<<< Назад
В зале союзнических сил можно рассмотреть самый, пожалуй, маленький бронеавтомобиль – британский Daimler Dingo. Его длина всего 3,18 м, а масса 3 т. В экипаже двое. Небольшие размеры позволили защитить Dingo мощной бронёй (лоб – 30 мм), обойдясь слабым мотором (55 л.с.). Особенность конструкции – преселективная коробка передач с гидромуфтой. Все колёса ведущие и управляемые. С 1940 г. выпущено 6626 машин пяти серий

Стальная гвардия Сомюра
Le Musée des Blindés de Saumur, музей бронетехники в г. Сомюр (Франция)

Денис Орлов. Фото автора и www.gallica.bnf

Его называют танковым музеем. Но это не танковый музей! В ангарах Сомюра собрано немало армейских вездеходов, тягачей и других транспортных средств. Дело даже не в этом. Просто танк по-французски будет не tank, а char, т.е. …телега, повозка! Прежде добавляли: char blindé («бронированная телега») или char de combat («боевая телега»). Но по мере исчезновения с дорог телег, повозок и другого гужевого транспорта необходимость в поясняющем слове отпала. Смело говорите: «Char!», и французы поймут, что речь о танках. Но и это слово в названии музея отсутствует: это просто Le Musée des Blindés de Saumur, музей бронетехники Сомюра.

Возможно, при выборе названия основателей музея остановило забавное просторечие être blindé comme un char – быть в стельку пьяным. Вошедшее в нашу речь английское слово tank ничуть не лучше французского «шар». Журнал «Нива», поместив изображение первого танка, перевёл «тэнк» как «лохань». «Новый бронированный английский автомобиль», добавил корреспондент. Действительно, а как ещё объяснить? Совершенно новый вид техники!

Жан Батист Эжен Этьен (1860–1936 гг.) известен как Le Père des chars («Отец танков»). Артиллерист Этьен выступал сторонником таких новшеств, как телефон, аэроплан, танк. Доверительные отношения полковника Этьена с главнокомандующим Жоффром позволили быстро развернуть производство французских танков. После Первой мировой войны именно генерал Этьен поддержал Андре Ситроена в его знаменитых трансафриканском и трансазиатском пробегах на полугусеничных вездеходах

Французы в полной мере заслужили подобный музей. Впервые в истории они применили танки массированно. Произошло это 16 апреля 1917 года под местечком Шмен-де-Дам. Да, из 132 «шаров» 76 немцы уничтожили. В процентном отношении сопоставимо с потерями советских танков на Курской дуге! Однако результат не разочаровал французов: за полгода до этого у англичан из 49 танков в атаку при Сомме пошли всего 18, остальные поломались или застряли. Так что успех был налицо. К слову, ещё неизвестно, кто первым выдвинул доктрину применения танков – немец Гейнц Гудериан или французский «отец танков» Жан Этьен. О Гудериане все слышали, а вот об Этьене… «Господа, победа в начавшейся войне достанется тому, кто сумеет установить 75-мм пушку на транспортное средство, способное пройти по любому полю», – заявил он в 1914 году.

Ночью в этом музее и страшно, и интересно. Под покровом тьмы оживают призраки прошлого. Всполохи ожесточённых битв, боль утрат, отчаяние проигравших и торжество победителей. Представляешь, как стальные исполины общаются друг с другом, тихонько покачивая стволами и лязгая механизмами. Мистика? Жизнь на самом деле ещё теплится в них – примерно четверть из 800 единиц хранения Musée des Blindés de Saumur поддерживаются на ходу. Даже днём, вдруг оставшись посреди зала в одиночестве, нет-нет, а обернёшься на какой-то непонятный звук.

