<<< Назад
Mercedes-Benz Zetros

Брутальный «ариец»
Mercedes-Benz Zetros

Александр Трохачёв, фото автора

Такого долгого промежутка между официальной премьерой и тест-драйвом у меня не было еще никогда: полтора года! Впервые я увидел «живьем» Mercedes-Benz Zetros в сентябре 2008 года во время его мирового дебюта на выставке IAA в Ганновере. А сесть за руль в реальной дорожной обстановке смог только в марте 2010-го. И если бы не кризис, не гонять бы мне на нем по заводскому полигону в окрестностях Вёрта, а тем более – не пугать мирных немцев на узких дорогах в районе Карлсруэ…

На гражданку!

Первоначально Zetros готовили для службы в армии. Не зря прототипы автомобиля под разным соусом подавали на специализированных выставках вооружений и техники двойного назначения по всей Европе. Специалисты акцентировали внимание на капотной компоновке, низком силуэте и способности грузовика вписываться в чрево транспортных самолетов и железнодорожные вагоны. Капотная компоновка увеличивает шансы экипажа на выживание при подрыве переднего моста на фугасе. Низкий силуэт облегчает маскировку и позволяет легче выехать из зоны обстрела противника. Кроме того, угловатые формы упрощают бронирование кабины. Однако ни у Бундесвера, ни у других армий НАТО денег на закупку Zetros не нашлось. И было бы странно рассчитывать исключительно на то, что грузовик «наденет погоны» и станет самым желанным в западных войсках: помимо Mercedes-Benz армейские машины выпускают DAF Trucks, Scania, MAN и иные производители. Другое дело, что капотник среди них только один.

Один из вариантов комплектации самосвалов – кузова фирмы Meiller-Kipper с трехсторонней разгрузкой

Впрочем, всё в этом мире относительно. Если на пути следования заложен слишком мощный фугас, то он порвет грузовик не то что по частям – разнесет на молекулы. И никакой капот не спасет. К сожалению, такие примеры известны по опыту контртеррористической операции в Чечне. Да и броня бывает разной. Та, что для Zetros выполнила африканская фирма, спасает только от натовских пуль. Если же шмальнуть по бронекапсуле из «калаша» пулями калибра 7,62 мм со стальным упрочненным сердечником, экипажу, мягко говоря, не позавидуешь…

Кресло водителя на пневмоподвеске с механическими салазками

Из массовых закупок вездеходов для армейского применения известен пример Канады, которая приобрела автомобили повышенной проходимости для своего контингента в Афганистане. Единичные поставки погоды в общей картине не делают. Кризис вообще размыл первоначальные установки, и машину стали предлагать гражданским организациям. В канун 2010 года партию таких вездеходов приобрела Финляндия для обслуживания линий электропередачи. А вообще Zetros может буквально всё: быть строителем и спасателем, вахтовым автобусом и пожарной машиной, ремонтной «летучкой» и аварийным тягачом, инкассатором и передвижной лабораторией, автомобилем технического сопровождения и топливозаправщиком. Это надежное шасси для монтажа лестниц, буровых вышек, телескопических подъемников, кранов и коммунального оборудования. Вездеход может работать в сцепке с тяжелыми прицепами: до 30 т при схеме 4х4 и до 40 т в исполнении 6х6. При необходимости он легко заменит трактор, а в отдельных случаях по эффективности превзойдет даже вертолет. В общем, сфера его применения практически безгранична.

В кабине шириной 2300 мм расположены три раздельных сиденья. Их обивка может быть комбинированной, матерчатой или полностью выполненной из искусственной кожи

Обманщик

При первом взгляде на капотное чудо из Вёрта может показаться, что это исключительно эксклюзивный продукт с оригинальной начинкой. Но это не совсем так. Да, по объемам выпуска он должен быть сопоставим с машинами тяжелого класса Axor и Actros (чего пока не случилось), а в плане проходимости – стать в один ряд с моделью Unimog (а это состоялось). Однако разработанные с чистого листа детали не лучшим образом отразились бы на стоимости автомобиля. И поскольку Zetros – продукт крупносерийный, он получил уйму деталей и узлов, заимствованных от других моделей Mercedes-Benz.

