КАЗ-2010 глазами очевидца
Кутаисский автомобильный завод
Кутаисский автомобильный завод – КАЗ, расположенный во втором по величине городе Грузии Кутаиси, знают уж если не все, то читатели журнала «Грузовик Пресс» точно. Во многом интересу к нему способствовала недавно изданная книга Максима Шелепенкова, посвященная истории этого завода.
Изучил этот труд и я. Мне было интересно прочитать о модельном ряде грузовиков «Колхида», о специфике автопрома в Имеретии, учитывая ее неповторимый колорит. К сожалению, современный период в книге о КАЗе, да и не только в ней, покрыт завесой тайны и неопределенности. Что сейчас делает завод? Что осталось от гиганта советского автопрома? Каковы перспективы КАЗа в независимой Грузии? Для ответа на все эти вопросы, а также с целью изучения работы городского наземного пассажирского транспорта в феврале 2010 года я отправился в Грузию.
Чужой автозавод
Кутаиси считается крупнейшим городом западной Грузии, попасть в него можно из Тбилиси на автобусе или поезде. Также действует авиационное сообщение с городами Украины, Армении и Турции. Депрессивное настроение царит не только в центре города, но и на окраинах, где расположен главный герой – автозавод КАЗ. Огромный промышленно-спальный район был рассчитан на один завод. Люди трудились здесь целыми семьями, жили общими задачами, проблемами и целями автогиганта. Всего в конце 80-х годов ХХ века на предприятии работало около 18 тыс. человек, что даже по меркам советского градообразования впечатляет.
Цеха начинаются задолго до центральной проходной. Некогда троллейбусный маршрут № 8 связывал центр города с КАЗом, последние 4 остановки троллейбусного маршрута пролегали вдоль автозавода. Сегодня уже нет троллейбуса, а вдоль улицы возвышаются огромные корпуса. Окна первых этажей зияют пустотой, вокруг заросли диких кустов и деревьев. Такая картина снаружи.
У главной проходной с аппарелей в лужу уткнулись два синих трактора «Имэчи-35». Первая мысль: завод выбрал нишу развития земледелия и КАЗ занялся производством спецтехники для обработки полей и сбора урожая.
Кого боится директор?
Но миф о светлом будущем и стабильном настоящем развеяли работники завода в первые минуты общения.
Завода нет! Всё распродано, а что осталось, находится в стадии ожидания аукциона и нового владельца. Шаг в сторону, и можно оказаться на чужой территории.
Мои собеседники, среди которых был последний, ныне действующий директор Дидим Арчилович Девидзе, с горечью рассказывают о сложившейся ситуации. Цеха, станки и любую ценную деталь сдают на металлолом. Я долго уговаривал руководство предприятия показать мне территорию завода, дать возможность пройтись и своими глазами увидеть его, рассказать читателям журнала «Грузовик Пресс». Может быть, эти строки станут последними штрихами в истории Кутаисского автозавода...
Мы отправились в последнее путешествие по КАЗу. Проспекты между цехами заросли травой, из асфальта прорывается не кустистая трава, а многолетние деревья. Безлюдно. Крыши над корпусами от времени провалились. В одном из цехов сквозь глазницы окон я замечаю страшную картину – замершие КАЗ-608В и КАЗ-4540. То ли сборочный цех, то ли ремучасток, где грузовикам давали вторую путевку в жизнь. На мою просьбу остановиться, подойти и сделать фото мне отказали, объяснив, что это уже не Грузия, а Китай или Арабские Эмираты! Здание вместе с имуществом продано, и подходить к нему даже руководство завода побаивается!
Историческое вторсырье
Кто-то из читателей может подумать, что мы просто катались на машине по территории завода, но спешу внести ясность: мы искали музей! Именно искали!
Да-да, на заводе был и пока еще есть музей истории предприятия. Что еще более невероятно, в этом музее сохранились два натурных грузовика, которые выпускал КАЗ. Моим экскурсоводом в музее стал последний директор предприятия Д. А. Девидзе.
Небольшое строение, похожее на мини-ангар и стало заветной целью. За его дверьми уцелели стенды с фотографиями всех директоров КАЗа, фотодокументы строительства цехов, моделей грузовиков времен СССР.
Между несущими колоннами стоит самосвал КАЗ-585В и тягач КАЗ-608В, которых пока не коснулась волна репрессий, цветных революций и кризисов. Фотоальбомы, техническая документация пылятся на столах и в стопках, как макулатура. В переплетах этих ценных книг размножаются, живут и плодятся книжные черви. Отопления в этом гулком помещении нет уже почти 15 лет! Более двух часов я с любопытством листал архивы предприятия. Оказалось, что на КАЗе до 1998 года выходила даже своя заводская малотиражка «Мацнэ» (груз. – машина).
Самое печальное, что судьба этого музея уже предрешена – документы ждет помойка, а все дизели, натурные образцы агрегатов, метизы и модели техники отправят в мартеновские печи Руставского металлургического завода, который также занимается переплавкой памятников истории Грузинской ССР.
Под занавес встречи Дидим Арчилович понадеялся, что мэрия Кутаиси все-таки обратит внимание на завод и сохранит коллекцию. Пусть хоть потомки гордятся, что в Кутаиси делали грузовики «Колхида» для всех республик Советского Союза.
Допрос в застенках
На этом можно поставить точку, но сегодня отношения между Россией и Грузией переживают самые худшие времена. Это отразилось и на моем дальнейшем пребывании в Кутаиси. Несколько часов спустя я уже был на экскурсии в застенках спецслужб, где меня с пристрастием допрашивали о цели визита и сделанных фотографиях. Бо/льшая часть того, что мне удалось запечатлеть фотокамерой, была безжалостно удалена, и лишь немногое удалось отстоять в долгих и жарких спорах с грузинской контрразведкой.