Троллейбусы
у подножья хребта Нарын-Тоо
Транспортная система Киргизии
Сегодня в мире троллейбусы работают почти в 300 городах. Подавляющее большинство предприятий имеет разветвлённую сеть маршрутов и не менее 50 пассажирских машин. Однако есть в этом списке исключения. Одним из таких является киргизский город Нарын, где на единственном маршруте длиной 5 км работает 2 троллейбуса.
Чудо независимости
Самое маленькое троллейбусное хозяйство в мире находится в котловине у подножья хребта Нарын-Тоо, на высоте 2000 м над уровнем моря, где нет железной дороги, а добраться туда из столицы – Бишкека – можно лишь на машине через горные перевалы, преодолев 315 км.
Когда именно в Нарыне начали строить инфраструктуру для троллейбусов точно неизвестно, однако интересен другой факт – открывали предприятие (внимание!) уже после распада СССР 30 ноября 1994 года. Тогда же были приобретены бывшие в употреблении троллейбусы ЗИУ-682, которые по рассказам первых водителей привезли из столицы Северной Осетии – Владикавказа. Вообще в Нарыне за всю историю существования троллейбусов новой техники не было никогда. Подавляющее большинство машин – около 13 единиц за все годы – были получены из Бишкека.
Горный троллейбус
Все прибывающие машины из Бишкека въезжают в город по огромному ущелью. По этой же дороге на тягачах когда-то везли и сами троллейбусы. Горы в Нарыне повсюду, с одной стороны похоже на швейцарские пейзажи, а с другой – вид дикого запада: склоны гор со снежными шапками переходят к альпийским лугам, а напротив них стоят бурые стены каньона.
На единственной в городе улице есть несколько ответвлений, но они так или иначе потом вливаются в неё же. Троллейбусы работают только на главной улице, носящей имя Ленина. Маршрут имеет один небольшой изгиб в центре города и два разворотных кольца на конечных остановках. Недалеко от поворота на Бишкек установлено по одной сходной и расходной стрелке, ведущих к территории парка.
Необычные клиенты
Троллейбусный парк расположен у подножия гор, вблизи жилых домов, которые раскинулись вдоль улицы Ленина. На территории парка имеется сторожка охранников, административный одноэтажный дом с местом для легкового автомобиля и фонтачик! Цех с двумя канавами для ремонта троллейбусов, к сожалению, недостроен и не используется по назначению.
Во время моего визита на маршруте работало две машины под № 010 (местный порядковый номер) и № 1116 (бывший бишкекский номер). В парке стоял ещё один действующий троллейбус с сохранившимся бишкекским № 1508. За въездными воротами валялись кузова от двух ранее работавших машин. Нехитрый ремонт делают сами водители прямо под открытым небом. Всего на предприятии трудится 8 человек: три водителя, два электромонтёра на подстанциях, охранник, главный бухгалтер и директор.
С 2010 года режим работы троллейбусов стал сезонным. Движение закрывают в конце мая – начале июня и вновь открывают в сентябре. Связано это с тем, что в летние месяцы пассажиропоток невелик, а школьники, основные клиенты местных троллейбусов, отдыхают на каникулах. В это же время персонал парка переквалифицируется в монтёров контактной сети, совершает осмотр и при необходимости ремонт проводов. Единственным конкурентом троллейбусу являются такси. Автобусов в Нарыне давно нет, а все таксисты берут за проезд фиксированную плату в размере 10 сом, против 3 на троллейбусе.
Для 35-тысячного Нарына появление иностранцев – событие. И это несмотря на то, что город является центром свободной экономической зоны. Местные жители с удивлением останавливаются и таращатся на чужеземцев. Многим даже невдомёк, что уже не один год в город к ним приезжают десятки гостей лишь для того, чтобы увидеть уникальный и очень красивый троллейбусный маршрут.