Опубликовано: ГП 08-2016

ВДНХ по-белорусски
Обзор выставки «Белагро-2016»

Андрей Филиппов, фото автора

Многофункциональный беспилотный авиационный комплекс дальнего действия был разработан РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук Белоруссии. Премьерный показ широкой публике модели «Буревестник МБ» с радиусом боевого действия 290 км и длительностью полёта от 4 до 8 часов с возможностью применения в качестве носителя БЛА одноразового применения состоялся на выставке… «Белагро-2016»! Как вам такой поворот в жизни белорусских аграриев?

На самом деле данное ежегодное мероприятие в этот раз прошло в весьма неожиданном формате. Свою продукцию представили не только предприятия сельскохозяйственного направления, но и большинство машиностроительных заводов Белоруссии. Кроме того, свою продукцию через дилеров демонстрировали и зарубежные изготовители, которым интересен белорусский рынок. Так что по содержанию «Белагро-2016» больше напоминало ВДНХ. А по атмосфере – фестиваль, который все дни работы выставки посещали семьями, чтобы отведать ухи, показать детям племенных животных и потрогать руками ретротехнику. Впрочем, и специалистам было что посмотреть…

Характерным моментом выставки был акцент на белорусско-российское сотрудничество. В связи с этим на многих экспонатах красовались наклейки, а на сопроводительных табличках значилось процентное соотношение белорусских и российских комплектующих, используемых в конкретной модели. Например, данный БелАЗ-75581 на 56,1% «российский»

Классика жанра

Самой интересной новинкой стал разработанный на БелАЗе аэродромный тягач. Не секрет, что до недавнего времени основным буксировщиком самолётов в наших аэропортах служил БелАЗ-74212, рассчитанный на 260-тонные самолеты. Разумеется, это не слишком много, и пустующую нишу стали быстро заполнять более мощные зарубежные аналоги. Белорусы не смирились с таким положением вещей и представили свой 600-тонник БелАЗ-74270. В новинке отказались от раздельных кабин, применив традиционную однообъёмную, но сохранили возможность поднимать её вверх. В остальном компоновка не изменилась: двигатель в базе, полный привод, четыре управляемых колеса.

Аэродромный тягач БелАЗ-74270. Оснащённый 449-сильным двигателем Deutz TDC 2015 V06 тягач рассчитан на буксировку самолётов максимальной взлётной массой до 600 000 кг. Несмотря на компактные размеры, масса «аэродромника» составляет 40 000 кг. Для удобства эксплуатации он оснащён ГМП, имеющая 4 передачи для движения вперед и 4 назад

Неплохо заявили о себе представители «Группы ГАЗ». Не успели цельнометаллические фургоны «ГАЗель Next» засветиться в Москве, как белорусские бодибилдеры начали с ними активную работу. На выставке демонстрировали изотермический вариант A31R32 «БЕЛАВА». В качестве носителей надстроек белорусские кузовостроители так же активно используют и шасси «ГАЗон Next». Тот же завод спецавтомобилей «БЕЛАВА» показал изотермический фургон «БЕЛАВА-522» на шасси ГАЗ-C41R3. Кстати, рядом с ним красовался сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-САЗ-2507 на шасси ГАЗ-C41R13 – ещё один весьма редкий гость крупных выставочных площадок.

Изотермический фургон «БЕЛАВА-522» на шасси ГАЗ-C41R33. У пятиметрового фургона наружная обшивка из оцинкованной стали с полимерным покрытием и заливной пол с мраморной крошкой против скольжения. Заявленный коэффициент теплопроводности стандартный – 0,7 Вт / м<sup>2</sup>к. Вместимость данной «изотермы» – 20,5 м<sup>3</sup>

Одной из самых развёрнутых экспозиций, разумеется, смог похвастать МАЗ – более 20 единиц техники от сельскохозяйственного автопоезда до мусоровоза и автобусов. Основной интерес специалистов был конечно же к результатам совместной работы филиала ОАО «МАЗ» (завод «Могилёвтрансмаш») и компании Zoomlion. Подметально-уборочная машина МАЗ-5917B2-Z10 на шасси МАЗ-5340В2 и 40-тонный автокран КС-6574Z-1 на четырёхосном шасси МАЗ-6516B9 – средства для выхода в новые сегменты рынка. Кроме них минчане продемонстрировали ещё ряд перспективных моделей, о которых мы уже писали, но для широкой публики доступных впервые. Отдельно стоит упомянуть 7 единиц техники на шасси МАЗ, подведомственной МЧС. Подобные машины обычно экспонируются на узкоспециализированных выставках, а тут «пожарки» мог рассмотреть каждый желающий, благо, экипажи развернули всё своё спецоборудование.