Цифровой тахограф на два водителя расположен слева

Например, двери с электрическими стеклоподъемниками ему достались от Unimog U5000, панель приборов – от Axor, рама (правда, усиленная) – от строительной серии Actros Bau. Есть в конструкции и элементы от модели Atego. Но какими бы ни были компоненты грузовика, все они имеют маркировку «made by Mercedes-Benz», поскольку изготовлены на предприятиях Daimler: 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель – в Мангейме, 9-ступенчатая механическая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка – в Гагенау и т. д. Специалисты завода Daimler Trucks собирают Zetros в г. Вёрте, причем на одной линии с Unimog и Econic.

Комбинация приборов стрелочная, один в один от модели Mercedes-Benz Axor

Обман видится и в том, что у Zetros неестественно маленькие «глазки». Казалось бы, такому монстру нужны не глаза – глазищи, да только в размере ли дело. Имеющиеся у него линзы прожекторного типа светят – отлично. А маленькие они из-за того, чтобы не подвергнуться риску повреждения камнями (кстати, для этого предусмотрена и дополнительная металлическая сетка с крупными ячейками). А фары глубоко посажены для того, чтобы не повредить их при соприкосновении с неровностями дороги и расчистке завалов – да-да, Zetros готов освобождать путь от подбитой или неисправной техники как в зоне боевых действий, так и при пожарах и на объектах ликвидации последствий техногенных катастроф.

Пример практичности: все «зетросовские» педали, включая педаль газа, подвесные

Сбил меня с толку и бачок с реагентом AdBlue. Оказывается, Euro 5 – основное, но не единственное исполнение автомобиля. Предусмотрена и версия Euro 3, естественно, без всякой мочевины. Проще говоря, за пределами изнеженной Европы Zetros готов мириться с другими правилами игры. Но даже на машинах с двигателем высшего на сегодняшний день экологического стандарта можно перепрограммировать электронное управление, что позволит кратковременно использовать дизтопливо с высоким содержанием воды и серы.

Еще один обман я узрел в стальном обрамлении задних фонарей. Функции у него скорее декоративные, нежели прикладные. Видимо, эта «кольчуга» придумана для защиты от камней, но никак не от встречи с препятствием. При «штурме» горок и спуске с них на заводском полигоне трехосный грузовик несколько раз зацепил грунт, и этого хватило для того, чтобы металлический панцирь раздавил фонари, как тиски скорлупу ореха. Не будь этой «удавки», фонари отогнулись бы назад, но остались целыми. А так дополнительные расходы на ремонт обеспечены.

Кулиса КП и «грибок» стояночного тормоза расположены на одной линии

Вещь в себе

Сравнение с «Уралом», которое так любят проводить некоторые мои коллеги, для Zetros, на мой взгляд, неприемлемо. Во-первых, они в разных весовых категориях: «немец» раза в полтора тяжелее будет. Во-вторых, уровень комфорта у иностранца выше: это хотя и не легковой Mercedes, но и не «дубовая» машина для войны в чистом виде. В-третьих, ценовой диапазон у них тоже несопоставим: за один Zetros можно приобрести полдюжины «Уралов». Логичнее было бы сравнивать «арийца» с КрАЗом, но и этого я бы делать не стал: все-таки техника разная.

Различия видны даже в деталях. Например, садиться в кабину Zetros удобнее. На капоте и бамперах немецкой машины есть площадки с нанесенным покрытием против скольжения, а на российской и украинской их нет. Капот у «арийца» не металлический, а отлитый из армированной стекловолокном пластмассы с дополнительной термической обработкой. В крыше Zetros сделан внушительный люк, играющий роль запасного выхода при ДТП, затоплении или пожаре. У того же «Урала» люки играют роль приточной вентиляции, через которые взрослому человеку, да еще в одежде, вылезти невозможно.

Благодаря поручню и широкому дверному проему высокий вход в кабину достаточно удобен

Ахтунг! Партизанен!

Под капотом Zetros установлена рядная «шестерка» с потенциалом 326 «лошадей», которые только и ждут, чтобы их пришпорили. Но для начала нужно освоиться, поскольку интерьер кабины при беглой идентификации с Mercedes-Benz все равно незнакомый.

