Нагоняя время
К программе перевооружения
подключились все предприятия Украины
Украинские производители военной техники срочно навёрстывают упущенное время, которое прошли мировые компании, производящие вооружение. С 1991 года, когда были подписаны «Беловежские соглашения», спровоцировавшие распад СССР, инициативы по созданию вооружения на Украине носили разовый и несистемный характер.
К программе перевооружения подключились все предприятия страны, способные хоть что-то придумать и выпустить. Спектр новой техники весьма широк и охватывает разные области применения.
Используя старые запасы
Тягачи – необходимая на поле боя техника, которая значительно усиливает возможности военных. Киевский Конструкторско-технологический центр (КТЦ) разработал образец нового многоцелевого тягача БТС-5Б. По своим возможностям и оборудованию БТС-5Б аналогичен БРЭМ-1. В отличие от последней, производится на Львовском бронетанковом заводе с использованием шасси танков Т-72А, поступивших в капитальный ремонт.
Новый тягач сочетает в себе важные функции сразу нескольких машин. Это универсальное многоцелевое транспортное средство, предназначенное для механической разведки на поле боя, эвакуации аварийных танков из зоны действия противника, вытягивания танков, которые застряли или затонули. Он способен поднимать грузы, рыть землю, сваривать и проводить техническое обеспечение танковых подразделений в полевых условиях.
Максимальная скорость машины превышает 60 км / ч, запас хода по топливу составляет 700 км. На тягач установили пулемет калибра 12,7 мм, ручной противотанковый гранатомет и автоматы АКС-74.
В конце ноября 2015 года батальон нацгвардии «Азов» получил для испытаний «городской танк» БМПТ (Боевая Машина Поддержки Танков) «Азовец», вооружённый скорострельными авиапушками и увешанный уникальной защитой. По словам конструкторов машины, она противостоит почти всем известным боеприпасам.
Проектирование и строительство БМПТ в инициативном порядке в апреле 2015 года начала инженерная группа полка НГУ «Азов» в цехах киевского завода «АТЕК».
БМПТ изготовлена на базе бульдозера, ранее изготовленного из демилитаризованного танка Т-64. В начале 2016-го машина направлена на государственные испытания.
Для обеспечения топлива в войсках инженеры ГП «45 Экспериментальный механический завод» в Виннице изготовили два автотопливозаправщика АТЗ-12 на шасси КрАЗ-63221. Их принципиальное отличие от аналогов – наличие двух отдельных отсеков общей ёмкостью 12 000 л. Благодаря такому рациональному решению появилась возможность одновременно транспортировать различные виды топлива – автомобильный бензин и дизтопливо. Ранее в случае повреждения цистерны вытекал весь запас топлива, которое перевозилось, теперь же наличие независимых отсеков позволяет спасти по крайней мере половину.
КрАЗ-63221 оборудован 330-сильным турбодизелем ЯМЗ-238Д (с возможностью установки двигателей других производителей). Именно это шасси выбрали для монтажа автоцистерны и благодаря чрезвычайной прочности кразовской рамы, где применены лонжероны с горячекатаного швеллера. Автомобиль снабжён шинами размерностью 1300-530-533, которые обеспечивают отличную проходимость в условиях бездорожья.
Автомобили ПАТ «АвтоКрАЗ» получают всё большее распространение.
Год назад на шасси полноприводного автомобиля КрАЗ-5233НЕ 4х4 был представлен походный автомобильный клуб-типография. В настоящее время в войска ВСУ поставлены по меньшей мере три такие машины.
Оборудование данного автомобиля обеспечивает кинообслуживание личного состава путём приёма спутникового сигнала телевидения, его проекцию на экран и передачу изображения на экран телевизора; радиообслуживание личного состава путём трансляции в сети радиовещания и аудиозаписей; позволяет организовывать работу местного радиоузла; даёт возможность озвучивания массовых мероприятий, а также возможность осуществлять печать на цифровой типографской машине Xerox С60.
Автомобиль оборудован опциями, которые обеспечивают возможность доступа к сети Интернет, чтобы осуществлять аудиотрансляцию во время движения автомобиля и накладывать её на голосовые сообщения, передаваемые через микрофон.
В оборудование входят музыкальный центр, усилитель с 4 колонками до 3 кВт, два микрофона и даже микшерский пульт на 4 звуковые дорожки. В комплекте выносной экран и мультимедийный проектор. Стоимость этого передового автомобиля со всем его содержимым чуть более двух миллионов гривен.
А недавно в Киеве состоялась презентация мобильного бытового комплекса МБК с тягачом КрАЗ, которую организовала команда волонтёров благотворительного фонда «Территория Жизнь». Волонтёры своими усилиями при поддержке частного бизнеса и неравнодушных граждан смогли добиться разработки необычного мобильного комплекса.
