Экватор сезона низких продаж
Автопром России в I полугодии 2016 года
Экономическая ситуация в РФ остаётся сложной, что отразилось на продажах новых автомобилей всех классов в I полугодии 2016 г. Сокращение оборотов торговли и строительства, падение доходов населения и рост цен, непредсказуемая курсовая разница по основным видам валют, повышение процентных ставок по кредитам и лизингу тормозят потребительский спрос. Тем не менее появились признаки улучшения. Правда, теперь эксперты не спешат с прогнозами и о пресловутом «дне» вспоминают всё реже...
«МАЛЫШИ» ПАДАЮТ...
Первая новость об итогах января–июня касалась объёмов производства легковых автомобилей в России: они сократились на 17,9%, до 537 тыс. ед. Всего было продано 566 276 малолитражек, т.е. на 3,9% меньше, чем годом ранее. И вторая новость не обрадовала: коммерческие малотоннажники тоже показали снижение. За первые шесть месяцев года сегмент новых LCV в РФ сократился на 8,4% и составил 37 101 ед. Для сравнения: за шесть стартовых месяцев предыдущего года динамика падения была больше – 14,1%.
Марка нового LCV | Январь–июнь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 17 459 | 17 101 | 358 | 2,1 |
УАЗ | 7929 | 9455 | –1526 | –16,1 |
Mercedes-Benz | 2828 | 3629 | –801 | –22,1 |
Volkswagen | 2339 | 1749 | 590 | 33,7 |
Ford | 2027 | 2716 | –689 | –25,4 |
Fiat | 1109 | 1558 | –449 | –28,8 |
IVECO | 766 | 519 | 247 | 47,6 |
Hyundai | 665 | 606 | 59 | 9,7 |
Peugeot | 600 | 810 | –210 | –25,9 |
Citroёn | 483 | 796 | –313 | –39,3 |
ИТОГО в топ-10 | 36 205 | 38 939 | –2734 | –7,0 |
Renault | 412 | 798 | –377 | –47,8 |
Changan | 147 | 0 | 147 | 999,0 |
Toyota | 104 | 52 | 52 | 100,0 |
FAW | 72 | 53 | 19 | 35,8 |
BAW | 59 | 82 | –23 | –28,0 |
ИТОГО в топ-15 | 36 999 | 39 924 | –2925 | –7,3 |
Другие бренды | 102 | 559 | –457 | –81,8 |
ВЕСЬ РЫНОК | 37 101 | 40 483 | –3382 | –8,4 |
Всего российских | 25 403 | 26 581 | –1178 | –4,4 |
Всего иномарок | 11 698 | 13 902 | –2204 | –15,9 |
И всё-таки ситуация не безнадёжная. В июне 2016-го относительно майских значений парк LCV получил прибавку в 7% (продано 6826 ед.). Но если сравнивать с июнем 2015-го, как ни крути, просадка ощутимая – 16,2%. Как ни странно, положительную лепту в статистическую отчётность внесли иномарки. Их рост хотя и замедлился, но по-прежнему тянет цифры вверх. В июне было реализовано 2193 ед. LCV, на 6,3% выше прошлогодних значений. А вот отечественный автопром, напротив, сильно подкачал: продажи LCV российского производства упали к июню прошлого года на 23,8%, до 4633 ед. И этот сектор постоянно лихорадит: год к году в мае было –5,6%, тогда как в апреле +21%. «Гирей», потянувшей показатели вниз, стал резкий спад отгрузок УАЗа (–1121 ед., или –46%). Количественные потери остальных игроков не столь масштабные.
К середине года на финишную прямую вышли программы обновления парка у госучреждений и ведомств, упала покупательная способность частных предпринимателей и представителей малого бизнеса. Стабилизировались курсы валют, и надёжные иномарки с высокой остаточной стоимостью вновь обрели популярность. Подорожали кредиты, недоступнее стал лизинг, и пресловутое импортозамещение опять превратилось в лозунг... Об этом красноречиво говорят факты. Доля иномарок на рынке LCV поднялась с 25,3 до 32,1% при одновременном снижении удельного веса отечественных машин с 74,7 до 67,9%.
