В «Робокроссе» только студенты
Крупные компании проигнорировали соревнования среди автоматизированных транспортных средств без водителя.
Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» и «Группа ГАЗ» при участии Фонда «Сколково» подвели итоги соревнований автоматизированных транспортных средств «РобоКросс-2016».
Эти соревнования, несмотря на своё громкое название уже из года в год привлекают внимание только молодёжные студенческие коллективы и не предполагают участия крупных компаний ведущих серьёзные разработки в области роботизации. Так, например, на этом мероприятии не участвуют такая компания как КАМАЗ, у которой тоже есть что показать. Но стоит понимать, что в мире не принято, чтобы концерны ездили друг к другу в гости, лишь с демонстрационными экспонатами. Подобное, например, присуще соревнованиям в рамках проекта DARPA в США.
Наибольшее количество баллов в направлении «Наземные транспортные средства» набрала команда «Фауст» Московского авиационного института, второе место заняла команда KSTA Team (Ковровская государственная техническая академия), третье место – Студенческое конструкторское бюро «Роботизированные транспортные системы» (СКБ РТС, сборная команда Нижегородского автомеханического техникума и Нижегородского государственного технического университета).
Лучшими командами, использовавшими автономный режим вождения, стали команды СКБ РТС и команда «Аврора» Рязанского государственного радиотехнического университета. В направлении «Беспилотные летающие средства» победителем стала команда «Коптер Express» (Москва), в направлении «РобоКросс-технологии» – команда Le Talo (Le Talo Robotics, Владимир). Кубок «Сколково» за демонстрацию робототехнических систем помощи водителю получила команда ФГУП НАМИ.
В состязаниях приняли участие 14 студенческих команд ведущих вузов Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Коврова, Владимира и Санкт-Петербурга.
В ходе основных соревнований на специально подготовленном испытательном полигоне участники продемонстрировали способность транспортных средств самостоятельно, в полностью автоматическом или телеметрическом режимах выполнять комплекс упражнений на земле и в небе, руководствуясь данными Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Для команд была смоделирована реальная ситуация, при которой беспилотный автомобиль в автономном режиме должен пройти трассу с препятствиями, выполнить развороты и другие маневры, в том числе, и с использованием задней передачи. Летающие беспилотные платформы, помимо демонстрации самостоятельного полета, выполнили задание по доставке груза в определенную точку местности на основе заранее заданных координат-меток.
В этом году основной регламент был расширен новыми заданиями по автоматизированным системам помощи водителю ADAS (Advanced driver assistance systems). В рамках «РобоКросса-2016» впервые стартовало новое направление – «РобоКросс-технологии», в котором команды представили экспертам «Группы ГАЗ» проекты, ориентированные на решение конкретных задач в области беспилотных и интеллектуальных систем с возможностью реализации в ближайшей перспективе. Наиболее востребованными темами в этой области являются системы предупреждения о сходе с полосы движения, помощи при смене полосы движения, предупреждения о фронтальном столкновении, автоматического торможения.
Судьями соревнований выступили инженеры-конструкторы «Группы ГАЗ». Все регламенты разработаны при активном участии Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» и ресурсного центра программы «Робототехника». Большинство команд неоднократно принимали участие в «РобоКроссе» на автомобилях «ГАЗель», подаренных Горьковским автозаводом «Группы ГАЗ» самым активным участникам программы «Робототехника».
Евгений Сударский, руководитель Центра компетенций «Концепции продукта» Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ»:
– «Группа ГАЗ» – ведущий производитель коммерческой техники в России, который занимает лидирующие позиции практически во всех сегментах. Мы ставим перед собой задачу укреплять эти позиции, разрабатывая транспорт с функциями автономного пилотирования. Наработки студентов, показанные на «РобоКроссе», мы используем в развитии новых технологий. Сегодня мы работаем над внедрением на нашей технике систем активной помощи водителю: экстренное торможение, предупреждение о сходе с полосы, адаптивный круиз-контроль. «РобоКросс» для нас – это и подготовка кадров, будущей инженерной элиты. Более 70 участников состязаний разных лет уже работают в наших инженерных службах. В настоящий момент еще несколько ребят проходят практику и решают конкретные задачи по роботизации приводов.