Идеальный компромисс
в автодизайне
Интервью с директором по стилистическому
оформлению и промышленному дизайну Scania
Кристофером Хансеном
Лето 2008 года. В «Маркус Валленберг Центре» компании Scania готовится презентация нового семейства R. Собравшиеся журналисты гадают, кому компания доверит представление новинки. По негласному правилу таким образом подчёркивается ведущая роль того или иного подразделения в создании нового автомобиля. И когда ведущий церемонию представил Директора по стилистическому оформлению и промышленному дизайну Scania Кристофера Хансена, это вызвало удивление у многих и, пожалуй, это был первый в мировой автомобильной промышленности коммерческого транспорта случай, когда главным лицом презентации нового модельного ряда стал шеф-дизайнер.
Одна из самых ярких черт характера Кристофера – высочайшая требовательность к результатам своей работы. Это мы поняли во время работы над книгами «SCANIA. ВЕК ВТОРОЙ», когда попросили его оформить обложки. Работа над первой длилась почти полгода, один эскиз браковал за другим он сам, а все мы покорно ждали завершения работы. И если тогда труднее всех пришлось Кристоферу, при подготовке второго издания мы поменялись местами. Кристофер сразу прислал несколько эскизов, и теперь попотеть пришлось нам, выбирая лучшее из лучшего.
И вот теперь новая встреча с Кристофером. Зная, что сейчас он невероятно занят, его команда приходит в офис чуть ли не первой и уходит последней, работая над новым необычным проектом, мы уговорили его ответить всего на несколько вопросов редакции.
«ГП»: Кристофер, сначала, пожалуйста, вкратце расскажите о себе: где и когда вы родились, какое у вас образование, когда начали работать в компании?
К. Х.: Я родился в январе 1959 г. В 1991 году получил магистерский диплом Стокгольмского университета Konstfack в области искусств, художественных ремесел и дизайна. Когда окончил университет, я вместе с тремя другими дизайнерами основал собственную студию Monitor Industrial Designers. Мы выполняли самые разные заказы – от дизайна небольших медицинских высокотехнологичных приборов до быстроходных паромов-катамаранов. В этот период, с 1994 по 1997 год, я занимал должность преподавателя и руководителя кафедры промышленного дизайна Института дизайна Designhögskolan в Умео, затем с 1997 по 2001-й преподавал этот же курс в Университете Konstfack и возглавлял соответствующую кафедру.
В 2001 году мне предложили пост Директора по стилистическому оформлению и промышленному дизайну в компании Scania. Передо мной поставили первоочередную задачу – организовать внутреннее подразделение, специализирующееся на фирменной стилистике и дизайне, и наладить его работу в сотрудничестве с другими смежными отделами, такими как мастерская эргономики и моделирования. Моим первым проектом стала разработка и выпуск серий R, P и T, а именно проектирование абсолютно нового внутреннего дизайна и существенное изменение экстерьера. Финальные версии моделей, представленные на рынке в 2005 году были удостоены награды Truck of the Year’2005.
В том же году мы создали множество концепций, ориентированных на технику будущего, например, концепт грузовика STAX. Это был чистый замысел дизайна, где мы экспериментировали с разнообразными идеями в плане угловой ориентации компонентов, методов обработки поверхностей и стратегий конструктивной специфики. Кроме того, мы участвовали и проекте EXC по разработке концепции, в рамках которого мы предложили удлинённую форму кабины, что давало возможность разместить койку в направлении движения автомобиля и, следовательно, значительно увеличить жилую зону водителя (ей). Кабина такой модели, действительно, была выпущена и некоторое время продавалась на рынке.
«ГП»: Кого из дизайнеров, работающих в области коммерческих автомобилей, вы могли бы назвать своим учителем или эталоном с точки зрения профессионализма?
