<<< Назад
Сокровища Царьграда

Стамбульский музейный комплекс – Rahmi M. Koç Museum

Константин Климов, фото автора

Крупнейший в Турции музей Rahmi M. Koç Museum, посвящённый истории транспорта, промышленности и связи, расположен в Стамбуле, на северном берегу бухты Золотой Рог, в местечке Хаскёй района Бейоглу. Именно отсюда расширялся исторический Константинополь.

C достопамятных времён этот пригород Константинополя, который славяне называли Царьградом, тесно связан с транспортом. Здесь ещё в византийские времена генуэзские купцы нанимали галеры и подводы. Отсюда снаряжались османские шхуны и нанимались матросы в каботажное плавание.

Экспозиция миниатюр и сувениров представлена как детскими игрушками, так и масштабными моделями трамваев и железнодорожным транспортом
Экспозиция миниатюр и сувениров представлена как детскими игрушками, так и масштабными моделями трамваев и железнодорожным транспортом
Экспозиция миниатюр и сувениров представлена как детскими игрушками, так и масштабными моделями трамваев и железнодорожным транспортом

Транспортный оазис заставит отдохнуть любого посетителя и не оставит равнодушным случайного туриста. Коллекция старинных машин, маслобоен, образцы археологических раскопок, рассказывающих о быте местных ремесленников, трудившихся в различных околотранспортных сферах, представлены в исторических зданиях. Здания отреставрированы и стилизованы под каждую экспозицию. Большинство строений музейного комплекса было возведено ещё в эпоху Османской империи и является свидетельствами эпохи XIX и XX веков.

Основателем и главным меценатом музея является турецкий миллиардер Рахми Коч. В 1991 г. он приобрёл несколько зданий бывших литейных цехов Lengerhane (ленгерхане – литейный цех якорей), где и расположился музей, открытый для посетителей в конце 1994 г. В 2001 г. были приобретены помещения старинной верфи, расположенные в непосредственной близости от музейного комплекса.

Масштабные модели, брелоки, юбилейные конверты Murat 124 (лицензия итальянского FIAT 124) и сувенирное блюдце с изображением Anadol

Рахми Коч рассказывал, что мечта собрать старинную экспозицию промышленных диковин возникла у него ещё в семилетнем возрасте. Всё началось с электрической железной дороги, которую отец подарил мальчику на день рождения. Повзрослев и разбогатев, коллекционер посетил музей Генри Форда в Дирборне и воодушевился на вложение своего состояния в уникальные предметы старины.

Практически все экспонаты, за исключением субмарины, самолётов, кораблей, действующих мотоботов, яхт и железнодорожного состава, находятся под крышей. Перечислить все модели и типы машин, макеты и другие образцы транспортных средств в короткой статье просто невозможно. Все приобретаемые экспонаты тщательно анализируют, заносят в специальный реестр и размещают по отдельным коллекционным разделам. В некоторых инсталляциях можно лицезреть странные артефакты, поднятые со дна стамбульской акватории, и тут же по соседству мониторы и клавиатуры первых компьютеров Apple.

Среднемагистральный самолёт Douglas DC-3 Dakota на открытой экспозиции был построен в 1942 г. в качестве военного C-47 Skytrain для ВВС США
Американский автобус Ford TT 1926 г.
Пожарная автоцистерна на шасси Ford FK4000 1954 г. Советская пожарная автоцистерна АЦ-30 – прилукская машина ПМЗ-53А на шасси ЗИЛ-164А

Каждый уголок занят чем-то интересным. Для взрослых здесь есть машины, автобусы, трамваи и железнодорожные локомотивы с вагонами разных годов выпуска. У детей вызывают живой интерес макеты и транспортные игрушки прошлого. Тем, кто устал от прогулок по залам с макетами, моделями и фотографиями, предлагается совершить поездку на железнодорожных вагонах прошлого или полазить по двухэтажному английскому автобусу, европейскому трамваю начала прошлого века или, что ещё интереснее, подняться на палубу корабля или борт самолёта.

