Шторм на мировом авторынке
Мировой автопром в 2015-м и в начале 2016 года
Минувший 2015 год характеризовался разнонаправленной динамикой сбыта коммерческих автомобилей по всему миру. Несмотря на новые точки роста, наступивший 2016-й особых улучшений в положение дел не принёс, зато выявил разбросанные по планете слабые звенья. На этом фоне по итогам I квартала в России наметились признаки долгожданной стабилизации. Иссякший было оптимизм бизнес-сообщества получил второе дыхание не только в РФ, но и в других странах.
ЛИКУЙ, ЕВРОПА!
Итоги 2015 года позволили европейцам открыть шампанское: рынок лёгких коммерческих автомобилей (LCV) в ЕС вырос на 11,6%. За 12 месяцев через сбытовую сеть прошло 1,7 млн ед. малотоннажников. Завершающий месяц сезона был отмечен ростом продаж к аналогичному периоду прошлого года на 13,5%, до 160,5 тыс. ед.
По сведениям Ассоциации европейских автопроизводителей (АСЕА), парк новых грузовиков полной массой более 3,5 т за минувший год получил в Европе прибавку 16,2% и достиг значения 325,7 тыс. ед. Сектор коммерческих автомобилей допустимой массой свыше 16 т продемонстрировал рост в 19,4%. За прошедший год в данном сегменте реализовано 260,1 тыс. ед. такой техники. Подъём показал пассажирский транспорт: рынок автобусов Евросоюза за 12 месяцев увеличился на 17,8%, до 39,8 тыс. ед.
Темпы роста внутри ЕС были неодинаковыми. Например, Испания сделала внушительный рывок на 20,9%, а Италия добилась роста в 15,8%. Годовой прирост авторынка во Франции отмечен значением 6,8%, в Великобритании он достиг 6,3%, а в Германии зафиксирован на отметке 5,6%. Плюсовые итоги других стран скромнее.
Безоговорочным лидером в сфере продаж новой техники в ЕС стала марка Volkswagen: в 2015 году покупателям отгружено без малого 3,4 млн автомобилей VW, на 6,1% больше. Второе место у концерна PSA: за 12 месяцев реализовано более 1,4 млн автомобилей Peugeot и Citroёn, что на 6,2% выше значений годичной давности. Третье место тоже за «французами»: Renault смог обменять на деньги более 1,3 млн ед. автомобильной техники (+9,2%).
Выпуск автомобилей в странах ЕС увеличился на 6,2% и достиг 15,9 млн ед.
НЕПЛОХОЕ НАЧАЛО 2016-го
Новый сезон начался на мажорной ноте. По данным АСЕА, рынок LCV в Европе в январе 2016-го прибавил в годовом исчислении 11%, достигнув отметки 130 тыс. ед. Более востребованными стали среднетоннажники. Продажи новых транспортных средств полной массой более 3,5 т в первый месяц года выросли на 19,1% и превысили 26,7 тыс. ед. Приятным сюрпризом стал подъём рынка тяжёлых грузовиков: продажи автомобилей полной массой свыше 16 т поднялись на 18,4%, до 22 тыс. ед. Практически на том же уровне остался спрос на пассажирский транспорт: сбыт снизился на 0,2%, заказчикам было отгружено 2,9 тыс. автобусов.
Ещё внушительнее рост продаж коммерческого автотранспорта оказался в феврале 2016-го. На просторах Евросоюза покупателям было передано 160 тыс. новых коммерческих автомобилей, на 17,8% больше, чем в феврале 2015-го. Класс LCV в годовом сравнении вырос на 16,9%: было продано 131,8 тыс. ед. Реализация среднетоннажников показала прирост в 23,4%, до уровня 26 тыс. ед. Сбыт грузовиков полной массой до 16 т поднялся на 22,2%, до отметки 21 тыс. ед. Даже поставки автобусов набрали обороты к февралю 2015 года на 10,5%, до 2,3 тыс. ед.