За отрезок в шесть месяцев российские бренды вышли на объём продаж 25 403 ед. (–4,4%). Между тем год назад был плюс в 13,6%. Сказался обвал экспортных поставок в Казахстан и другие страны СНГ, выросший рублёвый ценник и прочие факторы. Малотоннажники иностранного производства откатились на уровень 11 698 ед. (–15,9%). Здесь роль кандалов сыграли низкие продажи I квартала при взлетевших курсах доллара США и евро. Слабым утешением может служить тот факт, что годом ранее аналогичный показатель сопровождался цифрой –50,1%. Лидерами сегмента остались ГАЗ и УАЗ (см. табл.), да скромную лепту в 15 ед. (–10 ед., или –40%) внёс занявший 19-е место ТагАЗ. За I полугодие ГАЗ нарастил продажи на 2,1% и увеличил рыночную долю на 3,8%, до 48,6%. УАЗ растерял 16,1% объёмов сбыта и снизил долю на 10,7%, до 19,2%. Есть основания считать, что это не последний «минус» в отчётности-2016.
В первой десятке наиболее успешных иностранных брендов в январе–июне особых изменений нет. Некоторые марки менялись местами по итогам месяца и квартала, но гораздо важнее динамика продаж и рыночная доля, а здесь не обошлось без корректировок. Например, «бронзовый призёр» Mercedes-Benz, несмотря на падение объёмов сбыта, увеличил долю среди конкурентов на 0,6%, до 7,7%. Основательно укрепился идущий следом Volkswagen: его продажи взлетели на 33,7% (+590 ед.), а рыночная доля достигла 6,1% (+3,3%). Замыкающий первую пятёрку Ford неожиданно споткнулся и ушёл в минус на 25,4% (–689 ед.), но при этом получил бонус в виде повышения доли до 5,1% (+1,6%). Аналогичная чехарда (только с меньшей амплитудой) была присуща и брендам, расположившимся ниже не только в топ-10, но и за её пределами.
Модель нового LCV | Апрель | Май | Июнь | II квартал |
---|---|---|---|---|
«ГАЗель NEXT» (4х2) | 1645 | 1358 | 1577 | 4580 |
ГАЗ-3302 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 1086 | 834 | 920 | 2840 |
УАЗ-3741 (4х4) | 757 | 473 | 565 | 1795 |
Ford Transit (4х2) | 337 | 596 | 350 | 1283 |
Mercedes-Benz Sprinter (4x2) | 437 | 338 | 399 | 1174 |
УАЗ-3909 (4х4) | 371 | 308 | 343 | 1022 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 374 | 222 | 263 | 859 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель Бизнес» (4х2) | 306 | 266 | 207 | 779 |
ГАЗ-2752 «Соболь Бизнес» (4х2) | 298 | 240 | 229 | 767 |
Fiat Ducato (4x2) | 187 | 165 | 178 | 530 |
ИТОГО в топ-10 | 5798 | 4800 | 5031 | 15 629 |
Volkswagen Caravelle (4x2) | 152 | 166 | 186 | 504 |
УАЗ-3303 (4х4) | 173 | 127 | 158 | 458 |
Hyundai H1/H100 Starex (4x2) | 105 | 83 | 111 | 299 |
ГАЗ-2217 «Соболь Бизнес» (4х2) | 88 | 109 | 94 | 291 |
Mercedes-Benz V-Klasse (4x2) | 128 | 72 | 79 | 279 |
ИТОГО в топ-15 | 6444 | 5357 | 5659 | 17 460 |
Другие бренды | 1174 | 1023 | 1167 | 3364 |
ВЕСЬ РЫНОК | 7618 | 6380 | 6826 | 20 824 |
Всего российских | 5494 | 4211 | 4633 | 14338 |
Всего иномарок | 2019 | 2169 | 2193 | 6468 |
Любопытно, что итоги II квартала и I полугодия во многом не совпадают. Например, три самые продаваемые модели за период апреля–июня – это «ГАЗель NEXT», «ГАЗель Бизнес» и УАЗ-3741. А по итогам полугодия первым идёт УАЗ-2206 (+50,1%, 1303 ед.), только потом «ГАЗель NEXT» (+46,9%, 7528 ед.) и замыкает первую тройку УАЗ-3909 (–39,4%, 3570 ед.). Наряду с дизельными и бензиновыми версиями набирают обороты продажи газовых автомобилей. Ширятся попытки поставлять технику госструктурам, и не только в рамках региональных и федеральных программ. Так, в конце мая «Группа ГАЗ» передала «Почте России» в опытную эксплуатацию пять фургонов «ГАЗель NEXT» и два внедорожных автомобиля «Соболь» 4х4. И таких примеров десятки.