Первый французский танк Schneider CA1 оснащён разнесённой защитой. Наружные листы-экраны отстоят от внутренних на 40 мм. Пробивая внешний лист, пуля разрушалась или теряла устойчивость. И ударяла по второму листу плашмя. Знаменитая оборонная компания Schneider et Cie построила CA1 на шасси трактора фирмы Holt, известной сегодня как Caterpillar. Его скорость – всего 7,5 км/ч. Быстрее и не требовалось: иначе не поспевала пехота. Вооружён 75-мм пушкой и тремя 8-мм пулемётами

Музей – место для наблюдений. Удивительно, насколько далеко смотрел конструктор первого французского танка Эжен Брийе! Его Schneider CA1 (Char d’Assault 1, «Танк прорыва, первый»), построенный на шасси гусеничного трактора американской компании Holt, сродни нынешним «Леклеркам», «Челленджерам» и «Леопардам»: угловатый, громоздкий и в целом больше напоминает железный ангар, нежели грозную боевую машину… В нём впервые применено разнесённое бронирование, как у всей современной бронетехники. Черчилль считал, что генералы всегда готовятся к прошлой войне… Как проявят себя нынешние танки в условиях реальных сражений? В поисках ответа инженеры и офицеры идут в музеи. Не случайно Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке соседствует с 38 НИИ Минобороны России, известнейшие танковые музеи возникли при Абердинском полигоне в США, рядом с Бовингтон-кэмп в Великобритании и у танковой школы в Мюнцере, в ФРГ. Сомюр в этом ряду. Здесь расположена École d’application de l’arme blindée et cavalerie  (EAABC) – Высшая школа бронетанковых войск и кавалерии. На её основе в 1965 году министерство обороны решило создать Центр документации по бронированной технике. Из него вырос музей. Инициатором создания выступил полковник Мишель Обри, «Гаврош» ХХ века. Ему было 18, когда в августе 1944 года напротив парижской мэрии он поджёг германскую «пантеру». С тех пор паренёк влюбился в танки. Музей открылся в июле 1978 года. А 20 апреля 1994-го экспозицию перевели в теперешние помещения общей площадью 30 000 м2: 15 залов, запасники, мастерские…

Один из распространённых грузовозов Первой мировой войны – 3-тонный Renault EP. Поставлялся и в Русскую армию. Обут в массивные шины-бандажи («грузоленты»). Перевозит бронемодуль. С помощью таких машин быстро создавали линии обороны. О применении автомобилей в ПМВ свидетельствует такой факт: в битве при Вердене по так называемому «Священному пути» французские войска снабжало более 8000 грузовозов, тогда как ещё в августе 1914 в армии Четвёртой республики всего 170 автомобилей

Прежде чем начать экскурсию, расскажу ещё одну историю о полковнике Обри. Подбитые при освобождении Парижа «пантеры» выставили у входа в музей армии. А в сентябре 1974 года к ним присоединился новенький, с хранения, советский Т-34-85. Такой подарок в канун празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне преподнёс президенту Жискар д’Эстену генсек Л.И. Брежнев. В Париж его доставил сам маршал Гречко. 3 декабря 1974 года, в ночь перед официальным визитом Брежнева во Францию, студенты-леваки забросали «тридцатьчетвёрку» бутылками с бензином. Маршрут кортежа советского лидера пришлось срочно менять. А затем пробил час полковника Обри. По его приказу 15 октября 1975 года все три танка погрузили на прицепы и тихо отвезли в Сомюр, подальше от политики.

