалом и другим навесным оборудованием. Кстати, 87-сильный 5-цилиндровый дизель этой машины тоже был асимметричным. Увы, нет в музее турбированной 133-сильной версии представителя средней гаммы – U418 (U120) с дисковыми тормозами всех колес и штатной ABS. Не нашел я и коммунальщика-малыша UX100, который появился на свет одновременно с Actros первого поколения в 1996 году. А машинка интересна тем, что оснащена гидростатической трансмиссией. Нет здесь гоночных версий, например, дакаровской технички и машин сопровождения различных экспедиций. Но не будем забывать: музей частный, и объять необъятное на личные сбережения энтузиастов очень непросто. Впрочем, спустя годы экспозиция наверняка расширится за счет недостающих звеньев, ведь число фанатов, в отличие от настоящих машин, меньше не становится.

[b]Unimog U401.101.[/b] 1955 г. Находился в серии с августа 1953 по сентябрь 1956 года. В общей сложности произведено 10928 экземпляров, из которых сохранилось около 2500. Розничная стоимость в годы выпуска –11465 DM (около 5700 евро). В моторном отсеке ставили 4-цилиндровый дизельный двигатель ОМ 636 рабочим объемом 1767 cм[sup]3[/sup] с отдачей в 25 л.с. при 2350 мин[sup]-1[/sup]. Колесная база – 1720 мм, размер шин – 6,5-20. Двухместная кабина была очень тесной на месте пассажира. Иногда в качестве наказания во время длинных перегонов туда сажали нерадивых солдат, у которых быстро затекали ноги.
[b]Unimog U416.122.[/b] 1977 г. Был в серии с 1965 до конца 1988 года на заводе Daimler-Benz AG в Гаггенау. Суммарный объем выпуска – 45 514 экземпляров, из которых около 30 тыс. до сих пор на ходу. Цена базовой версии – 25 000 DM (около 12 500 евро). Широко использовался в армии, аэропортах, пожарной службе, подразделениях спасателей. Оснащался моторами мощностью 80/90, 110 и 125 л.с. Музейный экземпляр оснащен 110-сильным 6-цилиндровым дизелем ОМ 352. Выходил с завода с колесной базой 2900 и 3400 мм и шинами 335/80 R20.
[b]ВМ-62.[/b] Раскладывающийся кусторез с шириной ножниц 1,5 м. Автомобиль обрабатывал кустарник и другие посадки на скорости от 5 до 8 км/ч. Привод переднего механизма обеспечивал 540 мин[sup]-1[/sup], бокового – 900 мин[sup]-1[/sup]. Владельцы – семья Цинарта из Зин-Этингена.
[b]Prototyp U6.[/b] 1946–1948 гг. Выпущен компанией Schwäbisch Gmünd (Erhard & Söhne) в количестве 6 штук, включая модели от U1 до U6. Стоил 4500 RM в ценах 1947 года. Первая тестовая поездка состоялась осенью 1946 года. Колесная база 1720 мм, колея колес 1270 мм, дорожные шины размером 6,5х20. Оснащался двигателем Mercedes-Benz ОМ 636 мощностью 25 л.с. при 2350 мин[sup]-1[/sup] и 4-ступенчатой коробкой передач ZF с делителем Renk. Окрашен в фирменный цвет «зеленый Unimog». Отреставрирован частным лицом – доктором Хольгером Хессом из Кёльна.
[b]Unimog U406.121.[/b] 1974 г. Впервые показан в Мюнхене в 1962 году. Выпускался на заводе Daimler-Benz AG в Гаггенау с 1963 по 1988 гг. Всего изготовлено 30,5 тыс. экземпляров, из них до сих пор используется около 20 тыс. Оснащался дизельным двигателем ОМ 352 мощностью 62 кВт/84 л.с. рабочим объемом 5638 cм[sup]3[/sup]. Максимальная скорость – 75 км/ч. Данный экземпляр работал в аэропорту Берлина. Стоил 21800 DM (около 10 900 евро).
[b]Unimog U406.120.[/b] 1972 г. Данный экземпляр имеет реальный пробег 125 тыс. км. Реставрировался в период 2003–2009 гг. На машине появились новые двери, он был заново окрашен. Укомплектован 6-цилиндровым дизельным двигателем ОМ 352 с отдачей 84 л.с. Колесная база – 2380 мм. Машина принадлежит Петеру Шреку и Хансу-Юргену Вишхофу.