НЕРВНЫЙ ГРУЗОВОЙ ПУЛЬС
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», с января по июнь 2016 г. рынок новых грузовиков в России составил 21,9 тыс. ед., на 9,4% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года. К экватору сезона рынок рос третий месяц подряд, что подтвердило реальность восстановления российского рынка новых грузовиков.
После затяжного падения в статистике появились обнадёживающие нотки. Как сообщает «Автостат Инфо», в июне 2016-го в РФ было реализовано 4047 новых коммерческих автомобилей полной массой свыше 6 т. Увеличение объёмов сбыта по сравнению с июнем 2015-го на 467 ед. в годовом сравнении означает +13%. Более 2/3 в этом количестве составили российские марки (2819 ед., или 69,7%). Количественный рост составил 274 ед., а долевой снизился на 1,4%. Иномарки продавались лучше июня прошлого года на 193 ед. и их доля выросла с 28,9 до 30,3%, до 1228 ед.
Марка нового грузового а/м | Январь–июнь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 9313 | 7884 | 1429 | 18,1 |
ГАЗ | 3966 | 3875 | 91 | 2,3 |
МАЗ | 1098 | 1216 | –18 | –9,7 |
«Урал» | 1010 | 990 | 20 | 2,0 |
Isuzu | 935 | 1061 | –126 | –11,9 |
MAN | 822 | 813 | 9 | 1,1 |
Scania | 756 | 1163 | –407 | –35,0 |
Hyundai | 626 | 1202 | –576 | –47,9 |
Volvo Trucks | 501 | 627 | –126 | –20,1 |
Mercedes-Benz | 477 | 622 | –145 | –23,3 |
ИТОГО в топ-10 | 19 504 | 19 453 | 51 | 0,3 |
Hino | 321 | 845 | –524 | –62,0 |
МАЗ-MAN | 294 | 449 | –155 | –34,5 |
Fuso | 235 | 348 | –113 | –32,5 |
DAF Trucks | 217 | 280 | –63 | –22,5 |
IVECO | 206 | 126 | 80 | 63,5 |
ИТОГО в топ-15 | 20 777 | 21 501 | –724 | –3,4 |
Другие бренды | 543 | 963 | –420 | –43,6 |
ВЕСЬ РЫНОК | 21 320 | 22 464 | –1144 | –5,1 |
Всего российских | 15532 | 14181 | 1351 | 9,5 |
Всего иномарок | 5788 | 8283 | –2495 | –30,1 |
В первой десятке самых успешных марок по сбыту год к году ровно половина завершила июнь в плюсе: КАМАЗ увеличил сбыт на 333 ед. (+25,3%), Isuzu повысил показатели на 113 ед. (+113%), Mercedes-Benz добавил 91 грузовик (+156,9%), МАЗ улучшил статистику на 44 ед. (+23,7%), на 27 ед. (+16,5%) выросла отгрузка у Scania. У многих изменилась рыночная доля: КАМАЗ констатировал 40,8% против 36,8% годом ранее, МАЗ вырос с 5,2 до 5,7%, чуть ли вдвое прибавила Isuzu (5,3% против 2,8%), Scania осталась при своих интересах (4,7% против 4,6%). Серьёзно улучшил отчётность Mercedes-Benz: 3,7% против прежних 1,6%.
Но в топ-10 никуда и не деться от минусовой реальности. В первой пятёрке оказались подкошенными продажи ГАЗ (–99 ед., или –11,1%), остальные распределились с шестой по десятую строчку: –29 ед., или –18,1%, у MAN; –3 ед., или –2,3%, по бренду «Урал»; –7 ед., или –6%, по Volvo Trucks; –32 ед., или –24,8%, по марке Hyundai. Скорректированы и рыночные доли участников июньского рейтинга топ-10: ГАЗ упал с 24,9 до 19,6%, MAN понизился с 4,5 до 3,2%, «Урал» уменьшился с 3,7 до 3,2%, Volvo ужал показатели с 3,3 до 2,7%, Hyundai довольствовался 2,4% против прежних 3,6%.