Одновременно такой комплекс может принять до 20 военных. Пропускная способность мобильного бытового гигиенического комплекса составляет около 40–60 бойцов в час, что позволяет осуществлять ряд гигиенически-бытовых процедур в максимально комфортабельных условиях. В частности: принятие душа (для этого имеются 10 отдельных душевых кабин), стирка одежды с помощью трёх автоматических стиральных машин большой ёмкости, сушка постиранной одежды в специальных камерах и др. Мобильный бытовой гигиенический комплекс полностью автономный и может работать от встроенных генераторов, дизельной установки Webasto, собственных аккумуляторов 24 и 12 В, а также от сети 220 и 380 В (на стоянке).
В поисках шасси
Однако КрАЗ не единственная марка, которая сейчас принимается на вооружение вместо КАМАЗов.
Стало известно о начале сборки армейских модификаций МАЗа силами корпорации «Богдан». Грузовые автомобили Минского автозавода начнут выпускать на предприятии корпорации в Черкассах. Пока предполагается крупноузловое производство: сборка шасси, сварка, покраска и установка грузовой платформы. В дальнейшем украинский автопроизводитель намерен локализовать производство, привлекая отечественных производителей комплектующих, речь идёт о выпуске под брендом «Богдан». К производству в Черкассах заявлены МАЗ-5316 и МАЗ-6317. Последний в Белоруссии используют в качестве платформы для реактивной системы залпового огня «БелГрад». В дальнейшем «Богдан» планирует организовать производство ещё одной модели – седельного тягача МАЗ-6425.
О решимости использовать минские грузовики в армии служит и такой примечательный факт. С марта в цехах киевской фирмы «Практика» ведут сборку и бронирование кабин МАЗов, которые закупило Минобороны. МАЗ-6317 обзавёлся эмблемами «Богдан» и «Козак». В корпорации «Богдан» подтвердили, что бронирование кабины для нового изделия будет вестись на «Практике».
Что прячется за бронёй?
Кстати, киевская компания «Практика» сейчас занята подготовкой выпуска «Барс-6». Её выпуск анонсировала ещё в 2015 году корпорация «Богдан». Готовый экземпляр «Барс-6» значительно отличается от прошлогодних рисунков и абсолютно не похож на машину, которую демонстрировали президенту Украины в декабре 2014 года.
«Богдан Барс-6» будет выполнен на шасси пикапа Kia KM450. Бронеавтомобиль укомплектован 3,9-литровым дизелем Hyundai мощностью 139 л.с., механической КП, весит 5,6 т. Бронекорпус имеет уровень защиты Stanag 4569 Level 1. «Барс-6» позиционируют как тактический лёгкий бронированный автомобиль и его планируют в ближайшее время представить генералам. В корпорации «Богдан» «Барс-6» действительно будут делать в кооперации с «Практикой». В Киеве для него будут изготовлять бронекорпус, а окончательную сборку и комплектацию будут вести в Черкассах.
В начале года корпорация «Богдан» завершила испытания более тяжёлого бронеавтомобиля тактического назначения «Барс-8». Машина получила положительные оценки от военных и готова к серийному производству. Бронеавтомобиль получился удобным, продуманным, с большим отсеком для десанта и рассчитан на экипаж 2+8 человек. Машина имеет защиту уровня Stanag 4569 Level 2 и оснащена 6,7-литровым турбодизелем Cummins мощностью 350 л.с. В ходе подготовки к производству в Черкассах раму «Барс-8» усилили 8 дополнительными поперечинами, учли особенности для езды по пересечённой местности, оснастили автомобиль бронестеклами с подогревом, поработали над маскировкой, оснастили защитной бронированной платформой, адаптированной под все виды стрелкового оружия калибром 7,62 и 12,7-мм. «Барс-8» способен разгоняться до 110 км / ч и имеет запас хода 800 км, его клиренс составляет 285 мм, а с ходу он может штурмовать брод глубиной до 0,5 м. Десантный отсек и кабина защищены от подрыва на фугасах с эквивалентом 6 кг тротила. Разработка и производство нового украинского броневика полностью велось усилиями конструкторского бюро ДП АСЗ завода «Богдан» в Черкассах.
Киевский завод «Ленинская кузница» выпустил первый бронетранспортер «Тритон» для Государственной пограничной службы Украины. Бронекапсула была разработана специально для ГПСУ и в отличие от первого образца этот бронеавтомобиль не плавает.
Бронеавтомобиль намереваются оснастить двигателем Volvo мощностью 211 л.с. и трансмиссией от БТР. Максимальная скорость «Тритона» не превышает 110 км / ч. Автомобиль создан на базе платформы «Тритон-01». БТР «Тритон» обладает запасом хода 700 км и может передвигаться по шоссе и бездорожью. БТР может перевозить дополнительно до 4 человек наряда в отдалённые зоны, где они смогут в автономном режиме нести службу до 7 суток. Для этого бронемашина оснащена дизель-генератором, автономным отоплением и системой кондиционирования. Для передачи данных на «Тритон» установлена спутниковая система.