Санитарный автомобиль GMC M16 AA s to. Американцы вступили в Первую мировую в лучших традициях, «под занавес», 6 апреля 1917 г. Вместе с экспедиционным корпусом в Европе оказалось немало таких машин со стандартным кузовом Babcock, рассчитанным на четверо носилок или 8 сидящих раненых
Полугусеничный тягач SOMUA SCG-5. SOMUA – акроним «Общества по разработке и изготовлению артиллерийских орудий» (Société d’Outillage Mécanique et d’Usinage d’Artillerie). В 1932 г. «полугуси» Somua закупили для Красной Армии, попытались скопировать. Однако сама концепция себя не оправдала. С 1934 г. выпустили 345 таких тягачей. Их использовали и немцы, дав обозначение Zugkraftwagen S 307 (f)
Lorraine Type 72 не случайно поразительно похож на Tatra: завод в Аржантёе (департамент Сена и Луара) выпускал этот и другие машины по чехословацкой лицензии. А кроме того, строил танки и самоходные установки. Полуторка Type 72 унаследовала от Tatra горизонтально-оппозитный 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, хребтовую трубчатую раму и независимую заднюю подвеску с качающимися полуосями
Laffly S15R – один из самых необычных автомобилей в мире: привод 6х6, бортовая трансмиссия, независимая подвеска задних осей, колёсные редукторы. Дополнительные катки помогают переезжать через неровности. Буква R в индексе обозначала véhicule de reconnaissance, разведывательный автомобиль. Буква Т – tracteur d’artillerie léger, лёгкий артиллерийский тягач. Выпуск был ничтожным (модель S15R – 550 машин)
Броневик Panhard 178, он же AMD 35P, что означало дословно «самоходный разведывательный пулемёт образца 1935 года на шасси Panhard» (auto mitrailleuse de découverte modèle 1935 Panhard). Вооружён полуавтоматической 25-мм пушкой, за характерный звук прозванной «Пан-пан». Понравился немцам, они поставили его на вооружение как Panzerspähwagen P204 (f). На 22 июня 1941 г. у немцев было 190 «пан-панов», из которых до конца года они потеряли 107
Танкетка Renault UE – самая, пожалуй, бессмысленная бронемашина Второй мировой войны. Французы классифицировали её как Chenilette («Гусеничка»). При боевой массе 3,3 т могла перевозить всего двух членов экипажа и 400 кг груза в гусеничном же прицепе. Вооружения – никакого. С 1940 года построили 6000 штук. Компания Renault выпускала и грозные боевые машины, такие как двухорудийный танк B1 (на заднем плане справа)
Советский танк КВ-1. Летом 1941 г. немцы захватили немало КВ в исправном состоянии. И чтобы учить новобранцев бороться с удивительными по защищённости машинами, их отправили на полигоны. С одного из таких, в Мюнцингене, французы и изъяли этот КВ-1 после войны. В пояснительной табличке к экспонату танк из Климента стал Климантием Ворошиловым
Полугусеничный тягач Leichter Zugkraftwagen 3 t (Sd. Kfz. 11) выпускали несколько германских предприятий, а также заводы Delahaye и Delage в Париже. Французы построили около 1000 штук. Германская армия  использовала около 60 000 полугусеничных тягачей разных типов, разделяя их по усилию на буксирном крюке. Эти машины оказались тупиковой ветвью эволюции, но ушли со сцены непобеждёнными
Германская техника времён Второй мировой войны представлена в Сомюре весьма полно. Вот, например, самоходная артиллерийская установка Sd. Kfz 139 Marder на чехословацком танковом шасси Pz Kpfw 38 (t) с советской дивизионной 76,2-мм пушкой Ф-22. С апреля по октябрь 1942 г. немцы выпустили 344 таких «гибрида». Русские снаряды могли пробивать броню советских Т-34 и КВ-1, в отличие от немецких схожего калибра
Вездеход-амфибия Trippelwagen SG6 конструкции Ганса Триппеля с июля 1940 г. выпускал завод Этторе Бугатти в эльзасском Молеме (этот город немцы называли на свой лад – Мольсхайм). Построено около 1000 таких вездеходов с 2,5-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем Opel мощностью 55 л.с. Отсидев после войны три года во французской «шарашке», затем Ганс Триппель создаст знаменитую амфибию Amphicar