Но это июнь. Если вести речь об итогах I полугодия, то здесь катастрофа продолжается: рынок новых грузовиков в РФ за январь–июнь в годовом сравнении сократился до 21 320 ед. (–5,1%). Из чего следует вывод: долгожданное дно всё ещё не достигнуто...
Самый успешный из грузовых брендов I полугодия – КАМАЗ. По данным пресс-службы, его первичные продажи в годовом сопоставлении выросли на 31%. С января по июнь продано 13 033 новых грузовиков, в том числе 10 664 ед. на внутреннем рынке (+41% к 2015 году). Доля челнинской техники в сегменте магистральных тягачей утроилась, расширившись с 11 до 35%, а на рынке РФ по совокупным продажам выросла с 53 до 63%. Этому способствовали и специальные условия финансовой аренды, при которых корпоративные клиенты получают субсидию от КАМАЗа, сниженную процентную ставку удорожания от «Сбербанк Лизинга» и скидку 10% от цены автомобиля при уплате аванса по программе льготного автолизинга от Минпромторга РФ. Подвижки по отдельным моделям вызваны улучшением потребительских свойств. Например, для магистрального тягача КАМАЗ-5490 межсервисный интервал увеличен до 80 тыс. км.
Продажи иномарок прирастали в основном пакетными контрактами. Скажем, под занавес полугодия ООО «Скания-Русь» поставила компании «СУЭК» 10 углевозов 8х4 с кабинами G и P, двигателями мощностью 440 л.с. и самосвальными кузовами объёмом 31 м3. Контракт был подписан в рамках увеличения добычи угля на Дальнем Востоке, и первые пять грузовиков уже трудятся на Апсатском разрезе.
Модель нового грузового а/м | Апрель | Май | Июнь | II квартал |
---|---|---|---|---|
КАМАЗ-65115 (6х4) | 446 | 388 | 492 | 1326 |
«ГАЗон NEXT» (4х2) | 460 | 351 | 476 | 1287 |
КАМАЗ-43118 (6х6) | 358 | 297 | 322 | 977 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 367 | 154 | 213 | 734 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 196 | 164 | 158 | 518 |
КАМАЗ-5490 (4х2) | 117 | 123 | 193 | 433 |
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) | 142 | 98 | 130 | 370 |
Mercedes-Benz Actros (4x2) | 46 | 90 | 130 | 266 |
Isuzu NPR (4x2) | 74 | 83 | 81 | 238 |
«Урал-4320» (6х6) | 99 | 53 | 74 | 226 |
ИТОГО в топ-10 | 2305 | 1801 | 2269 | 6375 |
Isuzu NQR (4x2) | 84 | 72 | 54 | 210 |
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) | 78 | 62 | 38 | 178 |
Volvo FH-Series (4x2) | 87 | 25 | 84 | 176 |
Hyundai HD-Series | 64 | 67 | 45 | 176 |
Hyundai Mighty (4x2) | 59 | 61 | 48 | 168 |
ИТОГО в топ-15 | 2677 | 2088 | 2538 | 7303 |
Другие бренды | 1554 | 1114 | 1509 | 4177 |
ВЕСЬ РЫНОК | 4231 | 3202 | 4047 | 11 480 |
Всего российских | 3202 | 2290 | 2819 | 8311 |
Всего иномарок | 1029 | 912 | 1228 | 3169 |
Интересны предпочтения перевозчиков по моделям грузовиков разных марок. Например, лидирующий КАМАЗ-65115 (6х4) в июне продан в количестве 492 экз. (+17,4%), что является рекордом не только I полугодия-2016, но и всех 12 месяцев. То же самое относится к среднетоннажному «ГАЗон NEXT», чей июньский пик продаж отмечен значением 476 ед. А вот «бронзовый призер» КАМАЗ-43118 (6х6) стал исключением: 322 проданных в июне грузовика (+58,6%) уступают 358 ед. в апреле. И это не лучший показатель за шесть месяцев, поскольку в феврале было отгружено 350 ед., а в марте – 374 ед. За весь прошедший год «Эверест» покупательского спроса на данную модель отмечен в декабре 2015-го, когда перевозчики приобрели 619 ед.
