100 лет или Реквием по ЗИЛу
Юбилей гиганта советской машиностроительной индустрии
2 августа в Москве прошла научно-техническая конференция, посвященная 100-летию основания завода АМО. Вековой юбилей – событие для любого предприятия, без преувеличения, эпохальное, особенно в автостроительной отрасли, которая сама по себе является не столь уж древней. Для нашего же автопрома так и вообще 100-летие завода им. Лихачёва можно считать событием общегосударственного значения. Жаль только, что сам юбиляр до этой знаменательной даты не дожил.
Юбилей некогда гиганта советской машиностроительной индустрии отметили скромно. В малом зале Культурного центра ЗИЛ (бывшего заводского Дворца культуры) собралось более 250 человек. В большинстве своем аудиторию составляли люди, жизнь которых была тесно переплетена с судьбой предприятия: это и ветераны завода, и руководители смежных предприятий и других организаций, с которыми в разные годы ЗИЛ плодотворно сотрудничал. Интересно, что среди участников и гостей конференции не оказалось представителей ни действующей администрации АМО «ЗИЛ», ни столичной мэрии, ни Минпромторга. Словно официальные лица уже давно предали забвению всё, что связано с этой аббревиатурой, ведь от былого автомобильного производства на предприятии действительно остались рожки да ножки.
В рамках конференции была организована небольшая экспозиция автомобилей, ранее выпускаемых заводом. Кстати, посмотреть машины в течение дня могли все желающие. Среди 9 натурных образцов, аккуратно расставленных во дворе Культурного центра, можно было увидеть отреставрированные правительственные лимузины разных лет (бронированный ЗИС-115, ЗИЛ-117, ЗИЛ-41041 и др.), кабриолет ЗИЛ-111Д, репликар спортивного родстера ЗИС-101-Спорт. Показали грузовые автомобили, отреставрированные в мастерской Евгения Шаманского и известные многим фанатам по ретровыставкам: пожарная линейка на шасси АМО-4, полугусеничные ЗИС-22 и ЗИС-42М, один из последних внутризаводских ЗИС-5 (УралЗИС) и аварийный бортовой ЗИЛ-431610 1987 года (с демонтированным штатным ГБО), до сих пор эксплуатируемый в ПАО «МОЭСК» (филиал «Московские кабельные сети»).
Одним из главных событий самой конференции, большую часть которой заняли доклады участников, стала презентация нового издания, посвящённого истории завода. Этот трёхтомник под названием «Завод и люди» (своеобразная попытка по-новому расшифровать «ЗИЛ») общим весом 8 кг (!) готовился на протяжении последних 2,5 лет. Авторы-составители В. Г. Мазепа и М. А. Шелепенков, пожалуй, впервые предприняли попытку раскрыть историю завода сквозь призму воспоминаний работников тех лет, при этом большое внимание было уделено старым документам и дошедшим до нас архивам прежних комиссий по истории завода, действовавших при подготовке к прошлым юбилейным датам (в 1931 и 1966 годах). Что ж, спасибо за то, что они смогли сохранить хотя бы частичку истории той огромной эпохи под названием «ЗИЛ», которой уже не будет. Так пусть останется хотя бы память.