[b]Unimog U401.104-550 «Berliner Stadtreinigung».[/b] 1955 г. Cобран 20 декабря 1955 года. Стоимость в ценах того времени – 11980 DM (около 6000 евро). Реальный пробег – 34 855 км и 2490 часов работы коробки передач. Она укомплектована 4-цилиндровым 25-сильным двигателем Mercedes-Benz ОМ 636 рабочим объемом 1,8 л. За счет многоступенчатой трансмиссии развивала максимальную скорость 50 км/ч, а на ползучей передаче могла двигаться со скоростью 0,3–0,6 км/ч. Для привода навесного оборудования снабжалась отбором мощности спереди и сзади. Грузоподъемность машины – одна тонна.
[b]Unimog U411.119.[/b] 1964 г. Этот автомобиль выехал за пределы завода 20 января 1964 года и за все время преодолел расстояние в 81 тыс. км. Оснащали двигателем ОМ 636 мощностью 23,5 кВт/32 л.с. Активно использовали виноделы. Владельцы – семья Сальм из Саабрюке.
[b]Unimog U405.102.[/b] 2000 г. Новое поколение Unimog U400 с кабиной из углепластика, равно как U300 и U500 полной массой 10–16 т, серийно производят на заводе DaimlerChrysler AG (ныне Daimler AG) в г. Вёрте с апреля 2000 года. Стандартные цвета – оранжевый, красный, белый. На выбор предлагаются четыре двигателя: два 4-цилиндровых, уровня Euro 3, мощностью 130 кВт/177 л.с. для U300/U400 и 170 кВт/231 л.с. для U500, один 6-цилиндровый, уровня Euro 4, с отдачей в 130 кВт/177 л.с. для U300/U400 и один 6-цилиндровый, Euro 4, с потенциалом в 210 кВт/286 л.с. для U500. Колесная база – 3080 или 3300 мм, резина – 365/80 R20 на дисках 11x20 или 445/70 R24 на дисках 13x24. Рабочее место водителя VarioPilot для лучшей уборки тротуаров позволяет переставлять щиток приборов и педальный узел с левой стороны на правую и наоборот.
[b]Unimog U402.102.[/b] 1956 г. Выпускался на заводе Daimler-Benz AG в Гаггенау с ноября 1953-го по октябрь 1956 года. Всего изготовлено 518 экземпляров. В ценах 1956 года стоил 12 800 DM (около 6400 евро). Под капотом стоял 4-цилиндровый 25-сильный дизельный двигатель рабочим объемом 1767 cм[sup]3[/sup]. Колесная база 2120 мм, размер шин 6,5-20.
[b]Unimog U411.110.[/b] 1960 г. Машину производили в Гаггенау с августа 1956 по октябрь 1961 года. Всего произведено 17 844 экземпляра, включая 6233 единицы с открытой кабиной с мягким подъемным тентом. В настоящее время сохранилось около 6 тыс. машин с открытой кабиной и около 2 тыс. с закрытой. Автомобиль стоил 12530 DM (около 6300 евро). Имел два варианта колесной базы 1720 и 2120 мм и шины размером 75-18 или 10,5-18.
[b]Unimog U20.[/b] 2007 г. Под капотом стоит 4-цилиндровый двигатель BlueTec Euro 4 (с 2010 года Euro 5) рабочим объемом 4250 cм[sup]3[/sup] мощностью 115 кВт/156 л.с. Максимальный крутящий момент – 610 Н.м при 1200–1600 мин[sup]-1[/sup]. Полностью синхронизированная коробка передач Mercedes-Benz обеспечивает 8 передач переднего хода со скоростью 6,5–85 км/ч и 6 передач заднего хода со скоростью 1,1–15 км/ч. Габаритные размеры: 4930х2190х2720 мм, колесная база 2700 мм. Размер шин – 335/80 R20. Собственная масса – 5000 кг, допустимая полная – 8500 кг, грузоподъемность – 3400 кг. Аккумуляторы – 2х115 А.ч, бортовое напряжение – 24 В. Диапазон рабочих скоростей – от 1,5 до 90 км/ч.