Доминирование российских товарных марок перед иностранными брендами остаётся стабильным. В топ-10 первые семь мест за грузовиками КАМАЗ и ГАЗ. Во второй десятке отечественных марок четыре, но некоторые модели Isuzu и Hyundai по факту имеют маркировку «Сделано в России». Наконец, в третьей десятке самых массовых по продажам машин снова семь торговых знаков приходится на технику российского и белорусского производства. Да и две из трёх иномарок –19-тонный тягач MAN TGS и 12-тонный FUSO Canter – тоже изготовлены у нас, а не импортированы из Европы и Японии соответственно.
EU-7: ЕВРОПЕЙСКАЯ... ШЕСТЁРКА
Кризис кризисом, а бизнес бизнесом. Пока одни перевозчики жалуются на снижение доходности и отсутствие приемлемого финансирования, другие приобретают новый подвижной состав, да ещё какой! Например, поставщик разливного пива и кваса торговый дом «Крюшер» приобрёл существующий в единственном экземпляре магистральный тягач Scania R500 Brilliant Victory с 500-сильным двигателем V8. Одновременно заказчик из Новосибирска оплатил пять седельных тягачей Scania R400 в максимальной комплектации.
Развитие продаж шло и через партнёров. Например, вместе с Галичским автокрановым заводом на выставке СТТ-2016 в июне был представлен автокран КС-75721-8 на шасси Scania P360 (8x4) с 42-метровой стрелой и гуськом длиной 15,1 м. И подобные примеры можно продолжать и продолжать. Они есть по всем брендам, кроме Renault Trucks, чьи данные по сбыту для СМИ даже по запросу не озвучиваются...
Марка нового грузового а/м | Январь–июнь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
MAN | 822 | 813 | 9 | 1,1 |
Scania | 756 | 1163 | –407 | –35,0 |
Volvo Trucks | 501 | 627 | –126 | –20,1 |
Mercedes-Benz | 477 | 622 | –145 | –23,3 |
DAF | 217 | 280 | –63 | –22,5 |
IVECO | 206 | 126 | 80 | 63,5 |
ИТОГО (без Renault Trucks) | 2979 | 3631 | –652 | –18,0 |
За I полугодие продано 371 ед. MB Actros, а за прошедшие 12 месяцев – 1226 ед., в среднем по 102 грузовика в месяц. Пик спроса (220 ед.) пришёлся на декабрь 2015-го, а предельное охлаждение спроса последовало в январе 2016-го – всего 18 ед. И хотя немецкий бренд смирился со снижением объёмов сбыта на 145 грузовиков (–23,3%), в награду он получил укрепление рыночной доли с 1,6 до 3,7%.
Второй по объёмам спроса у перевозчиков – Volvo FH в исполнении седельный тягач 4х2. Апрельский объём сбыта в 87 ед. самый большой не только во II квартале или первом полугодии, но и за все минувшие 12 месяцев. Тяжёлые грузовики с эмблемой IronMark расходились по транспортным компаниям с переменным успехом. Например, в июле и августе прошлого года продажи стояли на паузе, в сентябре было реализовано только 5 ед. В текущем сезоне провальным выдался февраль – оплачено только 9 ед. Всего за год отгрузки составили 398 ед. Volvo FH, из которых 291 ед. в I полугодии-2016. Проще говоря, сбыт «шведов» постепенно налаживается.
На третьей строчке популярности у дальнобойщиков России расположился магистральный тягач DAF XF105 FT (4х2). Максимальное количество «голландцев» в период января–июня 2016 года – 55 ед. (июнь), минимальное в 18 ед. пришлось на январь (кстати, самое низкое за прошедший год). А вот рост платежеспособного интереса датирован июлем 2015-го, когда было продано 90 флагманов. Всего за календарный год через российсское представительство «ДАФ Тракс РУС» продано 487 новых «Икс-Эфов», из которых 199 ед. – в течение января–июня 2016-го. На финише I полугодия голландская марка довольствуется долей в 1,5% (годом ранее – 1,8%).
