<<< Назад

Экватор сезона низких продаж
Автопром России в I полугодии 2016 года

Александр Трохачёв

Экономическая ситуация в РФ остаётся сложной, что отразилось на продажах новых автомобилей всех классов в I полугодии 2016 г. Сокращение оборотов торговли и строительства, падение доходов населения и рост цен, непредсказуемая курсовая разница по основным видам валют, повышение процентных ставок по кредитам и лизингу тормозят потребительский спрос. Тем не менее появились признаки улучшения. Правда, теперь эксперты не спешат с прогнозами и о пресловутом «дне» вспоминают всё реже...

«МАЛЫШИ» ПАДАЮТ...

Первая новость об итогах января–июня касалась объёмов производства легковых автомобилей в России: они сократились на 17,9%, до 537 тыс. ед. Всего было продано 566 276 малолитражек, т.е. на 3,9% меньше, чем годом ранее. И вторая новость не обрадовала: коммерческие малотоннажники тоже показали снижение. За первые шесть месяцев года сегмент новых LCV в РФ сократился на 8,4% и составил 37 101 ед. Для сравнения: за шесть стартовых месяцев предыдущего года динамика падения была больше – 14,1%.

Продажи новых LCV (<6 т) в РФ по маркам в январе–июне 2016 г.
Марка нового LCV Январь–июнь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
ГАЗ 17 459 17 101 358 2,1
УАЗ 7929 9455 –1526 –16,1
Mercedes-Benz 2828 3629 –801 –22,1
Volkswagen 2339 1749 590 33,7
Ford 2027 2716 –689 –25,4
Fiat 1109 1558 –449 –28,8
IVECO 766 519 247 47,6
Hyundai 665 606 59 9,7
Peugeot 600 810 –210 –25,9
Citroёn 483 796 –313 –39,3
ИТОГО в топ-10 36 205 38 939 –2734 –7,0
Renault 412 798 –377 –47,8
Changan 147 0 147 999,0
Toyota 104 52 52 100,0
FAW 72 53 19 35,8
BAW 59 82 –23 –28,0
ИТОГО в топ-15 36 999 39 924 –2925 –7,3
Другие бренды 102 559 –457 –81,8
ВЕСЬ РЫНОК 37 101 40 483 –3382 –8,4
Всего российских 25 403 26 581 –1178 –4,4
Всего иномарок 11 698 13 902 –2204 –15,9

И всё-таки ситуация не безнадёжная. В июне 2016-го относительно майских значений парк LCV получил прибавку в 7% (продано 6826 ед.). Но если сравнивать с июнем 2015-го, как ни крути, просадка ощутимая – 16,2%. Как ни странно, положительную лепту в статистическую отчётность внесли иномарки. Их рост хотя и замедлился, но по-прежнему тянет цифры вверх. В июне было реализовано 2193 ед. LCV, на 6,3% выше прошлогодних значений. А вот отечественный автопром, напротив, сильно подкачал: продажи LCV российского производства упали к июню прошлого года на 23,8%, до 4633 ед. И этот сектор постоянно лихорадит: год к году в мае было –5,6%, тогда как в апреле +21%. «Гирей», потянувшей показатели вниз, стал резкий спад отгрузок УАЗа (–1121 ед., или –46%). Количественные потери остальных игроков не столь масштабные.

К середине года на финишную прямую вышли программы обновления парка у госучреждений и ведомств, упала покупательная способность частных предпринимателей и представителей малого бизнеса. Стабилизировались курсы валют, и надёжные иномарки с высокой остаточной стоимостью вновь обрели популярность. Подорожали кредиты, недоступнее стал лизинг, и пресловутое импортозамещение опять превратилось в лозунг... Об этом красноречиво говорят факты. Доля иномарок на рынке LCV поднялась с 25,3 до 32,1% при одновременном снижении удельного веса отечественных машин с 74,7 до 67,9%.