Армия свободной Франции получала американскую технику. Этот GMC CCKW-353 был превращён в PC (poste de commandement) – передвижной командный пункт для командира 2-й бронетанковой дивизии генерала Филиппа де Отклока, известного под псевдонимом Леклерк («Служака»). Сослуживцы постарались создать начальнику хоть какой-то уют. В этом грузовике генерал проехал от озера Чад до Страсбурга
Самоходный 150-мм реактивный миномёт Sd.Kfz. 4/1 на шасси полугусеничного грузовика Opel Blitz 3,6-36S/SMM Maultier («Мул»). Это было весьма эффективное оружие. В отличие от «катюш» в полёте снаряды стабилизировались вращением и били точно в цель. Расположение катков не шахматное, как у большинства германских полугусеничных машин, а в ряд (тележка типа «Карден-Ллойд»). С 1943 г. построено 300 пусковых установок и 290 транспортных машин. Редкий экспонат
Уникальный экспонат – Hf2, schwere Heeresfeldwagen, тяжёлый конный войсковой фургон. Грузоподъёмность – 1000 кг. Что бы ни говорили о моторизации германской армии, а основные перевозки выполнял гужевой транспорт. В пехотной дивизии вермахта численностью 17 200 человек имелось 5375 лошадей. И такие повозки делали до 1945 г. А уцелела только эта
Тягач (а, по сути, дорожный трактор) Hanomag ST 100W выпускали c 1940 по 1944 г. Сначала носил индекс SS 100 (от Straßenschlepper, уличный трактор), но, поскольку такой аббревиатурой пользовались охранные отряды СС, одну букву заменили. Мог тянуть за собой прицеп массой до 20 т. Использовался в качестве инженерного и аэродромного – в том числе перевозил ракеты V2 к стартовым площадкам. После войны – любимый тягач всех цирков
Тяжёлый танк Königstiger, «Королевский тигр». С 1944 г. немцы успели построить 485 таких машин. Официальное обозначение Pz.Kpfw. VI Ausf.B Tiger II. Боевая масса 68 т. Один из захваченных танков испытали в НИИБТ в Кубинке и установили, что он расходует 971 л бензина на 100 км. Таким образом, штатного 860-литрового бака ему хватало всего на 80 км. Из восьми дошедших до наших дней Königstiger этот экземпляр – единственный на ходу
Бронеавтомобиль Marmon-Herrington SARC Mk IV – подтверждение масштабов Второй мировой войны. Он разработан и строился с 1943 г. в… Южно-Африканском Союзе (это королевство существовало с 1910 по 1961 г.), в Йоханессбурге. Сделано 2116 штук. На башне с 40-мм пушкой символ сражающейся Франции – Лотарингский крест – соединён с красной звездой. За Францию воевало немало коммунистов
Первый французский послевоенный танк ARL-44 создавался втайне от оккупантов. За аббревиатурой скрывается название конструкторского бюро Ateliers de construction de Rueil, 44 – год разработки. Несмотря на то, что ARL-44 оставался наиболее защищённой (лоб – 120 мм) боевой машиной до появления современного танка Leclerc, в целом получился неудачным. Построили всего 60 машин. До наших дней дошло три образца
Бронированная разведывательная машина Panhard EBR 75 с дополнительными опускными колёсами двух средних осей. Двигатель – горизонтально-оппозитный 12-цилиндровый, трансмиссия – бортовая, кузов  полностью симметричный. На вооружении с 1951 по 1985 г. Водитель гусар Картерэ из 4-го гусарского полка на данном экземпляре 12 ноября 1970 г. вёз гроб с телом Шарля де Голля на кладбище в Коломбэ-ле-Дёз-Эглиз
Дрезина Dodge WC51 Rail-Route выпуска 1960 г. Эксплуатировалась на железной дороге под Палестро в Алжире. Подобные конверсии выпускала компания Veraro Constructeur с начала 1950-х. Построила 64 экземпляра, из которых 50 поступили в армию