Модель нового грузового а/м | Апрель | Май | Июнь | II квартал |
---|---|---|---|---|
Mercedes-Benz Actros (4x2) | 46 | 90 | 130 | 266 |
Volvo FH-Series (4x2) | 87 | 25 | 84 | 196 |
DAF XF105 FT (4x2) | 40 | 37 | 55 | 132 |
Scania R-Series (4x2) | 23 | 51 | 52 | 126 |
MAN TGS 19.XXX (4x2) | 32 | 23 | 32 | 87 |
MAN TGS 40.XXX (6x6) | 9 | 5 | 40 | 54 |
ИТОГО (в топ-30) | 237 | 231 | 393 | 861 |
Ожидаемый фаворит в линейке Scania – R-серия в двухосном исполнении. Предельный объём сбыта-2016 датирован июнем (52 ед.), минимальный – январём (20 ед.). Во втором полугодии предыдущего сезона рекордные продажи «шведов» шли в сентябре (152 ед.), а самые скромные – в декабре (43 ед.). Спрос на скандинавскую технику то и дело лихорадило. Во II полугодии-2015 реализовано 511 ед., в I полугодии-2016 – 201 ед., суммарно 712 ед. Наверное, неспроста сборку машин Scania перенесли с собственных производственных мощностей на площадку MAN в Питере – мы об этом раньше сообщали. А удельный вес скандинавского бренда практически не изменился: было 4,6%, стало 4,7%.
Немецкий бренд MAN обязан своей стабильностью тягачу TGS полной массой 19 т. За прошедшие шесть месяцев новых владельцев обрели 235 ед., а за календарный год – 516 ед. Во II квартале 2016-го спрос был одинаковым в апреле и июне (по 32 ед.) и только из-за майских праздников просел до 23 ед., что стало худшим результатом за первые шесть месяцев текущего года. Рекорд сбыта (70 ед.) отмечен в марте, что сравнимо с результатом июля прошлого года (69 ед.). В то же время скромный рост на 9 ед. (+1,1%) не позволил отстоять своё место под солнцем в сравнении с соперниками по EU-7: доля уменьшилась с 4,5 до 3,2%.
АВТОБУСНЫЙ СБЫТ
Самые позитивные новости относятся к разделу пассажирского транспорта, хотя местами результативность вызывает противоречивые чувства. За шесть первых месяцев 2016 г. в России изготовлено 15,6 тыс. автобусов, на 0,9% меньше I полугодия 2015 г. За это же время продано 4172 новых автобуса, что на 29 ед., или на 0,7%, меньше числа реализованных в январе–июне 2015-го. Российская техника буквально задавила иномарки: 4084 ед. (97,9%) против 88 ед. (2,1%). И если продажи российских лайнеров выросли на 69 ед. (+1,7%), то спрос на зарубежные автобусы упал на 97 ед. (–52,4%).
Марка нового автобуса | Январь–июнь | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2016 г. | 2015 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 2165 | 2401 | –236 | –9,8 |
ЛиАЗ | 585 | 472 | 113 | 23,9 |
НефАЗ | 538 | 493 | 45 | 9,1 |
МАЗ | 304 | 255 | 49 | 19,2 |
«Урал» | 176 | 125 | 51 | 40,8 |
«Волжанин» | 172 | 83 | 89 | 107,2 |
КАвЗ | 143 | 142 | 1 | 0,7 |
Yutong | 23 | 1 | 22 | 2200,0 |
MAN | 17 | 13 | 4 | 30,8 |
Higer | 8 | 28 | –20 | –71,4 |
ИТОГО в топ-10 | 4131 | 4013 | 118 | 2,9 |
Mercedes-Benz | 7 | 18 | –11 | –61,1 |
King Long (KLM) | 7 | 14 | –7 | –50,0 |
Scania | 5 | 20 | –15 | –75,0 |
Golden Dragon | 5 | 7 | –2 | –28,6 |
Daewoo | 3 | 8 | –5 | –62,5 |
ИТОГО в топ-15 | 4158 | 4080 | 78 | 1,9 |
Другие бренды | 14 | 121 | –107 | –88,4 |
ВЕСЬ РЫНОК | 4172 | 4201 | –29 | –0,7 |
Всего российских | 4084 | 4016 | 68 | 1,7 |
Всего иномарок | 88 | 185 | –97 | –52,4 |
Начиная с февраля, реализация помесячно росла соответственно на 154, 136, 91, 20 ед. Наиболее заметный всплеск автобусных продаж по отношению к предыдущему месяцу среди иномарок отмечен в июне (+16 ед.), по отечественным машинам – в марте (+156 ед.). Спасительными для ряда автобусных заводов стали муниципальные заказы из регионов. Например, в рамках 95-летия Республики Коми в Сыктывкаре передано 40 газомоторных полунизкопольных НефАЗ-5299-30-31 вместимостью 105 пассажиров предприятию «Комиавтотранс». Ещё пять НефАЗ-5299-0000017-42 в «северном» исполнении были поставлены компании ООО «Сургутнефтегаз».