К. Х.: Я считаю, что работа с этим видом техники – это главным образом коллективный труд команды специалистов, а не индивидуальное творчество, как в дизайне легковых автомобилей (хотя и в этой сфере ситуация уже изменилась). Тем не менее, интересно отметить, что многие ведущие дизайнеры в этой области в прошлом начинали именно с дизайна коммерческих автомобилей. В любом случае надо сказать, что в то время Scania сотрудничала со студией Stile Bertone, и я должен признать, что они отлично работали и помогли вывести Scania на ведущие позиции в дизайне грузовой техники. Это по-настоящему важное достижение, которым можно гордиться. Например, дизайнер Марк Декамп, работавший с нами в самом начале 2000-х, был прекрасным экспертом, который всегда нам помогал и давал дельные рекомендации. Сегодня в моем отделе также работают лучшие дизайнеры!
«ГП»: Расскажите о наиболее интересных тенденциях в дизайне за последние годы.
К. Х.: За последние десять лет процедуры разработки дизайнерских проектов претерпели существенные изменения. Когда я пришёл в Scania, коллектив тогда работал, как я уже говорил, с итальянцами. Точно так поступали многие: и Audi, и Mercedes, и Volvo, и другие компании – делали совместные проекты и упоминали студии в презентациях своих продуктов. С моим приходом эта тенденция стала принимать другое направление: я должен был среди прочего создать внутреннюю студию стайлинга и дизайна, независимую от ресурсов, кадров и поставщиков за пределами Scania. Для меня, моей команды и моего руководства в Scania это была действительно великолепная возможность и грандиозная задача!
Аналогичные процессы шли повсюду. Крупные бренды в сегменте легковых автомобилей открывали собственные студии по всему миру. Эта ситуация сохраняется и сегодня. А традиционные итальянские дизайн-студии сегодня в основном работают с азиатскими брендами, так как европейские производители стремятся делать всё по возможности самостоятельно.
Тем не менее мы все ещё нуждаемся в непредвзятом взгляде со стороны, поэтому выполнили несколько работ с привлечением внешних студий, но в максимально контролируемых условиях и в крайне ограниченном объёме, чтобы зарядиться вдохновением.
«ГП»: Процесс развития дизайна грузовых автомобилей прошёл через несколько этапов: биодизайн, техно и т. д. Каких принципов придерживаетесь вы?
К. Х.: Большинство природных объектов в восприятии человека красивы, дизайнерская мысль напрямую видит композиции и использует их как основой элемент любых создаваемых концепций. Только посмотрите на узоры и пропорции, характерные для мира животных. Просто берите их и преобразуйте в формы, подходящие для ваших продуктов или окружающей среды, в которой вы работаете. «Техно», квадратные, плоские или округлые формы (которые сейчас в большой моде в сфере дизайна продуктов) я никогда не использую в качестве основного ориентира для моих дизайнерских идей. При выполнении дизайна для бренда, такого как Scania, мы идём вглубь фирменного наследия, стратегий, ценностей и перспектив нашего бренда. И то, что в итоге получается, хотелось бы надеяться, вообще не подпадает ни под один тренд.
Поэтому существует так много брендов, которые пытаются имитировать дизайн техники, разработанный нами для Scania. Это значит, что мы сами создаем актуальные тенденции, потому что вас не будут копировать, если вы сами следуете за кем-то. Это факт!
Что касается устойчивого дизайна, могу добавить, что у нас есть наша превосходная модульная система. Это само по себе гарантирует создание качественного устойчивого продукта, который всегда можно усовершенствовать благодаря неограниченному числу комбинаций и свести к минимуму использование уникальных решений, чтобы все компоненты подходили для кабин любого типа. И разумеется, это также является неотъемлемой частью философии конструирования фирменных дизайнерских решений и форм выражения бренда!
«ГП»: Работа над общей стилистикой автомобиля тесно связана с поиском компромисса между технологиями и художественным стилем. Что предпочитаете вы?
К. Х.: Сама суть дизайна – это всегда искать компромисс, что бы вам ни говорили! Компромисс НЕ означает соглашаться с плохими решениями, но значит получать желаемое наилучшим возможным образом. Художественное исполнение должно органично вписываться в технологические возможности соответствующей области применения. И потом сам процесс разработки дизайна можно сравнить с войной, но эта борьба несёт положительный заряд, если профессиональная компетенция рабочей группы находится на должном уровне. Наихудший сценарий, с которым может столкнуться дизайнер, это равнодушное руководство, принимающее или отвергающее все ваши предложения. Обычно в обоих случаях на выходе вы получаете абсолютно ужасные решения и провальные проекты.
