КАМАЗ в России больше, чем поэт
От оригинала к масштабным моделям
И то правда, многие ли из нас могут по памяти страницами цитировать Пушкина или Некрасова? А ведь всё это совсем недавно учили в школе! Но при этом, что такое грузовики КАМАЗ, уже 40 лет знает любой пешеход в нашей стране. 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера Камского автозавода сошёл первый грузовик.
40 лет в автомобилестроении – огромный срок. Многие автомобильные компании проживали куда меньший срок и уходили во тьму истории. Но только не «КАМАЗ». Входя сегодня в корпорацию «Ростех», используя перспективы, которые открывают победы команды «КАМАЗ-Мастер» и сотрудничество с мировыми лидерами в производстве автокомпонентов, предприятие устойчиво стоит на ногах. Хотя, пожалуй, правильнее было бы сказать – на колёсах.
Начало «КАМАЗу» было положено много лет назад – 14 августа 1969 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Была запланирована постройка целого ряда отдельных производств: завода двигателей, литейного производства, завода коробок передач, сборочного производства. Создание этих предприятий имело целью создать полный цикл производства большегрузных автомобилей. Получившийся конгломерат, рассчитанный на ежегодный выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч двигателей, стал называться «Производственное объединение «КАМАЗ».
13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве автозавода. Само же строительство было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. Затраты советского государства на строительство завода были поистине астрономическими. В его оснащении самым современным технологическим оборудованием приняли участие свыше 700 иностранных компаний, услуги которых, разумеется, были оплачены валютой. И это не считая огромного вклада отечественных предприятий.
При этом предстояло не просто построить в городе завод по выпуску грузовиков, но, по сути, выстроить и сам город, ведь на строительной площадке трудилось более 100 тысяч человек, нуждавшихся в жилье, объектах соцкультбыта, магазинах, кинотеатрах, поликлиниках, дошкольных и школьных учреждениях. Ежегодный прирост населения Набережных Челнов составлял 30–40 тысяч человек. Если на начало строительства «КАМАЗа» в городе насчитывалось 27 тысяч жителей, то в наши дни население Набережных Челнов превышает полмиллиона.
Но не только люди со всей страны переселялись на новое место жительства. Грузовики, намеченные к выпуску на новом автозаводе, тоже были «приезжими». Сейчас камазовцы почти не вспоминают об этом, но машины, которые стали выпускать в Набережных Челнах, были разработаны на ЗИЛе. Всем известный двигатель КАМАЗ-740 был разработан на Ярославском моторном заводе. Самосвальное оборудование разрабатывалось инженерами МАЗа и Мытищинского машиностроительного завода. Справедливости ради нужно сказать, что в нынешней продукции «КАМАЗа» уже слабо видны эти корни – слишком далеко за сорок лет ушёл вперёд технический прогресс.
Начав с шоссейных большегрузов колесной формулы 6х4, «КАМАЗ» очень скоро освоил в производстве и полноприводные машины. Как и «шоссейники», эти грузовики, получившие индекс КАМАЗ-4310, тоже были созданы на ЗИЛе. Первая промышленная партия машин была выпущена в январе 1981 года, и пять машин из этой партии были направлены в Москву для, как сказали бы сейчас, PR- и GR-мероприятий в ходе подготовки и проведения XXVI съезда КПСС. А уже в феврале того же года была принята в эксплуатацию вторая очередь «КАМАЗа», предназначенная и для выпуска полноприводных машин.
Масштабные модели КАМАЗов первого поколения, как полноприводных, так и шоссейных, долгое время выпускало казанское предприятие «Элекон». Для своего времени это были очень хорошие модели, украшавшие любую коллекцию и послужившие базой для множества ещё более детализированных конверсий. Однако развитием и улучшением своего модельного ряда «Элекон» не спешил заниматься. Прямо скажем, в изменившихся экономических условиях предприятию просто стало не до этого – и на освобождающееся место стали проникать различные малосерийные мастерские, освоившие среди прочего и модели последующих поколений КАМАЗов.
А в нынешнем году на рынке появилась первая за много лет крупносерийная заводская модель современного КАМАЗа, выпущенная компанией SSM. О ней-то мы и поговорим.