В июне текущего года автобусный рынок РФ показал признаки оздоровления. Было реализовано 870 автобусов, что на 262 ед., или на 43,1%, выше показателей июня-2015. Отгрузка российских машин вышла на отметку 842 ед. (+256 ед., или +43,7%), а иномарок продано 28 ед. (+6 ед., или +27,3%). Показатели рекордные за всё I полугодие, и это обнадеживает. Для сравнения: пик продаж отечественной пассажирской техники во II полугодии прошлого года пришёлся на октябрь (950 ед.), а по иномаркам – на сентябрь (64 ед.).
Реальную картину динамики продаж даёт сравнение объёмов продаж I полугодия 2016 г. со II полугодием прошлого года (не путать с январём–июнем 2015-го!). Например, ПАЗ не досчитался 369 ед., НефАЗ – 102 ед., Higer – 40 ед., «Волжанин» – 18 ед., КАвЗ – 8 ед. В то же время в топ-10 «Урал» улучшил статистику на 74 ед., МАЗ прибавил 37 ед., Yutong приплюсовал 15 ед., MAN поднял продажи на 3 ед., ЛиАЗ вырос на 2 ед.
В июне ростом продаж порадовали все федеральные округа, за исключением Приволжского, где отмечен спад в 0,8%. Дальневосточный ушёл в отрыв с показателем 492,9%, Сибирский прибавил 56,3%, Северо-Западный отметился плюсом в 51,6%. Почти наполовину (+49,2%) вырос ЦФО, прибавку в 37,5% получил ЮФО, на 25% поднялся вверх Северный Кавказ и на 10,6% – Урал.
Марка нового автобуса | Апрель | Май | Июнь | II квартал |
---|---|---|---|---|
ПАЗ | 449 | 377 | 415 | 1241 |
ЛиАЗ | 79 | 175 | 125 | 379 |
НефАЗ | 98 | 93 | 108 | 299 |
МАЗ | 7 | 56 | 125 | 188 |
Волжанин | 37 | 69 | 37 | 143 |
«Урал» | 28 | 49 | 11 | 88 |
КАвЗ | 47 | 19 | 21 | 87 |
MAN | 4 | 3 | 7 | 14 |
Yutong | 0 | 7 | 4 | 11 |
King Long (KLM) | 2 | 0 | 4 | 6 |
ИТОГО в топ-10 | 751 | 848 | 857 | 2456 |
Mercedes-Benz | 4 | 0 | 1 | 5 |
Scania | 1 | 0 | 4 | 5 |
Golden Dragon | 1 | 0 | 4 | 5 |
Daewoo | 0 | 0 | 3 | 3 |
Higer | 0 | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО в топ-15 | 757 | 849 | 870 | 2476 |
Другие бренды | 2 | 1 | 0 | 3 |
ВЕСЬ РЫНОК | 759 | 850 | 870 | 2479 |
Всего российских | 745 | 838 | 842 | 2425 |
Всего иномарок | 14 | 12 | 28 | 54 |
Изменения января–июня затронули рыночные доли, и местами внесли весьма существенную корректировку. Например, доля ПАЗа упала с 60,4% в 2015-м до 47,7% в 2016-м. До 14,5% выросли куски пирога у ЛиАЗа и МАЗа. Правда, годом ранее российский бренд имел 10,5% и прибавил только 3,9%, а белорусский рванул с 2%, т.е. приплюсовал 12,4%! Доля НефАЗа составила 12,4% (+1,2%), хорошо укрепился «Волжанин» (4,3% против 1,6% годом ранее). Потери понесли КАвЗ (с 6,1% снижена до 2,4%), «Урал» (с 3,6% до 1,3%). Higer обвалился с 0,7% до 0,1%. Доли остальных игроков несущественны – менее 1%.
Рынок коммерческого транспорта РФ стал настолько непредсказуемым, что эксперты не спешат с прогнозами. Впрочем, сейчас и без прогнозов всё ясно: падение замедлилось, но не прекратилось. Подождём ещё один квартал, чтобы сделать анализ на новой, расширенной базе.