Первым делом удивляет рулевое колесо огромного диаметра. Оказывается, «троллейбусное» решение предусмотрено на случай отказа гидроусилителя. Да что там отказа: и при работающем ГУР крутить его непросто. И это не тот случай, когда изменять направление движения можно одной рукой. На высокой скорости по трассе то и дело приходится понемногу подруливать, а на бездорожье только и смотри, чтобы в яме «баранку» не вырвало из рук. Может, я утрирую, но именно такими были первые ощущения.

При открытом капоте мотор смотрится как на приподнятом учебном стенде

Переключение на механической коробке легкое, и особенно приятно, что начинать движение пустой грузовик позволяет не только со II, но и с III, и даже с IV передачи. Перед переходом на V нужно сделать кулисой движение вправо, иначе вы так и останетесь на понижающем ряду. Ход сцепления мне понравился – он вполне предсказуемый. Дозировать открытие дроссельной заслонки педалью газа тоже удобно, но отклик на подачу топлива не такой резвый, как у магистральных моделей. Проще говоря, при старте с места езду наперегонки с любой из дорожных версий вы точно проиграете. А происходить все это будет под аккомпанемент раздаточной коробки, которая во время движения по трассе «голосит» на любых скоростях.

Бесспорное достоинство машины – ее мощный вид. При подъезде к перекрестку другие участники движения смотрят на Zetros завороженно. Да что там говорить: когда я первый раз подъезжал к регулируемому перекрестку, вдруг выяснилось, что машину трудно остановить. Первое нажатие на педаль тормоза не произвело никакого эффекта. Второй раз я надавил сильнее, но «немец» лишь слегка замедлился. В то же время многотонная махина стремительно приближалась к светофору, на котором во всех рядах выстроились малолитражки. Тревожный взгляд в зеркало заднего вида водителя, стоявшего прямо по курсу VW Golf Cabrio, я не забуду никогда: он собирался рвануть через перекресток на красный, лишь бы не попасть под раздачу. В конце концов, «гольфист» был готов сам выпрыгнуть из машины. Но когда я приложил к педали усилия штангиста, Zetros начал эффективное замедление.

Большой перекос мостов возможен благодаря длинным ходам подвески. Рама вездехода способна выдержать амплитуду до 500 мм

Другой неприятный сюрприз произошел, когда инструктор забыл подсказать, что надо повернуть налево. Дело было на маленьком скоростном шоссе с двухполосным движением. Я сказал «яволь!» (слушаюсь!) и, встав на тормоза, начал менять направление движения. Но не тут-то было! Даже сильно замедлившийся грузовик упорно не хотел поворачивать под углом 90°. Мы были близки к тому, чтобы не вписаться в «ход конем» и протаранить стоявший на газоне предупреждающий знак. Инструктор впился руками в кресло так, словно готовился к катапультированию. На лице беспечного водителя старенького Opel, выскочившего с примыкания, был неподдельный ужас…

За счет большого угла рампы у «немца» завидная геометрическая проходимость

Но к чести немецкой техники испытание экстремальной ситуацией она выдержала. Мы вписались в сложный поворот, не только не остановившись, но даже не выехав за пределы проезжей части. От сердца инструктора явно отлегло, и он одобрительно сказал: «Зер гут, Александр!» И тут же задал вопрос, где я так научился водить машину, на что я без задней мысли ответил: «В армии, ведь я подполковник запаса». Получилось, как в анекдоте про разведчика Исаева: «Мюллер спрашивает: «Штирлиц, а где вы получали права?» «В ДОСААФ СССР», – ответил тот и подумал: а не сболтнул ли я чего-нибудь лишнего? Всю дорогу до полигона инструктор больше не проронил ни слова, и я его понимаю...

Автомобиль способен преодолевать брод глубиной до 120 см

Мускулы

Второй раз о службе в армии я заговорил с другим водителем-испытателем на внедорожной трассе. Ему понравилось мое сравнение Zetros с танком во фраке. Оказалось, он тоже бывший офицер, только бундесверовский и в чинах помладше. Тем не менее мы быстро сошлись во мнении, что военная жилка немецкого вездехода пошла ему на пользу: с такой потрясающей проходимостью ему уготован широкий спектр и география применения, включая Россию. А почему бы и нет?!