За отрезок в шесть месяцев российские бренды вышли на объём продаж 25 403 ед. (–4,4%). Между тем год назад был плюс в 13,6%. Сказался обвал экспортных поставок в Казахстан и другие страны СНГ, выросший рублёвый ценник и прочие факторы. Малотоннажники иностранного производства откатились на уровень 11 698 ед. (–15,9%). Здесь роль кандалов сыграли низкие продажи I квартала при взлетевших курсах доллара США и евро. Слабым утешением может служить тот факт, что годом ранее аналогичный показатель сопровождался цифрой –50,1%. Лидерами сегмента остались ГАЗ и УАЗ (см. табл.), да скромную лепту в 15 ед. (–10 ед., или –40%) внёс занявший 19-е место ТагАЗ. За I полугодие ГАЗ нарастил продажи на 2,1% и увеличил рыночную долю на 3,8%, до 48,6%. УАЗ растерял 16,1% объёмов сбыта и снизил долю на 10,7%, до 19,2%. Есть основания считать, что это не последний «минус» в отчётности-2016.

В первой десятке наиболее успешных иностранных брендов в январе–июне особых изменений нет. Некоторые марки менялись местами по итогам месяца и квартала, но гораздо важнее динамика продаж и рыночная доля, а здесь не обошлось без корректировок. Например, «бронзовый призёр» Mercedes-Benz, несмотря на падение объёмов сбыта, увеличил долю среди конкурентов на 0,6%, до 7,7%. Основательно укрепился идущий следом Volkswagen: его продажи взлетели на 33,7% (+590 ед.), а рыночная доля достигла 6,1% (+3,3%). Замыкающий первую пятёрку Ford неожиданно споткнулся и ушёл в минус на 25,4% (–689 ед.), но при этом получил бонус в виде повышения доли до 5,1% (+1,6%). Аналогичная чехарда (только с меньшей амплитудой) была присуща и брендам, расположившимся ниже не только в топ-10, но и за её пределами.

Самые продаваемые новые LCV (<6 т) в РФ
в апреле–июне 2016 г., ед.
Модель нового LCV Апрель Май Июнь II квартал
«ГАЗель NEXT» (4х2) 1645 1358 1577 4580
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 1086 834 920 2840
УАЗ-3741 (4х4) 757 473 565 1795
Ford Transit (4х2) 337 596 350 1283
Mercedes-Benz Sprinter (4x2) 437 338 399 1174
УАЗ-3909 (4х4) 371 308 343 1022
ГАЗ-2705 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 374 222 263 859
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» (4х2) 306 266 207 779
ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» (4х2) 298 240 229 767
Fiat Ducato (4x2) 187 165 178 530
ИТОГО в топ-10 5798 4800 5031 15 629
Volkswagen Caravelle (4x2) 152 166 186 504
УАЗ-3303 (4х4) 173 127 158 458
Hyundai H1/H100 Starex (4x2) 105 83 111 299
ГАЗ-2217 «Соболь Бизнес» (4х2) 88 109 94 291
Mercedes-Benz V-Klasse (4x2) 128 72 79 279
ИТОГО в топ-15 6444 5357 5659 17 460
Другие бренды 1174 1023 1167 3364
ВЕСЬ РЫНОК 7618 6380 6826 20 824
Всего российских 5494 4211 4633 14338
Всего иномарок 2019 2169 2193 6468

Любопытно, что итоги II квартала и I полугодия во многом не совпадают. Например, три самые продаваемые модели за период апреля–июня – это «ГАЗель NEXT», «ГАЗель Бизнес» и УАЗ-3741. А по итогам полугодия первым идёт УАЗ-2206 (+50,1%, 1303 ед.), только потом «ГАЗель NEXT» (+46,9%, 7528 ед.) и замыкает первую тройку УАЗ-3909 (–39,4%, 3570 ед.). Наряду с дизельными и бензиновыми версиями набирают обороты продажи газовых автомобилей. Ширятся попытки поставлять технику госструктурам, и не только в рамках региональных и федеральных программ. Так, в конце мая «Группа ГАЗ» передала «Почте России» в опытную эксплуатацию пять фургонов «ГАЗель NEXT» и два внедорожных автомобиля «Соболь» 4х4. И таких примеров десятки.