Аналитики отметили: к марту сбыт коммерческого автотранспорта ЕС рос уже 14 месяцев подряд. И здесь появились свои фавориты. Локомотивом февраля стала Италия: продажи поднялись на невероятные 30,4%. Испания прибавила 17,6%, Германия усилила позиции на 16,2%, Франция добавила 13,9%. По итогам двух месяцев весь рынок достиг 320,8 тыс. ед. (+15,4%). Максимальную динамику роста за январь–февраль показала Италия (+27,1%), на втором месте Испания (+19,1%), на третьем Германия (+13,9%), а догоняла первую тройку Франция с результатом +12,8%.
Суммарные продажи новых LCV в январе–феврале 2016 года составили 262,7 тыс. ед. (+14,4%). Клиентам было передано 52,9 тыс. ед. новых грузовиков среднего тоннажа, что эквивалентно росту в 22%. В тяжёлом классе отгрузки перевозчикам вышли на уровень 43,4 тыс. ед. (+21,8%). Автобусный рынок Европы за первые два месяца года прибавил 5,4% и вышел на 5,2 тыс. ед. Если в феврале совокупные продажи превысили 1,9 млн новых автомобилей (+14,3%), то за первые два месяца авторынок ЕС вырос на 10,1% и составил 2,1 млн ед.
ГЕРМАНИЯ — ФАВОРИТ
Бесспорный локомотив экономики ЕС – Германия – лидирует и по объёму продаж новых автомобилей. В 2015 году ёмкость немецкого авторынка относительно 2014 года выросла на 5,6%. За скромной цифрой динамики сбыта стоят внушительные поставки: свыше 3,2 млн ед. Этот показатель обеспечили не только легковые автомобили. Реализация новых грузовиков выросла на 6,5%, а автобусов – на 8,6%.
В сезоне-2016 продажи новых автомобилей в Германии снова растут. В январе положительная динамика составила 3,3%, в феврале 12,1%, а по итогам двух месяцев – 7,8% при объёме 468,7 тыс. ед. В марте отгрузки автомобилей без пробега превысили 323 тыс. ед., что соответствует показателю прошлого года. По итогам I квартала немецкий авторынок вырос на 4%, до 791,5 тыс. ед.
Но не всё так гладко, как кажется на первый взгляд. В марте 2016-го автозаводы Германии изготовили 516 тыс. автомобилей (–7% к марту 2015-го). Объёмы экспортных поставок в годовом сравнении сократились на 8%, до 196,3 тыс. ед. После мартовского спада авторынок Германии показал прирост продаж на 8,4%, до 316 тыс. ед. По итогам четырёх месяцев было реализовано свыше 1,1 млн новых авто, что выше прошлогоднего результата января–апреля на 5,6%.
АНГЛИЯ НЕ СПЕШИТ
В 2015 году Великобритания установила абсолютный рекорд продаж: более 2,6 млн новых автомобилей (+6,3%). Ёмкость британского авторынка растёт четвёртый год подряд. Предыдущий пик потребительского спроса датирован 2003 годом, когда было реализовано 5,6 млн ед. Результат 2015 года позволил Великобритании занять второе место в рейтинге европейских авторынков после Германии.
Новый сезон Британские острова начали в «плюсе». В феврале сбыт новых автомобилей отмечен значением 83,4 тыс. ед. (+8,4%), а за первые два месяца рынок прибавил 4,7% и вышел на уровень продаж 253 тыс. ед. Реализация автомобильной техники с бензиновыми моторами выросла на 10,7%, а с дизельными – на 5,6%.
Сезон-2016 отмечен и увеличением производства. В феврале оно достигло 147 тыс. ед., что на 13,1% выше значений годичной давности. Выпуск автомобильной техники для внутреннего рынка увеличен до 42 тыс. ед. (+24,4%), а на экспорт – до 104,8 тыс. ед. (+9,1%). За два первых месяца клеймо «Made in GB» получили 284,5 тыс. новых автомобилей, на 10,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Динамика продаж коммерческого транспорта была менее впечатляющей. В марте продажи новых автомобилей увеличились на 5,3%, до 518,7 тыс. ед. Сопоставимой стала динамика сбыта и по итогам I квартала: 771,8 тыс. ед., или 5,1%.
