Ностальгия и 3D
Владение 3D-технологией позволяет облегчить
производство деталировки
К автомобилям меня тянуло с детства. В 16 лет я уже получил права. Занимался в автоклубе от АЗЛК. Располагался он в люблинском парке. В те далекие славные годы давали даже водительское удостоверение «юного водителя автомобиля». У меня был второй класс. Сдача экзаменов в ГАИ, гаишная печать. Всё по-настоящему!
Моделизмом в отрочестве и юности я особо и не занимался. В те годы можно было записаться в любой кружок совершенно бесплатно. Я прошёл практически через все технически интересные кружки. Всегда что-то делал своими руками.
После школы отслужил три года в морских частях погранвойск на корабле двести пятого проекта (проект 205П) в одесской бригаде (18 ОБСКР). Корабль этого проекта имеет свою уникальность. Самый массовый и основной корабль погранвойск того времени. Почти как «Жигули-копейка». До сих пор неравнодушен к морю и кораблям. Вот на этой почве и возникли первые желания моделиста.
Вернувшись со службы домой очень хотелось сделать модель своего корабля. Но тогда не было ни инструмента, ни оборудования, ни технологий, да и опыта серьёзного моделизма. Не было и информации по кораблю. Те чертежи, что продавал ДОСААФ на мой корабль, чертежами назвать было вообще трудно. Только знакомые силуэты. Шли годы. Тяжёлые годы перестройки, развала и прочее. Приходилось крутиться, вертеться. В ворюги и бандиты не попал, поэтому пришлось зарабатывать своими руками.
С этим набирался опыт, не жалел и денег на инструменты. Сбылась не просто мечта, а мечта глубокого детства – я построил своими руками свою мастерскую. Но о моделизме речь пока не шла. Мебель, деревянные евроокна, сварочные работы… Но после сорока лет появилась ностальгическая нотка в душе и вспомнился мой корабль. К этому времени Интернет уже работал на всю катушку: фото, схемы, чертежи, форумы на любой вкус и цвет! На одном из форумов познакомился с судомоделистом из Минска. Он тоже делал модель этого корабля и искал правдивую и достоверную информацию.
В советское время в Минске была очень сильная судомодельная направленность. Но с потерей государственной поддержки на развитие молодёжного и детского творчества этот вид спорта стал угасать. Многие моделисты были вынуждены зарабатывать деньги на жизнь опять же своими руками и мозгами в более востребованных секторах. Может, именно поэтому судомодельщики сейчас делают неплохие масштабные копии автомобилей. Так и я с их лёгкой руки втянулся в модельный лагерь.
С опытом, который я накопил, сменить направление особого труда не составляло. Погружение в Интернет, освоение необходимых технологий, изготовление собственного оборудования. Вакуумная установка, покрасочная камера, система вентиляции, модернизация бытовой печки, изготовление преобразователя напряжения из 220 в 380 В, обеспечение мастерской сжатым воздухом и отоплением. Всё это легло в начало. Дальше пошли отработки технологии литья из литьевых пластиков. Угадывание секретов сопровождалось большим расходом дорогостоящих материалов.
Первой коммерческой моделью был лесопожарный «уазик». Обычный грузовой, но только красного цвета с белой полосой на кузове и белой дверью кабины. Эта белая полоса и дверь дали огромный опыт покраски моделей.
Изначально были взяты готовые киты одного из производителей. Первое фиаско – краска отслаивалась вместе со скотчем с заклеенной двери. Приклеить полоску скотча на сильный рельеф кузова «уазика» составляло ещё бóльшие трудности. Кузова отмывались столько раз, что стирался весь рельеф кузова и их приходилось выбрасывать. Спасло только своё собственное литьё.
Со временем узнал, что для облегчения извлечения отливки из формы можно применять различные приёмы, но некоторые даже затрудняют последующую окраску деталей. Наша мастерская такими способами не пользуется. Затем, рассмотрев всякие модели пожарных машин, обратил внимание, что белые полосы у всех нанесены только на ровную поверхность. Так что мой «уазик» в чём-то уникален. Тираж 10 машин был распродан на форуме за один день! Это при том, что особой уникальностью он не обладал, а вся мелочёвка была взята с донора от «автолегенд» ДеАгостини. Появление «стотридцатого» ЗИЛа от SSM привлекло моё внимание. И на этом шасси были сделаны новые модели.