Итог совместной работы завода «Могилёвтрансмаш» (филиал ОАО «МАЗ») и компании  Zoomlion – уборочная машина МАЗ-5917B2-Z10 на шасси МАЗ-5340В2. Подметально-вакуумная установка Zoomlion ZLJ5193TSLMAE4 представляет собой надстройку с автономным двигателем, 8-кубовым бункером для смёта, 3-кубовой ёмкостью для воды

Спецтехника

А знаете, кто достоин первого места по обширности своей экспозиции как по количеству демонстрируемых единиц, так и по широте номенклатуры? «Минский моторный завод»! Да-да, тот самый, который, по мнению обывателей, «ничего кроме тракторного Д-245 и не производит».

Основной упор, как и положено моторному заводу, был сделан на двигатели. Минчане продемонстрировали 25 различных моделей, из них 8 новинок. Описывать все не буду – это тема отдельной публикации. Но основные характеристики приведены в таблице.

Экспозиция ММЗ. На переднем плане линейка семейства двигателей Д-245 как в «тракторном», так и в «автомобильном» исполнении, отвечающая экологическим нормам от Euro 2 до Euro 5. За ними снегоболотоход «Пегас» – его тоже планируют собирать на заводе. А в самом конце специальное шасси ММЗ-30TD – наследник знаменитого Т-16 Перспективный ММЗ-4DTI установили на специальном стенде для сравнения с более крупным Д-243. В итоге при меньшем весе (250 и 450 кг соответственно), рабочем объёме (2,12 и 4,75 cм<sup>3</sup>) и габаритах новинка развивает практически такую же мощность (74 и 81 л.с.), но при этом значительно менее вибронагружена
Новые двигатели «Минского моторного завода»
Модель Количество
цилиндров, шт.
Рабочий объём, л Мощность, л.с. Экологический
класс
ММЗ-3LD 3 1,6 35 Stage 2/Stage 3A
ММЗ-3LGTD 3 1,6 42 Газодизельный
ММЗ-4DTI 4 2,12 74
ГД-245.7 4 4,75 130 Газодизельный
Д-245.2S4 4 4,75 122 Stage 4
Д-245.9E5 4 4,75 136 Euro 5
Д-260.4S3B 6 7,12 212 Stage 3B
Д-263.2E5 6 8,7 330 Euro 5

Кроме упомянутых силовых агрегатов ММЗ порадовал автобетоносмесителем МАБС-7, представляющим собой надстройку ТЗА-58147M, водружённую на шасси МАЗ-634207; прицепными цистернами ЦПП-20,9 и ЦПП-2,0 с теплоизоляцией; прицепными компрессорными станциями и установками пожаротушения.

А ещё завод хочет наладить у себя производство специализированной колёсной техники. Не знаю как вам, но мне кажется, это очень серьёзная заявка, особенно в свете того, что многие предприятия жалуются на кризис и отсутствие сбыта.

На переднем плане трактор 8 тягового класса МТЗ-4522 с 431-сильным двигателем CATERPILLAR C13. За ним трактор 5 тягового класса МТЗ-3023. Он тоже оснащён импортным мотором – 303-сильным Deutz BF06M1013FC. Обе машины – перспективные разработки и в настоящее время проходят цикл заводских испытаний

Не могу не отметить экспозицию Минского тракторного завода. Кроме разнокалиберной серийной продукции МТЗ представил и ряд перспективных разработок. Причём речь идёт не только об энерговооружённых колёсных тракторах, призванных заменить европейские аналоги, но и о более «приземлённой» технике. Так, определённый интерес вызвали тракторы тягового класса 1,4 – МТЗ-92П и класса 0,6 – МТЗ-320.4М. Оба трактора комплектуют газодизельными двигателями ММЗ с возможностью работы на сжатом природном газе (метан).