ФРАНЦИЯ РАСТЁТ
По итогам 2015 года Франция показала рост продаж на 6,8%. На родине «Интернационала» реализовано 1,9 млн автомобилей: лучший результат сбыта после 2009 года. При этом под занавес минувшего сезона ёмкость французского рынка выросла на 12,5%.
В 2016 году Франция продолжила наращивать объёмы сбыта. В феврале отгрузка легковых и коммерческих автомобилей почти достигла 200 тыс. ед., что на 13% выше показателей того же периода прошлого года. Реализация LCV поднялась до 33,2 тыс. ед. (+12,9%), а сбыт грузовиков вырос до 3,5 тыс. ед. (+23,3%). В марте объёмы реализации продукции местных автопроизводителей выросли на 11,8% и составили 85,5 тыс. ед. Сегмент LCV в апреле вырос на 7,9%, до 36 тыс. ед., а за четыре месяца – на 9%, до 135,9 тыс. ед.
ИТАЛИЯ ИДЁТ В ГОРУ
Полный порядок с продажами автомобилей и на рынке Италии. За минувший год на Апеннинском полуострове реализовано 1,57 млн новых автомобилей, что на 15,8% или почти на 200 тыс. ед. больше, чем 12 месяцами ранее. В структуре продаж-2015 итальянские бренды (правда, в основном по легковым автомобилям) составили 448,1 тыс. ед. и выросли на 18,2%. Доля техники итальянского производства поднялась до 28,4% (+0,6%).
Нынешний год снова даёт повод для оптимизма. За январь продажи новых автомобилей в Италии выросли на 17,4%. В марте 2016-го рынок опять набрал 17,4% и достиг объёма реализации 190,4 тыс. новых авто. Итоги I квартала отразили ещё более уверенный рост: 20,8%, или 519,1 тыс. ед. За первые четыре месяца было продано 687 тыс. ед. техники, что на 18,6% выше объёмов аналогичного периода 2015 года.
ИСПАНИЯ В ТРЕНДЕ
По итогам 2015 года отгрузка новых автомобилей в Испании выросла на 20,9%. Погоду в увеличении ёмкости рынка сделали легковые автомобили и LCV, и этот тренд сохранился в начале текущего года.
В январе 2016-го авторынок Испании продемонстрировал рост 12,1%: было продано свыше 97,6 тыс. легковых авто. По итогам первых двух месяцев цифра была скорректирована на 12,4%, до уровня 174 тыс. ед. Лидерами сбыта стали немецкие марки Opel и Volkswagen и французские Peugeot и Citroёn. В рост пошло и производство. Темпы сборки автомобилей на заводах Испании в феврале повысились на 13,2%, до 279,5 тыс. ед., включая 50 тыс. ед. коммерческого автотранспорта. Производство LCV, грузовиков и автобусов выросло на 8%, а объём поднялся до 91,5 тыс. ед. За январь–февраль прирост производства составил 7,6%, показатели достигли 497,9 тыс. ед.
Но в марте 2016 года продажи автомобилей с иголочки упали на 0,7%, до 111,5 тыс. ед. Солидный запас положительной динамики начала года позволил сохранить «плюс» и по итогам I квартала: сбыт вырос на 6,9% и составил 285,5 тыс. ед., а это лучший показатель с 2010 года.
ИНДИЯ, КОРЕЯ, ЯПОНИЯ
За пределами Европы тоже есть островки благополучия. Например, в Индии продажи новых автомобилей в 2015 году выросли на 9,8% и перемахнули отметку 2 млн ед. Годом ранее местный авторынок поднялся на 2,5%, а в 2013-м уходил вниз на 9,9%.
Хорошие результаты на индийском рынке специалисты связывают с ростом покупательской активности, снижением цен на моторное топливо и выводом в торговую сеть новых моделей грузовиков и автобусов. Согласно данным ассоциации автопроизводителей Индии, в прошлом году продажи новых коммерческих автомобилей выросли на 7,6% и достигли 652,6 тыс. ед. В 2016 году продажи снова оказались «в плюсе», хотя и с меньшим процентным ростом.
