Осевая формула ТОНАРа
Широкий модельный ряд осей с большим запасом прочности
Если первые торговые прицепы для легковушек машиностроительный завод «Тонар» выпустил ещё в 1992 году, то к необходимости в собственной ходовой части на губинском предприятии пришли лишь после 1997 года, когда была освоена сборка полноразмерных полуприцепов для седельных тягачей.
К развитию нового производства подтолкнуло два фактора: расширение собственного производства прицепов и полуприцепов, а также солидная стоимость осевых агрегатов.
Завод начал изготовление собственных осей в 2002 году. Этот шаг в то время не всем казался последовательным и логичным, ведь подавляющее большинство компаний в мире использует ходовые части мировых лидеров в данной области – SAF, BPW и др. Зачем же искать сложности в жизни? Но российская экономика уверенно шла в рост, и на рынке возник общий дефицит осей, который хронически сдерживал производство полуприцепов.
С самого начала завод изготовлял один тип осей, которые ставили на всю продукцию завода. Увеличение продаж осей «Тонар», их растущая популяция на дорогах России вызвали интерес у перевозчиков, которые опирались лишь на отзывы водителей. Так бесхитростно и начались продажи осей – без рекламы, без выставок, просто, как говорится, по «сарафанному радио»!
В конце 2008 года начали развиваться кризисные явления, и в 2009 году было принято решение руководством завода эти небольшие продажи преобразовать в новое направление и увеличить ассортимент осей и подвесок, изготовляемых заводом. В тот период из-за роста курса мировых валют оси иностранных производителей составляли солидную часть от цены. А для покупателей важен и срок исполнения.
К примеру, сейчас срок поставки осей «Тонар», в зависимости от сложности, составляет 2–3 недели – ровно столько же, сколько длится исполнение заказа прицепа или полуприцепа. Современные оси изготовляют в соответствии с европейскими стандартами и, как следствие, они взаимозаменяемы с другими осями, что и оценили многие перевозчики и сервисные центры. На сегодняшний день завод «Тонар» поставляет оси на многие заводы по изготовлению прицепов и полуприцепов, так что можно заказать нужный вам прицеп на осях «Тонар».
За 14 лет на «Тонаре» получили огромный опыт в проектировании, изготовлении, эксплуатации осей и подвесок. Выбранный вектор на 90-процентную локализацию всего производства со временем привёл к ожидаемому успеху – оси начали завоёвывать доверие потребителей. Если с 2002 года было произведено 60 тысяч осей (!), сейчас доля осей импортного производства составляет менее 5 % в продукции завода «Тонар». В то время как 95 % выпускается на осях «Тонар», и перевозчики в последнее время уже не хотят переплачивать за импортный бренд.
Типовую ось изготовляют из цельной трубы диаметром 146 мм и толщиной стенки 14 мм. Сталь балки подобрана с высоким пределом текучести. Она хорошо воспринимает ударные и динамические нагрузки, при этом сохраняет высокие свойства сварки, что способствует надёжному креплению суппортов и кронштейнов балки оси на протяжении всего срока службы. На балку собирают тормозные механизмы. Они подобраны таким образом, чтобы у перевозчика не возникало проблем с подбором запасных частей, к тому же у завода есть около 65 партнёров по запчастям в регионах.
В 2015 году завод взял курс на импортозамещение по многим комплектующим, и на сегодняшний день цена на продукцию не очень зависит от колебаний курса валют. Детали подвески почти полностью состоят из российских комплектующих. Исключение составляет пневморессора Phoenix, которую поставляет группа Continental.
Собственное производство позволило предложить широкий модельный ряд осей, которые используются не только на магистральных рефрижераторах и полуприцепах, но и на карьерных самосвальных автопоездах, ломовозах, сортиментовозах, прицепном составе для сельского хозяйства и животноводства. Ведь только номенклатура выпускаемого подвижного состава уже достигает сотни! На сегодняшний день завод выпускает оси с нагрузкой 9, 10, 11, 13, 20 и 25 т.
Самыми типовыми в гамме являются оси с барабанными тормозами: 9-тонная ось с односкатной ошиновкой на пневматической и рессорной подвеске, 11-тонная ось с двускатной ошиновкой. Остальные оси ставятся в зависимости от конструкции прицепа – 13-, 20-, 25-тонные.
В программе завода «Тонар» имеются 2-осные осевые агрегаты мод. 9132 для магистральных полуприцепов с односкатной ошиновкой (нагрузка 20 т) и двускатной ошиновкой (22 т). Отдельно для двускатной ошиновки на заводе освоен выпуск пяти осей мод. 9042 (нагрузка 11 т, R22), 1130 (11 т, R17.6), 1342 (13 т), мод. 20883 (20 т) и мод. 2545 (25 т), так как оси всегда выпускают под прицепы, а не наоборот), в сущности так в программе появились прицепы для сельского хозяйства, металлургии и строительства, где часто применяют «балансиры».
Гамма балансирных осевых агрегатов в частности представлена двумя базовыми моделями – 20-тонной ПТ-4 для тракторных прицепов и рессорной 20-тонной подвеской под двускатную ошиновку.
Особо стоит выделить 3-осные подвески, разработанные под двускатную ошиновку: это мод. 1342 т, рассчитанные на нагрузку 39 т, и подвеска 20833, выдерживающая 60 т.
Самый широкий модельный ряд основан на осях модели 9042 с односкатной (10 т) и двускатной (11 т) ошиновкой. Их применяют в варианте с 1-, 2- и 3-осными осевыми агрегатами, на рычажной, рессорной, пневморессорной подвеске. На основе этой серии была разработана подруливающая ось, которая на выбор заказчика может быть агрегатирована с рессорной или пневматической подвеской.
Помимо осей для магистральных полуприцепов и прицепов по заказу на «Тонаре» выпускают осевые агрегаты для прицепной техники специального назначения с высотой езды (расстояние от центра оси до нижней кромки лонжерона) от 150 до 570 мм.
Освоение производства многозвенных автопоездов в 2009 году позволило предложить потребителям совершенно оригинальный продукт на уровне мировых производителей – осевые агрегаты с функцией подъёма оси. Так, на 4-осных моделях подъём первой и второй оси позволяет снизить расход топлива при порожних рейсах и уменьшить износ шин. Сейчас КБ завода работает над новыми подъёмными и подруливающими осями для самосвалов и тягачей «Тонар».
На заводе отмечают, что собственные оси показывают одинаково стабильные результаты в сложных отечественных условиях эксплуатации как при высоких, так и при низких температурах. Во многом это заслуга конструкторов, заложивших большой запас прочности, что позволяет выдерживать значительные перегрузки.
Сейчас средний пробег осевых агрегатов «Тонар» составляет более 1 000 000 км, хотя попадаются экземпляры с пробегом под 2 000 000 км!
На заводе «Тонар» гарантируют работоспособность собственных осей в течение 36 месяцев, не ограничивая при этом пробег транспортного средства. Межсервисный интервал составляет 60 000 км.