Заложенная производителем прочность сосредоточена в том числе и в рессорной подвеске

Конструкторы установили на Zetros усиленную раму от Actros Bau. Ее толщину увеличили до 9,5 мм, а толщину закрепленных болтовыми соединениями поперечин – до 8 мм, усилив изнутри сварными треугольными косынками. Крепление кабины сделали трехточечным, что оптимально с точки зрения нагрузок на изгиб и кручение. Две фронтальные точки держат кабину по бокам, а третья, тыльная, расположена по центру задней стенки и представляет собой два сближенных крепления.

Благодаря ведущим мостам с планетарными колесными редукторами новый Mercedes-Benz настоящий вездеход. У него неотключаемый полный привод, межосевые и межколесные блокировки дифференциала, двухступенчатая «раздатка» с передаточным числом понижающей (так называемой «ползучей») передачи 1,69 и передаточным отношением 1,403. Она повышает силу тяги на 70% и распределяет крутящий момент между ведущими передней и задними осями в пропорции 1:3,21. Дорожный просвет Zetros под передним мостом составляет 422 мм, под задним – 343 мм. В стандартном оснащении он преодолевает броды глубиной 80 и 110 см (в зависимости от размера колес). За дополнительную плату возможна и подготовка для проезда водных преград глубиной 120 см. Кстати, опций для «арийца» не так уж много: оборудованный доступ на крышу, верхний спойлер, электрическая лебедка, решетчатая защита фонарей и фар, централизованная система подкачки шин, ретардер и 6-ступенчатая полностью автоматическая коробка передач Allison.

Металлические решетки на передних «поворотниках» открываются вверх, на боковых – в сторону, по ходу движения
Технические характеристики Mercedes-Benz Zetros
Параметры моделей 1833A (4x4) 2733A (6x6)
Снаряженная масса (без кузова), кг 8110 10 500
Допустимая полная масса, кг 18 000 27 000
Грузоподъемность (в зависимости от надстройки), кг 4000–6000 6500–10 000
Макс. нагрузка на переднюю ось: база/опция, кг 7500/ 9000 7500/ 9000
Макс. нагрузка на заднюю ось, кг 9000 9000
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • экологический стандарт: база/ опция
  • максимальная мощность, кВт/ л.с.
  • максимальный крутящий момент, Н.м
ОМ 926 LA, турбодизель, I-6
7201
Euro 5/ Euro 3
240/ 326
1300 при 1200–1600 мин-1
Тип/ диаметр сцепления, мм Однодисковое, сухое/ 395
Базовая коробка передач G 131-9, механическая, 9-ст.
Опциональная коробка передач Allison 3000 SP/PR, авт., 6-ст.
Двухступенчатая раздаточная коробка MB VG 1700-3W/1.6
Рулевое управление Реечное, MB LS8
Передняя и задняя подвески Рессорные
Тип ведущих мостов С планетарными редукторами
Передняя ось AL 7/52 DS-9
1-я задняя ось НL 7/52 DS-13
2-я задняя ось НL 7/52 DS-13
Тормозные механизмы спереди и сзади Барабанные
Мощность моторного тормоза, кВт/л.с. 185/252
Задний фонарь закрыт фигурной металлической «кольчугой». Противооткатные башмаки – совсем не роскошь

Глобалист

В целом автомобиль получился убедительным. Его нацеленность на глобальный рынок подтверждается тем, что в этом году появится версия с правым рулем: немецкий «многостаночник» приглянулся транспортникам Великобритании. Наверняка будут и другие заказчики, а иначе для чего завод объявил, что в конце 2010 года на двигатель установят тандемный насос для гидравлики. Это расширит возможности вездехода по установке дополнительного оборудования, а значит, повысит его конкурентоспособность.

К перечисленным ранее сферам применения Zetros можно смело добавить десяток-другой возможных профессий немецкого вездехода. К нему присматриваются даже фанаты трак-триала, и единственное, что их пока останавливает, – шестизначные цифры на ценнике, который даже в кризис не станет доступнее.

Комментировать ... >>
Loading...