Ёмкость корейского авторынка за прошлый год увеличилась на 10,3%, до 1,83 млн ед., а в мировом пироге это примерно 2%. При этом по объёмам выпуска автомобильной техники (в 2015 году – 4,56 млн ед.) Южная Корея входит в пятёрку мировых лидеров вслед за Китаем, США, Японией и Германией.
В отличие от ряда стран с положительной динамикой продаж 2016 года Япония ушла в «минус» второй месяц подряд. В январе темпы производства LCV, грузовиков и автобусов по отношению к январю 2015 года сократились на 5,8% или почти на 45 тыс. ед., до 732,9 тыс. ед. Традиционно сильный сегмент производства грузовых автомобилей в январе ушёл вниз на 14,8%, до 93,9 тыс. ед. Выпуск автобусов растаял на 3,8% и установился на уровне 10,2 тыс. ед. Спад экспортных поставок коммерческого транспорта к январю 2015-го составил 1,8%.
В феврале падение японского рынка продолжилось и достигло 6,4%. Из проданных 275,2 тыс. новых автомобилей на LCV, грузовики и автобусы пришлось 35,7 тыс. ед. В марте долгожданная стабилизация не наступила: ёмкость рынка сократилась на 8,6%, и I квартал был закончен в «минусе». Только в апреле 2016-го рынок страны Восходящего солнца снова пошёл в рост, на этот раз с учётом всех сегментов на скромные 1,65%, до 324,8 тыс. ед.
КИТАЙ – ЭТО СИЛА!
Безоговорочным лидером на мировой арене остаётся авторынок Китая. В минувшем году здесь было продано 26,8% от всех новых автомобилей. За 2015 год на территории страны реализовано 24,6 млн транспортных средств, что на 4,7% меньше значений годичной давности. За этот же период экспортные поставки из КНР сократились на 20%...
Показатель продаж стал самым низким за последние три года. Например, в 2013 году китайский авторынок вырос на 14%, а в 2014-м – на 6,9%. По заключению аналитиков, в 2016 году авторынок Китая может прибавить 6% и выйти на уровень 26 млн ед., включая 3,2 млн ед. коммерческого автотранспорта. Правда, основной вклад в улучшение динамики должен внести легковой сектор: ожидается рост сбыта до 22,8 млн ед. (+7,8%).
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
В 2015 году сбыт новых автомобилей в Канаде достиг 1,9 млн ед. Относительно 2014 года показатели выросли на 2,54% и стали рекордными для местного рынка. Самым популярным стал пикап Ford F-Series: его продажи превысили 118,8 тыс. ед. На втором месте по объёмам сбыта пикап Dodge Ram, разошедшийся в количестве 91,2 тыс. ед.
Все предприятия Северной Америки выпустили 17,65 млн легковых автомобилей, что на 3,3% выше. Львиная доля пришлась на США: здесь изготовили 11,9 млн ед. (+3,8%). Мексика произвела 3,47 млн ТС (+7,9%), а вот Канада сбавила темпы до 2,28 млн ед. (–5,5%).
За 2015 год сбыт новых автомобилей в США достиг 17,5 млн ед., что на 5,6% выше и является лучшим результатом с 2000 года. По данным агентства WardsAuto, в январе 2016 года автозаводы Северной Америки увеличили производство LCV на 6,5%. В Канаде выпуск легковых машин поднялся на 11,6%, в США вырос на 1,2%, в Мексике прибавка составила скромные 0,5%. В феврале 2016-го продажи в США выросли на 6,8%, а марте – на 3,1%. Прирост по итогам I квартала составил 3,3%, а ёмкость рынка увеличилась до 4,09 млн ед.