[b]Unimog S (U404.114).[/b] 1962 г. Массовый выпуск с 1955-го по 1977 г., а данный экземпляр построили 27 июня 1962 года. Он служил в подразделениях самообороны Швейцарии и прошел 29 430 км. Всего произведено 64 242 экземпляра, в том числе 36 115 для Бундесвера. По разным оценкам, до настоящего времени сохранилось от 10 до 12 тыс. единиц. Стоимость гражданской версии – 16 000 DM (около 8000 евро). На нем использовали 80-сильный бензиновый двигатель М-180 рабочим объемом 2195 cм[sup]3[/sup] от легкового автомобиля Mercedes-Benz 220 и устанавливали грузовую платформу размерами 3030х2030 мм. Грузоподъемность машины составляла 1,5 т.
[b]Unimog U5000 (U437.43).[/b] 2003 г. Вместе с моделями U3000 и U4000 серия машин с капотной компоновкой выпускается на заводе в Вёрте с 2003 года. Стандартные цвета: красный, белый, желтый, оливковый. Комплектуется 4-цилиндровыми моторами ОМ 924 LA уровня Euro 3 (160 кВт/ 218 л.с.) и Euro 4 (160 кВт/ 218 л.с.). Колесная база – 3250 или 3850 мм, размер шин – 365/80 R20 на дисках 11-20 SDC или на 10-00 V20. Полная масса машин серии U3000-U5000 – от 7,5до 14,1 т, мощность двигателей – от 150 до 218 л.с.
[b]Unimog U421.140-13.[/b] 1979 г. Автомобиль модификации 421.140 сошел с конвейера завода 10 августа 1979 года и до установки в музей прошел 35 тыс. км. Окрашен в цвет «грузовой зеленый». Оснащен двигателем ОМ 616 мощностью 52 л.с., позволявшим развивать скорость в 63 км/ч. Саму модель U421 производили с 1966 по 1988 г. Без учета модели U431 (421.310 с двигателем мощностью 65 л.с.) в общей сложности изготовлено 18 955 экземпляров. Из них около 13 тыс. до сих пор в строю. Базовая цена составляла 18 200 дойчмарок или 9100 евро по нынешним ценам. Имел 27 модификаций, в том числе 13 вариантов двигателей от ОМ 621 мощностью 40 л.с. до ОМ 616 мощностью 60 л.с. Автомобиль имел два значения колесной базы – 2250 и 2605 мм, его окрашивали в три цвета: зеленый, серый и синий.
[b]Unimog U411с «der Vielseitige».[/b] 1966 г. Данный экземпляр был построен 29 апреля 1966 года. Куплен и отреставрирован Хансом-Юргеном Вишхофом в 1992 году. Серию U411c производили с апреля 1964 по октябрь 1974 года, тогда как обычную 411-ю (он же U30 и U32) – с 1956-го. Всего изготовлено 12130 экземпляров U411c, в том числе 2300 – с закрытой кабиной. До нашего времени сохранилось около 8000 штук. Всех версий 411-го (411, 411а, 411b, 411с) изготовлено свыше 39 тыс. единиц. Цена автомобиля – 15300 DM (около 7700 евро). Имел два варианта колесной базы – 1720 и 2120 мм, комплектовался шинами 7,5-18 и 10,5-18. Оснащался 4-цилиндровым дизельным мотором ОМ 636 мощностью 25 кВт/34 л.с. при 2750 мин[sup]-1[/sup] и развивал максимальную скорость 53 км/ч.

Музей Unimog

Время работы:

Вторник–воскресенье – с 10.00 до 17.00

Для частных мероприятий – индивидуально

Понедельник – выходной

Стоимость билетов:

Полный тариф – 4,50 евро

Льготный тариф – 3,50 евро

Семейный тариф – 11 евро

Для членов общества Unimog – бесплатно

Цена за тест-драйв:

Для взрослых – 6,50 евро

Для членов общества Unimog – 5,50 евро

Для детей – 5,50 евро

Семейный билет – 15 евро

Индивидуальные и групповые
учебные курсы вождения – индивидуально

Проезд на автомобиле:

Автобан А5 Rastatt Nord, далее B462,
cъезд Schloss Rotenfels, 76571 Gaggenau

Проезд на электропоезде:

До остановки Bad Rotenfels Schloss

Контакты:

Тел.: +49 7225/ 98-13-10 Факс: +49 7225/ 98-13-19

www.unimog-museum.de, E-mail: info@unimog-museum.de

Общество «Unimog-Museum e.V.»

Стоимость годовой членской карты:

Для частных лиц – 20 евро

Для семей – 50 евро

Для организаций – 100 евро

Координатор:

Клуб любителей Унимога «Unimog-Club Gaggenau e.V.»

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен