Мир автобусов: новинок не стало меньше
Качественная экспозиция выставки «Мир автобусов-2016»
В былые годы фестиваль «Мир автобусов» был своего рода культовым мероприятием, посетить который старался и каждый производитель, и каждый транспортник – первые везли свои перспективные модели, вторые ехали познакомиться с новинками. Получалось или нет – это уже другой вопрос, но всем было интересно и полезно, благо, программа фестиваля щедро разбавлена профильными конференциями. Однако начавшийся в прошлом году кризис, болезненно ударивший по автобусному рынку, отразился и на фестивале.
В первую очередь «отпали» те, кто не определился до конца со своими планами – прожектам в кризис не место. Затем отказались от экспозиций китайцы и корейцы – перевозчики оказались не готовы брать «китай» по цене «европы». И непрофильные шоу-кары покинули стены Автоколонны-1417. Что же осталось к 2016 году?!
Четыре направления
А осталась хоть и сжатая, но весьма качественная экспозиция, которую я бы разделил на четыре части в соответствии с предстоящей для автобусов задачей.
Первое направление – автобусы для туристских и междугородных перевозок. Когда-то эти красавцы задавали тон фестивалю, теперь же они лишь часть экспозиции – цены однако… Впрочем, и в этом году нашлось место подвигу, который совершила «Даймлер Камаз Рус», украсившая свой стенд красавцем Setra TopClass S 516 HDH в клубном исполнении. Итог: постоянный поток посетителей на стенде весь первый день выставки, и как следствие – попутное внимание к стоящему рядом Mercedes-Benz Intouro в комплектации, учитывающей пожелания российских перевозчиков.
Отмечу и газовый CRUISE на шасси Scania. Машина изготовлена по заказу компании «Газпромнефть» и предназначена для роли шаттла по доставке сотрудников компании из городов на перерабатывающие заводы. При таком раскладе багажное отделение автобусу не нужно, а вот 100-километровый вояж в комфортабельном лайнере – дополнительный позитив для рабочего персонала предприятия.
Второе направление – работа на городских и пригородных маршрутах. В этом сегменте выделились белорусы: МАЗ и МЗКТ. Первый представил вариант низкопольника МАЗ-203088 с двигателем Euro 6 и сенсорной панелью управления, а второй – старый добрый «Неман-5201» с перелицованным экстерьером и улучшенной передней панелью в кабине. Подобные машины работают в Белоруссии уже несколько лет, но их главный козырь – выносливость – для страны с неплохими дорогами всё менее актуален. Может, в нашей бескрайней России с её специфическими «трассами» ему найдётся достойное применение?
В третье направление я бы выделил «каркасники» на шасси IVECO. Тема, долгое время остававшаяся непривлекательной, вдруг заиграла новыми красками, и не в последнюю очередь благодаря активному интересу со стороны IVECO. Теперь сразу три компании демонстрировали свои модели на фестивале: «Инновационные технологии» (Foxbus), МЗКТ («Неман-420234») и «СТ Нижегородец» (семейство VSN).
И если белорусский вариант вот-вот ждёт замена на новую разработку, а Foxbus – всего лишь городская версия известных «междугородников» и «туристов», то творение «Нижегородца» – это прорыв. Судите сами: завод изучил сербский Fenix, внёс необходимые корректировки с учётом наших реалий, построил новый цех для изготовления «каркасника» и уже передал крупную партию VSN700 «Мосгортрансу». Зачёт? Безусловно!
Впрочем, не будем забывать и каркасный ГАЗ-A64R45. Машина, безусловно, менее вместительная и не обладает такой разнонаправленностью линейки, но конкурентом она является весьма серьёзным. К тому же в этот раз демонстрировалась заводская версия с двигателем на… пропане. Да-да, такие машины в реальном, а не придуманном Минтрансом мире, пожалуй, пользуются даже бóльшим спросом, чем «метановые» варианты.
Ну, и четвёртое направление – классические «фургонбусы». От былой россыпи разномастных «букашек» не осталось и следа, а полноценный стенд организовала только «СТ Нижегородец». 16-местный микроавтобус для пригородных перевозок на базе Ford Transit и междугородник на «метановом» шасси IVECO Daily дополняли экспозицию вышеупомянутых «каркасников». Кроме того, на стенде «Авилона» красовался Ford Transit, который «Нижегородец» укомплектовал всё для того же «Мосгортранса». Получилось неплохо – 18 кресел при общей пассажировместимости 22 человека. Запомнилось место водителя, по количеству дополнительных приборов типа рации, дисплея, камеры, маршрутоуказателя и т.п. ставшее напоминать, скорее, самолёт, чем классическую маршрутку.
А вот остальные бодибилдеры, по новым веяниям либо перестали посещать фестиваль вовсе, либо предоставили право показа компаниям, на базе чьих кузовов построены маршрутки. В этом году в данной номинации выступал «Луидор» – его продукция присутствовала одновременно на стенде ГАЗа, «Русбизнесавто» и компании «Авилон». И если Mercedes-Benz Classic – продукция уже известная, то линейка микроавтобусов на базе «ГАЗель NEXT» привлекла заслуженное внимание. Впрочем, до сих пор непонятно, будет ли ГАЗ самостоятельно собирать пассажирские версии или же, как и с «ГАЗель Бизнес», отдаст это на откуп «Луидору».
Лакмус
Традиционно в конце фестиваля были подведены итоги конкурса на звание лучший в «Мире автобусов». В 2016 году они выглядят так:
- номинация «Лучший микроавтобус»: «ГАЗель NEXT» компании «Коммерческие автомобили – Группа ГАЗ»;
- номинация «Лучший городской автобус»: МАЗ-206085 от ООО «АвтоМазВосток» (дилер МАЗ);
- номинация «Лучший междугородный туристический автобус»: Setra S 516 HDH, компания «Даймлер Камаз Рус»;
- номинация «Лучший стенд»: компания «Даймлер Камаз Рус».
У вас тоже дежавю? Бывает, но ничего не поделаешь – МАЗ опять увозит «городской» приз, а Setra «междугородный»…
Как видите, фестиваль жив, здоров и то, что планы на проведение выставки «Мир Автобусов-2017», кстати, уже 8-го по счёту, никто не отменял – яркое тому подтверждение. Возможно, он стал менее весёлым и бесшабашным, но на профессиональной стороне это, пожалуй, не особо и сказалось. Количество новинок не только не уменьшилось по сравнению с прошлым годом, а наоборот – выросло. То, что экспозиция «сжалась» по количеству демонстрируемой техники, тоже, как выяснилось, неплохо – меньшие площади проще обойти и можно сконцентрироваться только на новинках. Да и стало более понятно, кто готов пойти до конца в борьбе за перевозчика, что тоже немаловажно…