В ЗНОЙНОЙ БРАЗИЛИИ
Настоящий стресс для рынка Бразилии принесло начало 2016 года. За первый месяц продажи новых автомобилей провалились на 38,6%, до 149,7 тыс. ед. В феврале спад продаж уменьшился до 146,8 тыс. ед. (–21%). За два стартовых месяца бразильский авторынок съёжился на 31,3%, до 302 тыс. ед.
Прослойка LCV в феврале сократилась на 20,6%, достигнув уровня сбыта 142,2 тыс. ед. За два месяца продажи лёгкого коммерческого автотранспорта в годовом сравнении ужались на 31% и составили 292 тыс. ед. Февральский сбыт грузовиков растерял 25,3% былых значений и установился на уровне 3,8 тыс. ед. По итогам января–февраля грузовой сегмент просел на 35,5%, до 8,3 тыс. ед. Не осталась в стороне и автобусная ниша: в феврале 2016 года она уменьшилась на 54,2%, до 0,7 тыс. ед., а по результатам двух месяцев просела на 49,1% (продано 1,7 тыс. ед.).
Март 2016-го не вывел из штопора. Сбыт упал на 23,6% и составил 179,2 тыс. ед. По итогам I квартала падение составило 28,6%, до 481,3 тыс. ед. В «минус» ушли все сегменты. Только в марте по LCV не досчитались 23,4% прежних значений (продано 173,4 тыс. ед.). Сбыт грузовиков просел на 25,4% (продано 4,8 тыс. ед.), а в январе–марте – на 32,1% (отгружено 13,1 тыс. ед.). Поставки новых автобусов в марте (менее 1 тыс. ед.) снизились на 45,3%, а за I квартал (2,7 тыс. ед.) просели на 47,8%. В апреле продажи просели на 25,5%, до 157,6 тыс. ед., и по итогам первых четырёх месяцев падение вылилось в 27,6%: было продано 622,6 тыс. автомобилей.
Вялый рыночный спрос повлиял и на производство. В марте автозаводы Бразилии выпустили 195,3 тыс. ед. техники, что на 23,7% меньше значений годичной давности. Квартальный спад объёмов изготовления легковых машин, LCV и грузовиков вылился в 27,8%: всего было собрано 482,3 тыс. ед. И что-то подсказывает, что это падение дна так и не достигло...
КАЗАХСТАН В «МИНУСЕ»
Крутое пике было характерно для продаж в Казахстане ещё на финише прошлого года. В декабре 2015-го сбыт новых автомобилей скатился до 7,2 тыс. ед., что на 58,7% меньше значений декабря 2014-го, когда новых владельцев обрели 17,5 тыс. транспортных средств. Продажи техники российских марок упали на 65,8%, до 1,5 тыс. ед. Сбыт новых иномарок сократился на 56,4%, до 5,7 тыс. ед.
По итогам января 2016 года здесь удалось реализовать 3,3 тыс. новых легковых автомобилей, что на 76,3% меньше объёмов сбыта за январь 2015-го – 14 тыс. ед. Продажи иномарок ушли в «минус» на 72,3%, до 2,8 тыс. ед. Поставки российских автомобилей обрушились на 86,8%, до 0,5 тыс. ед. Бывший лидер ВАЗ и шедшая второй Toyota поменялись местами, а на третью строчку поднялся Renault. Таких рокировок по ходу сезона не только в Казахстане будет видимо-невидимо до тех пор, пока рынки ряда стран не перестанет «штормить»...
ТИХАЯ ГАВАНЬ УКРАИНЫ
По данным ассоциации «Укравтопром», в январе 2016 года украинские заводы выпустили 293 автотранспортных средства, что на 17% ниже прошлогоднего января. Из них коммерческих автомобилей 64 шт. (–41,3%), причём все производства АвтоКрАЗ, а также 5 автобусов «БОГДАН» (–73,7% к январю 2015 г.).
Всего в 2015 году на Украине выпущено 8244 автотранспортных средства, что на 71,3% ниже результата предыдущего года. В том числе коммерческих автомобилей – 1716 шт. (–11,2% к 2014 году), автобусов – 874 шт. (–0,5% к 2014 году).
