Куда направлен вектор автодизайна?
Интервью с Дэвидом Уилки –
шеф-дизайнером компании CNH Industrial
Работа автомобильного стилиста обычно определяется несколькими основополагающими направлениями деятельности компании. Сильно не разгонишься, если в основе лежит одна марка прародителя. Там всё относительно просто и понятно – есть традиции марки и стиля, есть единая база. А что интересного может рассказать стилист компании, которая объединила под своим именем несколько фирм, разных по национальности, возрасту, производственной программе, традициям конструкторской и дизайнерской школ.
Сегодня наш собеседник Дэвид Уилки – шеф-дизайнер компании CNH Industrial. Он отвечает за дизайн всех брендов концерна, включая IVECO, и не только за автомобильный дизайн.
– Сначала несколько слов о себе: где получили образование, Ваша первая работа, когда начали работать в CNH?
– Базовое образование я получил в Школе искусств Глазго в Шотландии. Моей специализацией стал промышленный дизайн. После я продолжил учиться на магистра в Королевском колледже искусств в Лондоне, углубившись в изучение автомобильного дизайна.
Свою карьеру я начал во Франции, в отделе новых разработок компании Peugeot. Проработав там около пяти лет, я переехал в Турин. Это было в 1988 году. Тогда Италия считалась центром автомобильного дизайна. В Турине я провёл почти 15 лет: сначала старшим дизайнером в кузовном ателье Ghia, а затем ещё 5 лет директором по дизайну в мастерской Bertone.
После этого я отправился в Швейцарию, чтобы поработать в индустрии электромобилей. В команду CNH я пришёл в 2014 году и сразу же возглавил департамент дизайна по нескольким крупным направлениям: сельскохозяйственная техника, строительное оборудование и коммерческий транспорт.
– Кого из дизайнеров в области коммерческого транспорта Вы считаете своим учителем и образцом профессионализма?
– У меня было много учителей, но, пожалуй, наибольшее влияние на меня оказал Ян Каллум (Ian Callum), директор по дизайну компании Jaguar. Он преподал мне основы автомобильного дизайна в Королевском колледже искусств, направлял меня в первые годы творчества, а позднее был моим боссом в ателье Ghia.
Я вдохновляюсь работами многих дизайнеров, среди которых Сид Мид (Syd Mead) и Луиджи Колани (Luigi Colani). В своё время они совершили настоящий прорыв в автомобильном дизайне и задали новые тренды.
В своё время мне довелось провести несколько часов в обществе Л. Колани, и должен сказать, что это человек необычный во многом. Общительный, разговорчивый и не лишённый эпатажа, он охотно рассказывал о своих взглядах на дизайн вообще и автомобильный в частности. Показывая автомобили, созданные по его проектам, он как раз говорил о том, что его цель – «взорвать ставший скучным автомобильный дизайн, подойти к работе, как к прорыву к новым формам и решениям».
– Назовите лучшие экспериментальные и перспективные работы стилистов компании за последние годы.
– Мой лучший проект с IVECO – это, без сомнений, концепт Vision. На мой взгляд, он превосходно сочетает в себе прогрессивный дизайн и передовые технологии, демонстрируя безграничные возможности современных коммерческих автомобилей. IVECO Vision меняет представление о коммерческом транспорте. Теперь это не просто техническое средство для перевозки грузов, а полноценный мобильный логистический центр с автоматизированным рабочим местом и автоуправлением, работающий от двух источников энергии.
Одна из последних многообещающих работ – это новый IVECO Daily, обладатель титула Van of the Year 2015. Главное внимание мы уделили передней части кузова, которую отличают довольно смелые, но в то же время подчеркнуто благородные линии. Глядя на этот автомобиль, можно предугадать, в каком направлении будет развиваться дизайн всей линейки IVECO в ближайшие несколько лет. Все будущие модели будут связаны общей идеей, но вместе с тем сохранят индивидуальные черты.
– Развитие дизайна грузовых автомобилей проходило этапы биодизайн, техно и др. Каких принципов придерживаетесь Вы?
– Дизайн грузовика должен передавать ощущение прочности, надёжности и вызывать доверие у профессионалов. Поэтому за основу я беру чистые и строгие формы, а затем расставляю небольшие художественные акценты, которые помогают водителю установить эмоциональную связь с автомобилем.
– Работа над стилем автомобиля связана с поиском компромисса между технологией и художественным решением стиля. Чему Вы отдаёте предпочтение?
– Безусловно, технологиям. IVECO – это прежде всего поставщик эффективных и надёжных решений для транспортной отрасли. Но и про стиль забывать не стоит. Качественный продукт должен иметь соответствующий вид.
– В программе компании автомобили различных классов грузоподъёмности. Вы стремитесь каждую модель сделать индивидуальной или унифицированной?
– Модельный ряд грузовиков IVECO формируется из огромного числа модификаций с разными габаритами, грузоподъёмностью и предназначением. Каждая из них ставит перед дизайнером свои задачи. Несмотря на это, мы стараемся подчеркнуть принадлежность всех автомобилей к одному бренду. Вот почему, начиная с нового Daily, мы перешли на принципы модульного дизайна, который позволяет нам использовать универсальные решения по всей линейке, не стирая при этом границы между классами.
– Как, по Вашему мнению, будет развиваться дизайн грузовых автомобилей в ближайшие годы?
– Я думаю, что мы очень блики к переломному моменту в автомобильном дизайне. Наши новые представления о технологичности и безопасности меняются, и это приведёт к переосмыслению транспортной индустрии в целом и внешнего вида коммерческих автомобилей в частности. Сейчас дизайн и технологии развиваются примерно одинаковыми темпами. То, как профессионалы будут использовать технику, в конечном счёте и определит вектор эволюции дизайна, который со временем всё больше будет подчиняться интерактивным технологиям.
Надо отдать должное Дэвиду Уилки: с задачами шеф-дизайнера многопрофильного концерна он справляется с успехом. Ему удалось создать дружную команду специалистов, которые могут разработать стиль магистрального тягача, многоцелевого фургона, трактора и много других машин, которые выпускает концерн CNH Industrial.