Но если вы сильный талантливый дизайнер, то, предлагая какую-то идею, вы можете оказать сопротивление консервативным приверженцам примитивных решений, которые хотят делать только то, что они уже умеют. В таких случаях очень хорошо, если в вашей команде работают высококвалифицированные специалисты разных профилей, готовые вас поддержать. По крайней мере, так оказывалось в моём опыте.
На самом деле нет никакого противоречия между эстетикой и технической стороной, но проблема в том, чтобы заставить людей понять, что вы как дизайнер знаете и можете сделать. И когда вы сложите два аспекта идеи решения вместе, вы получите продукты и услуги, очень привлекательные для людей, которые будут хотеть инвестировать в них средства.
«ГП»: Scania выпускает много разных моделей, должны ли они все быть унифицированными или индивидуальными?
К. Х.: Цель состоит в том, чтобы сохранить крепкую приверженность языку фирменного стиля и ДНК бренда, но при этом суметь отразить в дизайне автомобиля специфику области, в которой он призван работать. Поэтому язык дизайна должен оставаться в неизменном виде, должен быть единый подход, но с индивидуальными решениями, выражающими назначение автомобиля и учитывающими конкретного заказчика. Дизайнер должен понимать, какие потребности испытывает заказчик, какие у него пожелания к внешности и техническим характеристикам автомобиля, и стремиться удовлетворять их с учётом ограничений, устанавливаемых нами или производственными возможностями. Наша модульная система дает богатейший спектр вариантов исполнения, и по большей части от нас требуется следить за тем, чтобы независимо от выбранной клиентом комплектации автомобиль выглядел и ощущался как автомобиль Scania. Думаю, «одинаковое и скучное» получается, когда сам дизайн не представляет из себя ничего особенного.
Автобусы и грузовики, естественно, будут отличаться друг от друга, по размеру, назначению, но большинство продуктов нашего бренда идеально подходят для применения в любом транспортном решении. Для тренировки воображения и в поисках вдохновения мы пытаемся визуализировать, как идея бренда Scania могла бы выглядеть в продукте совершенно другого рода, в мобильном телефоне, катере, спортивном автомобиле, одежде (на самом деле мы выпускаем собственную коллекцию Scania Truck Gear) и вообще в чём угодно.
Как бы забавно или странно это ни звучало, но факт остаётся фактом: большая часть транспорта совсем не используется в дневное время, немного используется утром и столько же вечером. Самая неэффективная эксплуатация автотранспорта наблюдается за пределами дорог. В этом случае решение задачи по созданию автономных автомобилей могло бы исправить такое положение дел. В Scania мы ведём большую работу в этом направлении, так как хотим подготовиться к неизбежному появлению на дорогах полностью или частично автономных автомобилей.
С другой стороны, внедрение сетевых и цифровых возможностей не представляет из себя какой-то особенно трудной задачи, как заявляют некоторые. В действительности это потрясающая возможность усовершенствовать и оптимизировать наши транспортные «системы». Скорее, усилий требует успешное участие в конкурентной борьбе с другими брендами, производящими технику, подготовленную для реализации новых технологий. Но конкуренция приносит большую пользу, так как стимулирует и мотивирует на создание новых, улучшенных, продуктов.
Поэтому перед нами, дизайнерами, стоит цель выявить перспективные возможности и определить при создании дизайнерских решений, как можно воплотить на практике правильное направление мысли, и, таким образом, повысить надёжность, производительность и удобство использования автомобилей для всех, кто нуждается в транспортных решениях, вне зависимости от того, о чём идет речь – о легковом автомобиле, автобусной, железнодорожной или трамвайной системе, или грузовой технике. Мы должны открыть новые возможности, которые предоставляет цифровая среда, и преобразовать их в максимально эффективные, безопасные и привлекательные продукты!