Марка | 2015 г., ед. | Динамика к 2014 г. |
Январь 2016 г., ед. | Динамика к январю 2015 г. |
---|---|---|---|---|
ГРУЗОВЫЕ, в т.ч. | 1741 | –9,9% | 64 | –41,3% |
ЗАЗ | 229 | –27,8% | 0 | – |
КрАЗ | 1404 | +0,9% | 64 | –22,9% |
«Богдан» | 6 | –95,1% | 0 | – |
«Эталон» БАЗ | 2 | – | 0 | – |
«Эталон» ЧАЗ | 45 | +181,3% | 0 | – |
Черкасский автобус | 58 | –34,8% | 0 | – |
АВТОБУСЫ, в т.ч. | 897 | +2,2% | 5 | –73,7% |
ЗАЗ | 84 | +171% | 0 | – |
«Богдан» | 54 | –15,6% | 5 | +66,7% |
«Эталон» БАЗ | 1 | –99,1% | 0 | – |
«Эталон» ЧАЗ | 254 | –37,3% | 0 | – |
Часовоярский автобус | 174 | +3% | 0 | – |
Черкасский автобус | 330 | +3,4% | 0 | – |
В сегменте коммерческих автомобилей лидирует КрАЗ – 1401 авто. Среди автобусных производителей наибольший показатель у завода «Черкасский автобус» – 330 ед.
Январский результат первичного рынка на Украине составил 1767 продаж коммерческого автотранспорта, что на 13% ниже прошлогоднего января. Из них первичные продажи ввезённых в страну грузовых автомобилей с пробегом снизились до 34% к январю предыдущего года до 1102 ед. При этом реализация новых грузовиков выросла на 66%, до 451 шт. Несмотря на динамичный рост, небольшая доля в первичных продажах нового транспорта (29%) сделала общий тренд негативным.
В 2015 году на Украине было зарегистрировано немногим более 900 новых грузовиков, в том числе 294 МАЗа, что больше на 43,4%. Под номером два – Scania с результатом 137 проданных грузовиков. На третьей позиции MAN – 85 машин. КрАЗ в рейтинге «Укравтопрома» на четвёртом месте, несмотря на то, что на Украине осталось 60% из 1400 выпущенных в 2015 году автомобилей – первичные регистрации новых КрАЗов – 76 ед. У Volvo и DAF почти равные результаты – 53 и 52 грузовика. Немногим менее зарегистрировано новых КАМАЗов – 48 ед., несмотря на то, что эти грузовики официально в страну не поставляются с 2014 года.
Автобусный рынок в январе вырос почти в 2,5 раза, до 214 шт. Увеличение было во всех сегментах: и новой техники (+143%), и среди бывшего в эксплуатации импорта (+138%). При этом количество продаж в обоих сегментах было одинаковым – по 107 шт. На первичном рынке б/у автобусов на марку Mercedes-Benz в январе пришлось 57%, или 61 шт.
Марка нового автобуса | Январь 2015 г. | Январь 2016 г. | Динамика, % |
---|---|---|---|
ATAMAN | 3 | 50 | +1566,7 |
PAZ | 1 | 27 | +2600,0 |
RUTA | 7 | 11 | +57,1 |
BOGDAN | 9 | 6 | –33,3 |
I-VAN | – | 5 | + |
ETALON | 4 | 3 | –25,0 |
GAZ | 3 | 2 | –33,3 |
MAZ | 8 | 1 | –87,5 |
MERCEDES-BENZ | 1 | 1 | +0,0 |
UAZ | 1 | 1 | +0,0 |
Другие | 7 | 0 | –100,0 |
ВСЕГО | 44 | 107 | +143,2 |
В декабре этот сегмент составил 184 шт., что на 84% больше результата ноября и вдвое выше показателя декабря 2014 года. Б/у автобусы в декабре заняли 68% рынка.
Первичный рынок б/у автобусов Украины вырос на 37%, до 953 шт. Большую часть продаж традиционно заняли автобусы Mercedes-Benz – 557 шт. (+47%).