НЕРВНЫЙ ГРУЗОВОЙ ПУЛЬС

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», с января по июнь 2016 г. рынок новых грузовиков в России составил 21,9 тыс. ед., на 9,4% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года. К экватору сезона рынок рос третий месяц подряд, что подтвердило реальность восстановления российского рынка новых грузовиков.

После затяжного падения в статистике появились обнадёживающие нотки. Как сообщает «Автостат Инфо», в июне 2016-го в РФ было реализовано 4047 новых коммерческих автомобилей полной массой свыше 6 т. Увеличение объёмов сбыта по сравнению с июнем 2015-го на 467 ед. в годовом сравнении означает +13%. Более 2/3 в этом количестве составили российские марки (2819 ед., или 69,7%). Количественный рост составил 274 ед., а долевой снизился на 1,4%. Иномарки продавались лучше июня прошлого года на 193 ед. и их доля выросла с 28,9 до 30,3%, до 1228 ед.

Продажи новых грузовых автомобилей (>6 т) в РФ
по маркам в январе–июне 2016 г.
Марка нового грузового а/м Январь–июнь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
КАМАЗ 9313 7884 1429 18,1
ГАЗ 3966 3875 91 2,3
МАЗ 1098 1216 –18 –9,7
«Урал» 1010 990 20 2,0
Isuzu 935 1061 –126 –11,9
MAN 822 813 9 1,1
Scania 756 1163 –407 –35,0
Hyundai 626 1202 –576 –47,9
Volvo Trucks 501 627 –126 –20,1
Mercedes-Benz 477 622 –145 –23,3
ИТОГО в топ-10 19 504 19 453 51 0,3
Hino 321 845 –524 –62,0
МАЗ-MAN 294 449 –155 –34,5
Fuso 235 348 –113 –32,5
DAF Trucks 217 280 –63 –22,5
IVECO 206 126 80 63,5
ИТОГО в топ-15 20 777 21 501 –724 –3,4
Другие бренды 543 963 –420 –43,6
ВЕСЬ РЫНОК 21 320 22 464 –1144 –5,1
Всего российских 15532 14181 1351 9,5
Всего иномарок 5788 8283 –2495 –30,1

В первой десятке самых успешных марок по сбыту год к году ровно половина завершила июнь в плюсе: КАМАЗ увеличил сбыт на 333 ед. (+25,3%), Isuzu повысил показатели на 113 ед. (+113%), Mercedes-Benz добавил 91 грузовик (+156,9%), МАЗ улучшил статистику на 44 ед. (+23,7%), на 27 ед. (+16,5%) выросла отгрузка у Scania. У многих изменилась рыночная доля: КАМАЗ констатировал 40,8% против 36,8% годом ранее, МАЗ вырос с 5,2 до 5,7%, чуть ли вдвое прибавила Isuzu (5,3% против 2,8%), Scania осталась при своих интересах (4,7% против 4,6%). Серьёзно улучшил отчётность Mercedes-Benz: 3,7% против прежних 1,6%.

Но в топ-10 никуда и не деться от минусовой реальности. В первой пятёрке оказались подкошенными продажи ГАЗ (–99 ед., или –11,1%), остальные распределились с шестой по десятую строчку: –29 ед., или –18,1%, у MAN; –3 ед., или –2,3%, по бренду «Урал»; –7 ед., или –6%, по Volvo Trucks; –32 ед., или –24,8%, по марке Hyundai. Скорректированы и рыночные доли участников июньского рейтинга топ-10: ГАЗ упал с 24,9 до 19,6%, MAN понизился с 4,5 до 3,2%, «Урал» уменьшился с 3,7 до 3,2%, Volvo ужал показатели с 3,3 до 2,7%, Hyundai довольствовался 2,4% против прежних 3,6%.

Но это июнь. Если вести речь об итогах I полугодия, то здесь катастрофа продолжается: рынок новых грузовиков в РФ за январь–июнь в годовом сравнении сократился до 21 320 ед. (–5,1%). Из чего следует вывод: долгожданное дно всё ещё не достигнуто...