Если рассматривать музей Рахми М. Коча на карте местности, то общую площадь комплекса в 27 000 м2 можно условно разделить на три части.

В конку «атли трамвай» запряжены чучела лошадей не зря – только по ним можно изучить особенности упряжи и снаряжения первого конно-рельсового транспорта, который работал в Стамбуле с 1872 по 1914 г.  Этот трамвай работал на маршруте № 14 между Бешикташем и Каракей. Слева от конки –  уникальный электрический вагон муниципальной компании İETT, который ходил по маршруту № 20 в 1934–1966 гг.
Восстановленный вагон стамбульского трамвая
Часть экспонатов открыта для посещения
Восстановленный вагон стамбульского трамвая. Часть экспонатов открыта для посещения

Первая часть размещена в историческом здании Lengerhane. Это было первое здание под музейные экспонаты, приобретённое Кочем. На первом этаже «якорного здания» выставлены для осмотра паровые машины и автомобили. Второй этаж исторического ленгерхане занимают научные приборы и средства связи. В здании есть «практическая галерея», где можно всё потрогать руками, посидеть в старинном авто или в кабине самолёта и под руководством сотрудников музея провести ряд научных экспериментов. В вестибюле здания много интересных экспонатов, начиная от старинных велосипедов, мотоциклов и заканчивая громоздким оборудованием для монетного двора, макетов самолётов и морских судов. Рядом со зданием Lengerhane на специальной площадке выставлены настоящие трамваи, поезда для узкоколеек с паровыми котлами и морские суда для береговой охраны.

Лондонский даблдеккер Leyland Routemaster

Вторая часть – историческая верфь Hasköy (хаскёй). Здания верфи – это новейшие музейные помещения, открытые в начале 2000-х годов. Здесь почти из руин удалось восстановить исторический облик верфи, основанной в 1861 г.

Третья часть – экспозиция на открытых площадках. Эта часть музейного комплекса была оборудована специально для масштабных проектов. Под открытым небом размещаются самолёты, паромы, подводная лодка TCG Uluçalireis S 338, выпущенная в 1944 г. в США, огромный плавучий подъёмный кран и ещё тысячи других крупномасштабных экспонатов.

Экспозицию с тракторами, пожарными машинами, Jeep турецкой сборки, немецким Unimog и американским Hummer делит герой телепередачи TopGear – седан Tofaş Şahin (лицензия FIAT 131)

Если описывать коллекции Индустриального музея в Стамбуле общими словами, то можно сказать, что здесь выставлено всё более или менее значимое, созданное гениальными инженерными умами, что может двигаться, крутиться, плавать, летать, перевозить и производить.

Здесь регулярно устраиваются экскурсии для школьников, работают классы занятости для дошкольников, что особенно удобно туристам, путешествующим всей семьёй.

Невероятная находка Рахми Коча – итальянская автомотриса 1930-х – Littorina ALn 561903
Невероятная находка Рахми Коча – итальянская автомотриса 1930-х – Littorina ALn 561903
Невероятная находка Рахми Коча – итальянская автомотриса 1930-х – Littorina ALn 561903

Музейный комплекс не ограничивается только показом экспонатов и организацией досуга. Сладкоежкам, обжорам и гурманам в трёх ресторанах предлагают различные блюда по рецептуре, собранной со всего света. Есть ещё и два кафе: одно расположено на раритетном пароме, а другое функционирует при автопалатке Coca-Cola на шасси Dodge 1934 г.

Адрес музея:

Rahmi M. Koç Sanayi Müzesi, Beyoğlu, Hasköy Yolu Cad., 27, Hasköy, İstanbul, Turkey

Часы работы:

Ежедневно, кроме понедельника.

В зимний период (октябрь–март) – с 1000 до 1800.

В мае – с 1000 до 1700.

В апреле и с июня по сентябрь – с 1000 до 1900.

www.rmk-museum.org.tr

Комментировать ... >>
Loading...