Marmon Blindé MH 601 – полицейский бронетранспортёр для Индонезии на шасси армейской полноприводной полуторки SUMB MH 600 Marmon (аналог ГАЗ-66), совместной разработки SIMCA, UNIC, Marmon, Bocquet. Всего с 1964 по 1973 г. выпущено свыше 15 000 полуторок, а полицейский броневик 1963 г. так и остался прототипом
Бразильский броневик «Каскавел» ЕЕ-9 Mk II производства государственной компании вооружений Engenheiros especializados S.A. («Энжеса»), 1974 г. Все колёса ведущие. Лобовая броня – 19 мм. Вооружён пушкой калибра 90 мм и двумя 7,62-мм пулемётами. Хотя Каскавел – город и округ в Бразилии, скорее всего броневик назван в честь Crotalus durissus, единственной гремучей змеи в Южной Америке. Состоит на вооружении 20 стран
Чехословацкий бронетранспортёр OT-64 (Obrněný Transportér образца 1964 г.) создан совместно чешской Tatra и польской FCS (в Польше БТР известен как SKOT) на узлах Tatra-813. В отличие от советского БТР-60 рассчитан на проезд по узким европейским тоннелям: его ширина ОТ-64 – 2550 мм против 2906 мм у БТР-60. ОТ-64 опередил время – по его схеме впоследствии сделано несколько европейских БТР
Реактивная система залпового огня RM-70 (raketomet vzor образца 1970 г.) на шасси Tatra-813. От аналогичной БМ-21 «Град» на шасси «Урал-375» отличается дополнительным возимым запасом 122-мм выстрелов и бронекабиной. Разработана в Чехословакии, выпускалась с 1971 г. на предприятии в словацком городе Дубница-над-Вахом. Поступала в армии ГДР, ПНР, ЧССР, Финляндии, Зимбабве, Индонезии и других стран
Военные всего мира страстно увлечены аббревиатурами. Название VAB VADAR (прототип, 1978 г.) расшифровывается  как véhicule défense anti aérien (автомобиль противовоздушной обороны) на шасси véhicule de l’avant blindé (бронемашины переднего края). Спаренная установка 20-мм автоматических пушек явно слабовата для своих задач. А сам VAB – один из самых массовых БТР в мире, выпущено 500 машин 4х4 и 6х6
Настоящий концепт-кар –  плавающая бронемашина Renault VBL (Véhicule Blindé Léger). Создан по конкурсу, объявленному правительством в 1977 г. Силовой агрегат установлен сзади поперечно, подвеска – типа «Макферсон» на гидропневматических стойках, правая дверь открывает доступ на оба ряда сидений. Построено три прототипа, это – второй. Конкурс выиграл Panhard
Основной боевой танк AMX-35 Leclerc призван побороть «танковый комплекс» Франции, ведь предыдущий AMX-40 в 1987 г. так и не приняли на вооружение, и армия эксплуатировала устаревшие AMX-30. Но и Leclerc оказался дороговат, и заказ урезали с 1400 до 406 машин. Шесть прототипов получили имена великих воителей Ареса, Баярда, Карно, Дюрока, Этьена и Фоша. А всего с 1991 г. построено 876 серийных машин
75-мм самоходная безоткатная пушка ACMA TAP Mle. 56 (Troupes Aeról Portées, «воздушнодесантная, образца 1956 года») напоминает, что несложно уничтожить самый грозный танк. Создана французской компанией A.C.M.A. (Ateliers de Construction de Motocycles et Accessories) на основе итальянского мотороллера Vespa-150 с 5,5-сильным 150-кубовым мотором. Французские ВДВ получили 800 таких скутеров

Адрес музея:

Musée des Blindés de Saumur
1043 route de Fontevraud 49400 Saumur

Дополнительная информация:

Тел.: 02 41 83 69 95 E-mail: museedesblindes@wanadoo.fr

Факс: 02 41 83 69 90 Сайт: http://www.museedesblindes.fr

Часы работы:

В апреле, мае, июне, сентябре, а также в школьные каникулы с 17 октября по 1 ноября музей открыт с 10-00 до 18-00.
В июле и августе – с 9-30 до 18-30. Без выходных.
В январе, феврале, марте, октябре, ноябре и декабре работает по будним дням с 10-00 до 17-00, а по субботам и воскресеньям с 11-00 до 18-00. Билеты перестают продавать за час до закрытия.

Стоимость билетов:

взрослый – 8 €, детский (с 7 до 15 лет) – 5 €, до 7 лет – бесплатно, семейный (двое взрослых и двое и более детей) – 22 €, учащиеся, инвалиды и отставные военные – 6 €.

Комментировать ... >>
Loading...