Финские жилы для русской крови
Ajokki – знакомое название, не правда ли? Да, все верно – логотип именно этой компании фигурирует вместе логотипом «КАМАЗ» на знаменитых телепередвижках, которые колесили по городам и весям СССР, и до сих пор активно используются на просторах СНГ, включая и Россию. Вот только мало кто знает, что те самые яркие и заметные специализированные телевизионные автомобили не были первенцами в сотрудничестве Ajokki с СССР…
Дело в том, что первой с дорогами Дмитровского автополигона НАМИ познакомилась совсем другая машина - автомобиль специальной службы крови для плазма-цитафареза КамАЗ-Ajokki. Детище сотрудничества Минздрава, Минавтопрома СССР и финской компании Ajokki приступило к циклу испытаний в 1982 году.
ФургонBUS
В качестве носителя финны выбрали шасси Камского автозавода. Правда, для того, чтобы Ajokki смогла установить свой кузов на КамАЗовское шасси, его пришлось серьезно доработать – кстати, в отчете об испытаниях фигурирует не КамАЗ-53213, как принято думать, а КамАЗ-5410.
Итак, расстояние между 1-й и 2-й осью, путем врезки в раму двух швеллеров размером 2160 мм, было увеличено до 5 м. Задний свес рамы от 3-й оси удлинен до 2 м с помощью ввода дополнительных швеллеров. Вместо одного, было установлено два карданных вала. Штатная кабина была демонтирована.
Сам кузов-фургон вагонного типа, на основе сварной конструкции из профильного стального проката, заполненный теплоизоляцией и обшитый изнутри фанерой и пластиком, а снаружи стальным листом.
Содержание машины: анализатор, сепаратор две центрифуги и прибор для очистки воздуха. Кроме того в салоне размещались 6 кресел для медработников. Схема планировки приведена на фото.
Дмитровскими дорожками
КамАЗ-Ajokki прошел все испытания достаточно хорошо.
К сведению, предельная скорость автомобиля при выполнения маневра «переставка» (Sn=20 м) – 63 км/ч (норма – 56 км/ч), при выполнения маневра «поворот» (Rn=35 м) - 54,5 км/ч (норма – 49 км/ч). Угол опрокидывания составил 33°47'.
По итогам исследований были выявлены следующие недостатки:
- нагрузка на шины передней оси на 35 кг превышает несущую способность шин ИН-145Б (2250 кг);
- габаритная ширина на 60 мм превышает допустимый параметр в 2500 мм;
- отсутствует ручка для открывания капота;
- плохой доступ к агрегатам двигателя (насосу гидроруля, выхлопным коллекторам, фильтру грубой очистки масла);
- требует изменения угол наклона горловины бака.
Техническая характеристика автомобиля специальной службы крови для плазма-цитафареза, на базе шасси КамАЗ-5410
Габаритные размеры, ДхШхВ, мм |
11 322х2560х3510 |
Колесная база: между 1-й и 2-й осью, мм между 1-й и 2-й осью, мм |
4988 1318 |
Клиренс: в пределах базы, мм под балкой передней оси, мм |
250 275 |
Угол свеса: переднго,° заднего, ° |
23 11 |
Полная масса, кг |
14 870 |
Снаряжённая масса, кг |
13 440 |
Вес оборудования, кг |
910 |
Вес медицинского персонала, кг |
450 |
Вес спецоборудования, кг |
70 |
Допустимая нагрузка: 1-/ 2-й и 3-й оси, кг |
4570/10 300 |
Интересный момент, на время испытаний все медицинское оборудование было демонтировано, а на его место было загружено 1430 кг балласта в виде мешков с песком.
После завершения лабораторно-дорожных испытаний автомобилю был возвращен первоначальный вид, после чего машина была отправлена на эксплуатационные испытания в Москву, где использовалась по своему прямому назначению в качестве передвижной лаборатории для заготовки свежезамороженной плазмы и препаратов плазмы (альбумина и криопреципитата). Экипаж «Айокки» состоял из 7 человек включая водителя.
«Фин» был выведен из эксплуатации в середине 90-х годов…