Используя это шасси и какие-то киты, делал интересную для себя модель – ведь серийные машины массового производства не вызывают особого интереса. Так были изготовлены автогазовоз, пожарная автоцистерна, переделанная из поливочной машины, прибалтийская пожарка из бензовоза, ЗИЛ-ММЗ-4502 киевского метрополитена на железнодорожном ходу с прицепным вагоном-хоппером, аварийный самосвал московского метро. Но кроме производства таких простых моделей, есть очень большой интерес сделать модель редкую, интересную, историческую. И ностальгия здесь берёт вверх над деньгами. Очень много времени уходит на поиск необходимой информации, чтобы сделать модель, а не игрушку.
Идей и намеченных проектов достаточное количество, и вряд ли всё воплотится. Но поиски и разработки ведутся непрерывно. Одновременно приходится осваивать новые технологии и приёмы. Все прекрасно понимают, что модель без хороших колёс – это не совсем модель. Всем, например, известны харьковские колёса. Но там выпускают размерность только для массовых машин. С их технологией заказать небольшое количество каких-то уникальных колёс невозможно – цена существующих мелкосерийных экземпляров не оправдает производства. Например, НИИШП (Научно-исследовательский институт шинной промышленности) разрабатывал уникальную номенклатуру покрышек для большинства опытных машин.
Именно поэтому пришлось освоить собственное шинное производство для своих проектов. Сделать оригинальное колесо без использования 3D-технологии сейчас нереально. Теперь можно сделать любое колесо. Стоимость, конечно, получается выше чем у Харькова, но зато можно сделать необходимое количество нужных колёсных дисков и резиновых шин. Для собственных интересов это оправдано.
Ещё модель красят не только колёса и правильно подобранная краска, но и такие филигранные детали, как оптика. Да и владение 3D-технологией позволяет облегчить производство деталировки. Последние пару лет основной упор был сделан на изготовление очень точных копий автомобильной оптики.
У нас вся оптика изготовляется только по чертежам или по эталонам – с обмером настоящих образцов. Это позволило добиться хорошего результата и уважения моделистов и коллекционеров. Наша оптика известна, и она сильно украшает модель. Ассортимент постоянно увеличивается, начинаем изготовлять их и для моделей масштаба 1:35. Много внимания уделяется игре света в фонарях. Фактически все стеклянные детали фар копируют рассеиватели – рифление, насечки как и на настоящих фонарях. Для дальнейшего улучшения вида оптики мы начали сотрудничество c «Ателье Etch models», использующее фототравление.
С освоением оптики параллельно освоили и изготовление стёкол для моделей. Сейчас идёт изготовление моделей по заказу завода «Континент» с учётом их замечаний и дополнений. Кроме того, реставрируем и выставочные макеты завода.
Кстати, пора бы представить и команду – ведь одному человеку всё это не по силам.
Первым подключился к работе мой брат Александр. Больше года уже с нами и очень увлечённый человек Пчёлкин Максим. Его дотошное знание автомобилей позволяет достичь удивительных результатов.
В этом году к нам присоединился сын давнего моего знакомого Гаврилов Алексей, студент экономического факультета. В школьные годы он пересобирал много всяких моделей. Вот сейчас и за сборку наших моделей взялся. Негативно сказывается лишь отсутствие черчения в современной школе. Мы всё уже автоматически рисуем в сечении, в объёме, а с Алексеем пришлось подстроиться под его багаж знаний.
Долгий поиск информации по одной из самых интересных машин советской поры – автопоезда с шарнирно-сочленённым тягачом НАМИ-0143 для вывоза осадочной соли – являл особый интерес. С виду простенькая машина оказалась кладезем интересных и небесспорных инженерных решений. Изготовление же масштабной модели уткнулось в решение ряда ключевых вопросов. Это и изготовление полностью рабочими рулевого гидравлического поворотного механизма тягача, очень прочных шарниров сочленения из пластика, решение жёсткости кузовов прицепа, изготовление колёс пневмокатков. И самое главное – сборка. Но накопленный опыт позволил решить эти задачи. Мне же хочется похвалить очень хорошее травление деталей «Ателье Etch models».
В ближайших планах сделать модель трубовоза НАМИ-0127 с прицепом-роспуском во всех его существовавших исполнениях. Наша мастерская нашла необходимую информацию для изготовления такой модели. И это будет первая модель, сделанная полностью по 3D-технологии!