В принципе, в полном соответствии с форматом ВДНХ на выставке присутствовали и экскаваторы Жлобинского механического завода «Днепр», разномастная техника предприятия «Амкадор», широкий модельный ряд «Палессе» завода «Гомсельмаш» и различные прицепы, сеялки, веялки, плуги и т.п. техника сельскохозяйственного назначения. Но не будем отбирать хлеб у профильных изданий.

Продукция «Верхнедвинского райагросервиса» – энергетическое универсальное средство «Двина» в составе опрыскивателя. Масса – всего 1175 кг, вместимость бака – 600 л, ширина захвата 20 м. По желанию ЭУС можно оснастить либо дизельным двигателем KUBOTA, либо бензиновым ВАЗ-2106. Машина оснащена пневматиками низкого давления с колёсной формулой 6х4

Для людей

Нашлось место на выставке и для пассажирского транспорта.

«Штадлер Минск» показал трамвай своего нового семейства «Метелица». Как и положено, демонстрационным образцом была выбрана топовая модель B85300M, предназначенная для челночного движения (два поста управления и по 4 служебные двери с каждого борта). Кроме этого в семействе предусмотрены «односторонняя» версия B85300, двухсекционные B82202 и «челнок» B82202M. С учётом того, что максимальная скорость трёхсекционника 62 км / ч, а двухсекционника – 75 км / ч, виден прицел на линии скоростного трамвая.

Трёхсекционный низкопольный двухкабинный трамвай B85300M «Метелица» производства «Штадлер Минск». При 60 посадочных местах общая пассажировместимость достигает 259 человек (при 8 чел. / м<sup>2</sup>), что является хорошим показателем для машины длиной 26 715 мм. Особенность машины – отсутствие ступеней на полу прохода

«Белкоммунмаш» проявил себя в новом амплуа – изготовителя электробусов. Модель E433 «Vitovt Electro» полностью соответствует передовым решениям, используемым в данном направлении: быстрозарядные аккумуляторы, выдерживающие большое количество циклов разрядка / зарядка и не боящиеся низких температур. Электробус демонстрировался не в одиночку, а в тандеме с зарядной станцией в виде остановки с крышей из солнечных батарей. Разумеется, предусмотрена и возможность подвода электричества к зарядной станции из городской сети, что в нашем суровом климате весьма актуально. Несмотря на то что идея на первый взгляд сильно напоминает прожект, планируется, что эти электробусы к началу декабря начнут работать на специальных маршрутах в Минске и в Южно-Сахалинске.

Завод «Белкоммунмаш» представил свой первый электробус модели E433 «Vitovt Electro». Запас автономного хода всего 12 км, но благодаря быстрозарядным аккумуляторам при 70%-ной разрядке восстановление батарей до исходного состояния занимает всего 5 минут. Пассажировместимость 153 человека при 38 посадочных местах

Ну и не совсем пассажирский, но всё же автобус. Компания «РУСАВТОПРОМ» представила автомобильный медицинский комплекс АМК-4234-РАП на базе «пазика» 4234. Задача машины – обеспечить медицинским обслуживанием жителей населённых пунктов, в которых отсутствуют амбулатории. Преимуществом такого подхода является возможность комплектования комплекса высококлассным экипажем, а следовательно, снижает необходимость поиска медицинских специалистов в каждую сельскую поликлинику. Интересный нюанс – и сам автобус, и его начинка собраны в Белоруссии.

«Без оконцев, без дверцов…» – мобильный комплекс АМК-4234-РАП на базе автобуса ПАЗ-4234. Салон разделён на четыре отсека: комната ожидания, санитарный узел, смотровой кабинет и процедурная. Машина является мобильным аналогом поликлиник для маленьких населённых пунктов Внутри мобильного комплекса АМК-4234-РАП
Комментировать ... >>