Самый успешный из грузовых брендов I полугодия – КАМАЗ. По данным пресс-службы, его первичные продажи в годовом сопоставлении выросли на 31%. С января по июнь продано 13 033 новых грузовиков, в том числе 10 664 ед. на внутреннем рынке (+41% к 2015 году). Доля челнинской техники в сегменте магистральных тягачей утроилась, расширившись с 11 до 35%, а на рынке РФ по совокупным продажам выросла с 53 до 63%. Этому способствовали и специальные условия финансовой аренды, при которых корпоративные клиенты получают субсидию от КАМАЗа, сниженную процентную ставку удорожания от «Сбербанк Лизинга» и скидку 10% от цены автомобиля при уплате аванса по программе льготного автолизинга от Минпромторга РФ. Подвижки по отдельным моделям вызваны улучшением потребительских свойств. Например, для магистрального тягача КАМАЗ-5490 межсервисный интервал увеличен до 80 тыс. км.

Продажи иномарок прирастали в основном пакетными контрактами. Скажем, под занавес полугодия ООО «Скания-Русь» поставила компании «СУЭК» 10 углевозов 8х4 с кабинами G и P, двигателями мощностью 440 л.с. и самосвальными кузовами объёмом 31 м3. Контракт был подписан в рамках увеличения добычи угля на Дальнем Востоке, и первые пять грузовиков уже трудятся на Апсатском разрезе.

Самые продаваемые новые грузовики (>6 т) в РФ
в апреле–июне 2016 г., ед.
Модель нового грузового а/м Апрель Май Июнь II квартал
КАМАЗ-65115 (6х4) 446 388 492 1326
«ГАЗон NEXT» (4х2) 460 351 476 1287
КАМАЗ-43118 (6х6) 358 297 322 977
КАМАЗ-6520 (6х4) 367 154 213 734
ГАЗ-3309 (4х2) 196 164 158 518
КАМАЗ-5490 (4х2) 117 123 193 433
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) 142 98 130 370
Mercedes-Benz Actros (4x2) 46 90 130 266
Isuzu NPR (4x2) 74 83 81 238
«Урал-4320» (6х6) 99 53 74 226
ИТОГО в топ-10 2305 1801 2269 6375
Isuzu NQR (4x2) 84 72 54 210
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) 78 62 38 178
Volvo FH-Series (4x2) 87 25 84 176
Hyundai HD-Series 64 67 45 176
Hyundai Mighty (4x2) 59 61 48 168
ИТОГО в топ-15 2677 2088 2538 7303
Другие бренды 1554 1114 1509 4177
ВЕСЬ РЫНОК 4231 3202 4047 11 480
Всего российских 3202 2290 2819 8311
Всего иномарок 1029 912 1228 3169

Интересны предпочтения перевозчиков по моделям грузовиков разных марок. Например, лидирующий КАМАЗ-65115 (6х4) в июне продан в количестве 492 экз. (+17,4%), что является рекордом не только I полугодия-2016, но и всех 12 месяцев. То же самое относится к среднетоннажному «ГАЗон NEXT», чей июньский пик продаж отмечен значением 476 ед. А вот «бронзовый призер» КАМАЗ-43118 (6х6) стал исключением: 322 проданных в июне грузовика (+58,6%) уступают 358 ед. в апреле. И это не лучший показатель за шесть месяцев, поскольку в феврале было отгружено 350 ед., а в марте – 374 ед. За весь прошедший год «Эверест» покупательского спроса на данную модель отмечен в декабре 2015-го, когда перевозчики приобрели 619 ед.

Доминирование российских товарных марок перед иностранными брендами остаётся стабильным. В топ-10 первые семь мест за грузовиками КАМАЗ и ГАЗ. Во второй десятке отечественных марок четыре, но некоторые модели Isuzu и Hyundai по факту имеют маркировку «Сделано в России». Наконец, в третьей десятке самых массовых по продажам машин снова семь торговых знаков приходится на технику российского и белорусского производства. Да и две из трёх иномарок –19-тонный тягач MAN TGS и 12-тонный FUSO Canter – тоже изготовлены у нас, а не импортированы из Европы и Японии соответственно.