Итак, она звалась КАМАЗом…
Да-да! Кажется, впервые в своей истории компания SSM официально получила право именовать свои модели, подпадающие под 28-й класс МКТУ (игрушки, игры, модели уменьшенных транспортных средств) так же, как именуются «взрослые» автомобили действующего российского предприятия. До сих пор выпущенные SSM (впрочем, не только этой компанией) модели российских производителей деликатно именовались как «Горький», «Миасский грузовик» и т. д., чтобы не входить в прямую конфронтацию с правообладателями торговых марок. По словам производителя, подписанное с «КАМАЗом» лицензионное соглашение позволяет ему использовать товарные знаки Камского автозавода. Причём логотипы присутствуют не только на моделях, но и упаковка моделей изменена соответствующим образом и теперь несёт на себе логотип «КАМАЗа». Безусловно, такой шаг привёл к ещё большему соответствию модели своему прототипу. Отрадно, что модельный рынок понемногу цивилизуется. Будем надеяться, что это позволит коллекционерам однажды купить не абстрактный «Горький-3307» без соответствующих шильдиков «ГАЗа» на решётке радиатора, а полноценную модель ГАЗ-3307.
Модели КАМАЗов, разработанные SSM, впервые были представлены широкой публике, наряду с другими новинками компании на Нюрнбергской выставке игрушек International Toy Fair Nürnberg, проходившей 28 января – 2 февраля этого года, а уже в марте на прилавки отечественных модельных магазинов поступила модель первого из них – полноприводного КАМАЗ-43118-013-10 позднего выпуска с рестайлинговой кабиной.
Модель получила металлическую раму, металлическую откидывающуюся кабину, шасси получило неплохую детализацию. И нужно отдать должное SSM, модель, безусловно, удалась. Причём, судя по официальным логотипам
«КАМАЗа», не только удалась как модель для коллекционеров, но и не исключён вариант её появления в дилерской сети «КАМАЗа» в качестве сувениров для покупателей и партнёров. Кажется, до сих пор мы ещё ни разу не рассматривали модели в этой рубрике как небольшой сувенир на память. Давайте попробуем! Прежде чем искать недочёты в масштабной модели, как это водится у бывалых коллекционеров, давайте попробуем оценить модель именно как сувенир.
Прежде всего это, безусловно, КАМАЗ – ладный, крепко сбитый, похожий сам на себя и окрашенный в правильный цвет из действующей на сегодня палитры «КАМАЗа». Ну, разве что оттенок выбран немного ярче, чем следовало бы. Качественно спроектированная кабина модели не позволяет сказать, что модель «похожа на КАМАЗ» – это именно кабина настоящего КАМАЗа (коллекционер заметит одно упрощение в её геометрии, но о нём речь пойдёт дальше).
Кабина, кстати сказать, откидывается, открывая доступ к двигателю, который в целом похож сам на себя. Учитывая, что дошкольники любят открывающиеся элементы в моделях, этого «камазёнка» вполне можно передарить детям или внукам, если нет привычки захламлять своё рабочее место бизнес-сувенирами.
Много сил SSM приложило к разработке резиновых покрышек для модели – тщательно проработаны и их боковины, и рисунок протектора. Хотя на ощупь резина осталась довольно-таки жёсткой. Запасное колесо разместили в заднем свесе, как это и предусмотрено конструкцией настоящего грузовика.
Неплохо выполнена почти вся оптика модели. Придирчивый (воображаемый!) начальник колонны, конечно, немедленно усмотрит в этой миниатюре задние фонари как у военных модификаций, не свойственные гражданским моделям, в большинстве своём имеющие «еврофонари». Но тут нужно учитывать тот факт, что редко когда производитель какого-либо изделия не имеет хотя бы двух поставщиков идентичных по назначению узлов или деталей – это же элементарная страховка от того, чтобы единственный поставщик не начал в какой-то момент выкручивать руки, задирая цены. Так же и с фонарями, поскольку речь идёт о гражданском исполнении грузовика, а не о военном, где военная приёмка принимает только те машины, комплектация которых строго соответствует согласованной с Заказчиком, то устанавливаться могут фонари разных производителей, заметно различающихся внешне. В данном случае на модели, кажется, установлены задние фонари модели ФП-133. Не сказать, чтобы они уж очень были распространены на этой модели КАМАЗа, но и неверной их установку тоже назвать нельзя.
Обратная сторона модели
Коль скоро мы всё же начали придираться к модели, понемногу отдаляясь от образа одариваемого транспортника или машиностроителя, давайте теперь поставим себя на место коллекционера, приобретающего модель для личной коллекции и на свои средства.
Прежде всего коллекционер должен будет признать, что модель удалась почти по всем критериям. Есть лишь несколько досадных штришков, которые следует отметить.
Первый – это исполнение светотехники. Фонари автопоезда и габаритные огни на крыше кабины, повторители указателей поворотов на модели отлиты заодно с кабиной и выделены краской соответствующих цветов. С одной стороны, это безусловный минус модели. С другой стороны – не факт, что у сборщиков получилось бы в условиях массового производства установить их на модели ровно и не испачкать при этом клеем. Не исключено, что именно этими же соображениями руководствовался и производитель моделей.