Дети кооперации
Неожиданное продолжение получила история с разработкой бронеавтомобилей на экспорт. «Укроборонпром» представил проект бронеавтомобиля «Хорт». В его общих очертаниях и деталях угадываются черты бронеавтомобиля «Дозор-Б», что неудивительно, поскольку были в полной мере использованы существующие наработки и опыт создания и доведения до серийного производства последнего. У представленного образца по сравнению с «Дозором-Б» из видимых основных отличий – увеличенная до 3,4 м колёсная база, что должно обеспечить лучшую курсовую устойчивость и динамику, а также увеличенная ширина кузова. Основным достоинством бронеавтомобиля «Хорт» является несущий корпус. По совокупности эксплуатационно-технических характеристик представленный автомобиль не должен уступать уровню требований к транспортному средству по программе JLTV, в том числе по соотношению вес / защищённость / проходимость. По словам создателей бронеавтомобиля, Hort разрабатывался, в первую очередь, для потенциальных иностранных заказчиков.
В апреле Львовский бронетанковый завод запланировал передачу партии бронемашин «Дозор-Б» украинским военным согласно государственному контракту. В войска попадут не все машины, два бронетранспортера были отправлены на доработку после выявления дефектов в бронекорпусе. Стоит напомнить, что «Дозор-Б» стал первым экспортным проектом на Украине (без учёта разработок СССР).
Вообще надо отметить, что на Украине начали живо интересоваться не только внешним рынком, но и возможностями иностранных компаний, которые проводят модернизацию выпускаемой техники.
Недавно стали известны подробности подписанного соглашения между концерном «Укроборонпром» и американской компанией Textron Systems. Речь идёт о создании совместного предприятия по поставке модернизированных по программе SCTV бронеавтомобилей HMMWV и дальнейшей модернизации такой техники на Украине. При этом украинская сторона рассчитывает не только закупить такие машины, но и наладить модернизацию на львовском заводе «Укроборонпрома». Модернизация автомобилей HMMWV по проекту SCTV заключается в установке на машину нового бронекорпуса специальной разработки. Масса пустой модернизированной машины составляет 13 000 фунтов (5900 кг), а полная боевая масса достигает 18 500 фунтов (8400 кг), при том что полная боевая масса сильно бронированных стандартных вариантов HMMWV составляет не более 6200 кг. Для сохранения уровня подвижности модернизированная по SCTV машина оснащается 6,7-литровым дизелем Cummins, дефорсированным до мощности 275 л.с. и 6-ступенчатой автоматической трансмиссией Allison 2500SP. Модернизируются подвеска, тормозная система, устанавливается мощный кондиционер. Правда, объёмы пока невелики. До конца этого года будет создано три опытных образца, а в 2017 году планируется выйти на серийное производство.
Наиболее перспективным сейчас является проект «Варта», который представляет собой аналог российскому «Астейс Патруль А». Его разработал ещё в 2014 году харьковский концерн «Бронетехника Украины» совместно с белорусскими инженерами с использованием агрегатов МАЗ. Машина спроектирована специально для службы в нацгвардии Украины и подразделениях КОРД нацполиции Украины. Зимой 2016 года на одном из полигонов Украины прошёл полевые испытания доработанный вариант, который получил дуги на крыше. Сейчас исполняется заказ на поставку 10 бронемашин, а в перспективе ожидается заказ до 60 машин.
В качестве силовой установки использован более мощный двигатель (270 л.с. и 1128 Н∙м по сравнению с 176 л.с. двигателем бронеавтомобиля «Козак»), в перспективе планируется установка современного двигателя Cummins мощностью 300 л.с.
В бронеавтомобиле «Варта-2» использовано днище V-образной геометрии, что позволяет выдерживать подрыв заряда мощностью 6 кг в тротиловом эквиваленте. Для бронирования используется шведская сталь твёрдостью 560, в отличие от других отечественных бронеавтомобилей, которые используют сталь твёрдостью 500. Это позволило без снижения бронеустойчивости уменьшить вес капсулы автомобиля на 11 %, как следствие увеличилась полезная грузоподъёмность. Броня защищает экипаж и десант от бронебойного патрона калибра 7,62х39 мм.
На машине применена усиленная пыле- и влагозащищённая лебёдка тяговым усилием 9979 кг в комплекте с синтетическим тросом диаметром 27,5 мм.
За счёт изменения передаточного отношения главных пар (с 6,49 до 5,49) значительно улучшились динамические показатели при езде как по шоссе, так и по пересечённой местности. Максимальная скорость по шоссе составляет 120 км / ч. Добавлена возможность централизованной подкачки колёс.
Для улучшения внедорожных качеств на бронеавтомобиль «Варта-2» установлены шины Continental и централизированная подкачка колёс. Максимальная скорость машины по шоссе составляет 120 км / ч. Стенки и крыша рассчитаны с учётом установки на крыше башни типа «корона» или пулемётной установки общим весом до 500–550 кг. Имеется возможность установки боевого модуля с пулемётом 7,62 мм, 12,7 мм и башни типа БП-1 (БТР-70, БТР-80 и БРДМ-2) с пулемётами 14,5 и 7,62 мм.
В связи с тем, что наиболее повторяющимся слабым местом в бронемашинах являются замки бронедверей, на машину установлены ручки и замки мирового производителя TriMark, которые выдерживают ежедневное использование двери весом до 500 кг.