EU-7: ЕВРОПЕЙСКАЯ... ШЕСТЁРКА

Кризис кризисом, а бизнес бизнесом. Пока одни перевозчики жалуются на снижение доходности и отсутствие приемлемого финансирования, другие приобретают новый подвижной состав, да ещё какой! Например, поставщик разливного пива и кваса торговый дом «Крюшер» приобрёл существующий в единственном экземпляре магистральный тягач Scania R500 Brilliant Victory с 500-сильным двигателем V8. Одновременно заказчик из Новосибирска оплатил пять седельных тягачей Scania R400 в максимальной комплектации.

Развитие продаж шло и через партнёров. Например, вместе с Галичским автокрановым заводом на выставке СТТ-2016 в июне был представлен автокран КС-75721-8 на шасси Scania P360 (8x4) с 42-метровой стрелой и гуськом длиной 15,1 м. И подобные примеры можно продолжать и продолжать. Они есть по всем брендам, кроме Renault Trucks, чьи данные по сбыту для СМИ даже по запросу не озвучиваются...

Продажи новых грузовых автомобилей EU7 (>6 т) в РФ
в январе–июне 2016 г.
Марка нового грузового а/м Январь–июнь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
MAN 822 813 9 1,1
Scania 756 1163 –407 –35,0
Volvo Trucks 501 627 –126 –20,1
Mercedes-Benz 477 622 –145 –23,3
DAF 217 280 –63 –22,5
IVECO 206 126 80 63,5
ИТОГО (без Renault Trucks) 2979 3631 –652 –18,0

За I полугодие продано 371 ед. MB Actros, а за прошедшие 12 месяцев – 1226 ед., в среднем по 102 грузовика в месяц. Пик спроса (220 ед.) пришёлся на декабрь 2015-го, а предельное охлаждение спроса последовало в январе 2016-го – всего 18 ед. И хотя немецкий бренд смирился со снижением объёмов сбыта на 145 грузовиков (–23,3%), в награду он получил укрепление рыночной доли с 1,6 до 3,7%.

Второй по объёмам спроса у перевозчиков – Volvo FH в исполнении седельный тягач 4х2. Апрельский объём сбыта в 87 ед. самый большой не только во II квартале или первом полугодии, но и за все минувшие 12 месяцев. Тяжёлые грузовики с эмблемой IronMark расходились по транспортным компаниям с переменным успехом. Например, в июле и августе прошлого года продажи стояли на паузе, в сентябре было реализовано только 5 ед. В текущем сезоне провальным выдался февраль – оплачено только 9 ед. Всего за год отгрузки составили 398 ед. Volvo FH, из которых 291 ед. в I полугодии-2016. Проще говоря, сбыт «шведов» постепенно налаживается.

На третьей строчке популярности у дальнобойщиков России расположился магистральный тягач DAF XF105 FT (4х2). Максимальное количество «голландцев» в период января–июня 2016 года – 55 ед. (июнь), минимальное в 18 ед. пришлось на январь (кстати, самое низкое за прошедший год). А вот рост платежеспособного интереса датирован июлем 2015-го, когда было продано 90 флагманов. Всего за календарный год через российсское представительство «ДАФ Тракс РУС» продано 487 новых «Икс-Эфов», из которых 199 ед. – в течение января–июня 2016-го. На финише I полугодия голландская марка довольствуется долей в 1,5% (годом ранее – 1,8%).