Зачем-то производитель обозначил краской светоотражающие элементы на основании кузова, хотя в реальности они крепятся на кронштейнах к нижней части основания кузова. Впрочем, следует признать, что выполнить их крошечную имитацию было бы ещё сложнее, нежели без помарок установить мелкую светотехнику. Альтернативный вариант – не устанавливать их вовсе. Но не факт, что модель от этого выиграла бы.
Второй – это исполнение кузова модели. Он традиционно для SSM выполнен одной деталью, чтобы снизить себестоимость изготовления модели. Такое решение закономерно привело к необходимости сделать борта кузова гладкими изнутри, иначе готовую пластиковую деталь невозможно было бы извлечь из пресс-формы (сложносоставные пресс-формы в расчёт не принимаем из-за их высокой стоимости). Таким способом на протяжении многих лет выполняют кузова практически на всех моделях бортовых грузовиков SSM, так что уже даже можно говорить о своего рода «кузовном стиле SSM». При этом с внешней стороны кузов выглядит отлично. Остаётся лишь подосадовать на тот факт, что эта модель не комплектуется тентом, который мог бы скрыть внутренние недостатки кузова. Тем более, что тенты на моделях SSM традиционно выглядят очень реалистично, благодаря проработанным складкам. Не исключено, что к работе над тентами привлекали настоящих скульпторов, как бы забавно это ни звучало.
Третий – это имитация двигателя на модели. Откидывающаяся кабина позволяет внимательно рассмотреть двигатель КАМАЗ-740.30-260 третьего экологического класса. Ранее мы упомянули, что в целом двигатель похож сам на себя. Однако при этом выполнен он упрощенно и не вполне верно. В развале V-образного блока цилиндров присутствует какая-то неубедительная мешанина, призванная изобразить собой ТНВД, турбокомпрессор, насос гидроусилителя рулевого управления, генератор и остальную обвязку двигателя.
Четвёртый – зеркала заднего вида. SSM продолжает делать стойки зеркал из пластика, игнорируя метод фототравления, позволяющий делать ажурные конструкции. Да, уменьшается себестоимость модели и за счёт технологичности изготовления, и за счёт технологичности сборки. Но в итоге мы имеем грубовато исполненный узел, выглядящий чужеродно на этой кабине. Впрочем, у такого решения есть и плюс – пластиковые зеркала имеют куда меньше шансов повредиться при транспортировке, нежели фототравленые.
Пятый – нарушение пропорций верхней части кабины при взгляде спереди. Дело в том, что боковые вертикальные панели кабины модели КАМАЗа выполнены практически вертикально, в то время как на реальных грузовиках они должны немного сходиться к продольной оси автомобиля, начиная с линии окон. Дело в том, что на модели SSM, вероятно, из-за технологических ограничений передние стойки кабины выполнены прямоугольными, хотя на кабине реального грузовика они имеют трапециевидную форму. Именно неправильная форма передних стоек привела к такому результату. Прямо скажем, это не бросается в глаза, это видно лишь строго при виде спереди (а мало кто из коллекционеров выставляет модели в своей коллекции в таком ракурсе), да и мало какой коллекционер найдёт этот недочёт без подсказки.
Шестой – статичная задняя подвеска. Не так уж сложно её довести самостоятельно, но было бы лучше, если бы производитель модели сделал это самостоятельно – цена как бы, обязывает.
Ах да, цена! Розничная цена модели установлена на уровне 4,5 тысяч рублей – благодаря девальвации рубля модели SSM сейчас заняли ценовой сегмент (в рублевом, конечно, эквиваленте), который раньше занимали модели компании DIP, имеющие более высокую детализацию. Увы, зарплаты большинства коллекционеров за это время не выросли.
Подводя итоги
Невзирая на все перечисленные недочёты, я настоятельно рекомендую эту модель к приобретению в коллекцию. Да, она не идеальна. Но, к сожалению, идеальную модель автомобиля пока ещё не смог создать ни один из производителей в мире. Так что коллекционерам, как бы они ни ратовали за строгое соответствие модели прототипу, остаётся делить модели на те, что нравятся, и на остальные.
В этом году SSM обещает пополнить наши коллекции следующими моделями, представлявшимися компанией на Нюрнбергской выставке игрушек International Toy Fair Nürnberg: полнопривод-ные КАМАЗ-6350 (бортовой, 8х8), КАМАЗ-5350 (бортовой, 6х6), КАМАЗ-4350 (бортовой, 4х4), КАМАЗ-44108 (седельный тягач, 6х6), строительные самосвалы КАМАЗ-6540 (8х4) и КАМАЗ-65115 (6х4), а также шоссейный бортовой КАМАЗ-65117.
Кроме того, до конца этого года, возможно, мы увидим и модели ранних
КАМАЗов с кабинами советского периода.