Самые продаваемые новые грузовики EU7 (>6 т) в РФ
в апреле–июне 2016 г., ед.
Модель нового грузового а/м Апрель Май Июнь II квартал
Mercedes-Benz Actros (4x2) 46 90 130 266
Volvo FH-Series (4x2) 87 25 84 196
DAF XF105 FT (4x2) 40 37 55 132
Scania R-Series (4x2) 23 51 52 126
MAN TGS 19.XXX (4x2) 32 23 32 87
MAN TGS 40.XXX (6x6) 9 5 40 54
ИТОГО (в топ-30) 237 231 393 861

Ожидаемый фаворит в линейке Scania – R-серия в двухосном исполнении. Предельный объём сбыта-2016 датирован июнем (52 ед.), минимальный – январём (20 ед.). Во втором полугодии предыдущего сезона рекордные продажи «шведов» шли в сентябре (152 ед.), а самые скромные – в декабре (43 ед.). Спрос на скандинавскую технику то и дело лихорадило. Во II полугодии-2015 реализовано 511 ед., в I полугодии-2016 – 201 ед., суммарно 712 ед. Наверное, неспроста сборку машин Scania перенесли с собственных производственных мощностей на площадку MAN в Питере – мы об этом раньше сообщали. А удельный вес скандинавского бренда практически не изменился: было 4,6%, стало 4,7%.

Немецкий бренд MAN обязан своей стабильностью тягачу TGS полной массой 19 т. За прошедшие шесть месяцев новых владельцев обрели 235 ед., а за календарный год – 516 ед. Во II квартале 2016-го спрос был одинаковым в апреле и июне (по 32 ед.) и только из-за майских праздников просел до 23 ед., что стало худшим результатом за первые шесть месяцев текущего года. Рекорд сбыта (70 ед.) отмечен в марте, что сравнимо с результатом июля прошлого года (69 ед.). В то же время скромный рост на 9 ед. (+1,1%) не позволил отстоять своё место под солнцем в сравнении с соперниками по EU-7: доля уменьшилась с 4,5 до 3,2%.

АВТОБУСНЫЙ СБЫТ

Самые позитивные новости относятся к разделу пассажирского транспорта, хотя местами результативность вызывает противоречивые чувства. За шесть первых месяцев 2016 г. в России изготовлено 15,6 тыс. автобусов, на 0,9% меньше I полугодия 2015 г. За это же время продано 4172 новых автобуса, что на 29 ед., или на 0,7%, меньше числа реализованных в январе–июне 2015-го. Российская техника буквально задавила иномарки: 4084 ед. (97,9%) против 88 ед. (2,1%). И если продажи российских лайнеров выросли на 69 ед. (+1,7%), то спрос на зарубежные автобусы упал на 97 ед. (–52,4%).

Продажи новых автобусов (>6 т) в РФ по маркам в январе–июне 2016 г.
Марка нового автобуса Январь–июнь Изменение
2016 г. 2015 г. Ед. %
ПАЗ 2165 2401 –236 –9,8
ЛиАЗ 585 472 113 23,9
НефАЗ 538 493 45 9,1
МАЗ 304 255 49 19,2
«Урал» 176 125 51 40,8
«Волжанин» 172 83 89 107,2
КАвЗ 143 142 1 0,7
Yutong 23 1 22 2200,0
MAN 17 13 4 30,8
Higer 8 28 –20 –71,4
ИТОГО в топ-10 4131 4013 118 2,9
Mercedes-Benz 7 18 –11 –61,1
King Long (KLM) 7 14 –7 –50,0
Scania 5 20 –15 –75,0
Golden Dragon 5 7 –2 –28,6
Daewoo 3 8 –5 –62,5
ИТОГО в топ-15 4158 4080 78 1,9
Другие бренды 14 121 –107 –88,4
ВЕСЬ РЫНОК 4172 4201 –29 –0,7
Всего российских 4084 4016 68 1,7
Всего иномарок 88 185 –97 –52,4

Начиная с февраля, реализация помесячно росла соответственно на 154, 136, 91, 20 ед. Наиболее заметный всплеск автобусных продаж по отношению к предыдущему месяцу среди иномарок отмечен в июне (+16 ед.), по отечественным машинам – в марте (+156 ед.). Спасительными для ряда автобусных заводов стали муниципальные заказы из регионов. Например, в рамках 95-летия Республики Коми в Сыктывкаре передано 40 газомоторных полунизкопольных НефАЗ-5299-30-31 вместимостью 105 пассажиров предприятию «Комиавтотранс». Ещё пять НефАЗ-5299-0000017-42 в «северном» исполнении были поставлены компании ООО «Сургутнефтегаз».

В июне текущего года автобусный рынок РФ показал признаки оздоровления. Было реализовано 870 автобусов, что на 262 ед., или на 43,1%, выше показателей июня-2015. Отгрузка российских машин вышла на отметку 842 ед. (+256 ед., или +43,7%), а иномарок продано 28 ед. (+6 ед., или +27,3%). Показатели рекордные за всё I полугодие, и это обнадеживает. Для сравнения: пик продаж отечественной пассажирской техники во II полугодии прошлого года пришёлся на октябрь (950 ед.), а по иномаркам – на сентябрь (64 ед.).

Реальную картину динамики продаж даёт сравнение объёмов продаж I полугодия 2016 г. со II полугодием прошлого года (не путать с январём–июнем 2015-го!). Например, ПАЗ не досчитался 369 ед., НефАЗ – 102 ед., Higer – 40 ед., «Волжанин» – 18 ед., КАвЗ – 8 ед. В то же время в топ-10 «Урал» улучшил статистику на 74 ед., МАЗ прибавил 37 ед., Yutong приплюсовал 15 ед., MAN поднял продажи на 3 ед., ЛиАЗ вырос на 2 ед.

В июне ростом продаж порадовали все федеральные округа, за исключением Приволжского, где отмечен спад в 0,8%. Дальневосточный ушёл в отрыв с показателем 492,9%, Сибирский прибавил 56,3%, Северо-Западный отметился плюсом в 51,6%. Почти наполовину (+49,2%) вырос ЦФО, прибавку в 37,5% получил ЮФО, на 25% поднялся вверх Северный Кавказ и на 10,6% – Урал.

Самые продаваемые новые автобусы (>6 т) в РФ
в апреле–июне 2016 г., ед.
Марка нового автобуса Апрель Май Июнь II квартал
ПАЗ 449 377 415 1241
ЛиАЗ 79 175 125 379
НефАЗ 98 93 108 299
МАЗ 7 56 125 188
Волжанин 37 69 37 143
«Урал» 28 49 11 88
КАвЗ 47 19 21 87
MAN 4 3 7 14
Yutong 0 7 4 11
King Long (KLM) 2 0 4 6
ИТОГО в топ-10 751 848 857 2456
Mercedes-Benz 4 0 1 5
Scania 1 0 4 5
Golden Dragon 1 0 4 5
Daewoo 0 0 3 3
Higer 0 1 1 2
ИТОГО в топ-15 757 849 870 2476
Другие бренды 2 1 0 3
ВЕСЬ РЫНОК 759 850 870 2479
Всего российских 745 838 842 2425
Всего иномарок 14 12 28 54

Изменения января–июня затронули рыночные доли, и местами внесли весьма существенную корректировку. Например, доля ПАЗа упала с 60,4% в 2015-м до 47,7% в 2016-м. До 14,5% выросли куски пирога у ЛиАЗа и МАЗа. Правда, годом ранее российский бренд имел 10,5% и прибавил только 3,9%, а белорусский рванул с 2%, т.е. приплюсовал 12,4%! Доля НефАЗа составила 12,4% (+1,2%), хорошо укрепился «Волжанин» (4,3% против 1,6% годом ранее). Потери понесли КАвЗ (с 6,1% снижена до 2,4%), «Урал» (с 3,6% до 1,3%). Higer обвалился с 0,7% до 0,1%. Доли остальных игроков несущественны – менее 1%.

Рынок коммерческого транспорта РФ стал настолько непредсказуемым, что эксперты не спешат с прогнозами. Впрочем, сейчас и без прогнозов всё ясно: падение замедлилось, но не прекратилось. Подождём ещё один квартал, чтобы сделать анализ на новой, расширенной базе.

Комментировать ... >>
Loading...