Хорватия, горная дорога...
Новый Mercedes-Benz Tourismo на горных серпантинах Хорватской Республики
Производитель: | EvoBus GMBH |
---|---|
Модель: | Mercedes-Benz Tourismo RHD С632 |
Этот немецкий автобус с говорящим прозвищем «Туризмо» – далеко не новичок российского и европейского рынка. Но каждый модельный год вносит свои изменения, и машина второго поколения восьмилетней давности, о которой мы уже писали, весомо отличается от сегодняшней.
Именно поэтому организаторы пригласили протестировать автобусы на горных серпантинах Хорватской Республики. Набор из шести машин, на которых было предложено проехать за рулём, включал четыре варианта габаритной длины, три варианта колёсной базы и два варианта колёсной формулы. Ещё автобусы отличались моторами различной мощности, механическими и автоматическими КП, формулой дверей и нюансами отделки и комплектации. На маршруте горные серпантины чередовались со старинными городками с их узкими улочками, извилистой дорогой вдоль побережья и автобаном. Всё это задумано для того, чтобы доказать, что вне зависимости от длины, мощности двигателя и конфигурации осей водителю управлять автобусом можно с удовольствием, и пассажирам будет комфортно.
Такая разная эксплуатация автобуса одной модели
Тысячи Tourismo доставляет отпускников в места назначения от мыса Нордкап до Сицилии и возят пассажиров по маршрутам дальнего следования по всей Европе. Обычно Mercedes-Benz Tourismo используют на туристских, пригородных или экскурсионных маршрутах. Сейчас поставляют более чем в 50 стран мира.
Два примера использования Tourismo в Германии: женская национальная сборная по футболу ездит в нём на соревнования, а военный оркестр бундесвера – на концертные гастроли. Но если футболисток радует комфорт, то музыканты высоко ценят интегрированные держатели для инструментов.
Рыночная ниша
Прежде, чем начать повествование об автобусах 2016 года, приведу небольшую справку о модели, так как эта информация в дальнейшем поможет снять некоторые вопросы по ходу чтения материала. Производство Mercedes-Benz Tourismo началось в 1994 году, тогда он именовался О350, на сегодняшний день с конвейера сошло более 22 000 автобусов двух поколений, на долю первого поколения приходится примерно 12 000, второе поколение (тип С632) вышло в свет осенью 2006 года, именно тогда и появилось собственное наименование моделей вместо сухих буквенно-цифровых индексов. Концерн к тому времени срочно разгруппировал модельный ряд по сегментам: если роскошный автобус O404 был создан, исходя из самых высоких требований к технике и комплектации, то новый Tourismo O350 занял базовый сегмент автобусов бизнес-класса.
В феврале 2012 года «Мерседес-Бенц» выпустил 5000-й Tourismo второго поколения. Под кузовом с выразительной стреловидной стойкой скрывалась ходовая часть со сложной многорычажной передней подвеской, дисковые тормоза на всех колёсах, которые были заимствованы у модели O404. Преемником 404-й Н модели стал автобус Travego, который относится к высшему классу в иерархии Mercedes-Benz. Сегодня эти две модели (Tourismo и Travego) близки конструктивно, но «младший брат» – герой нашего теста, скромнее по дизайну и комплектации. Осенью 2015 года был выпущен 10 000-й Tourismo последнего поколения. В том же году в Европе было продано 2042 автобуса Tourismo.
Силовая линия Tourismo 2016
Современную линейку Mercedes-Benz Tourismo комплектуют рядными шестицилиндровыми двигателями ОМ 470 рабочим объёмом 10,7 л, мощностью от 360 л.с. (265 кВт) до 428 л.с. (315 кВт), соответствующим требованиям нормы токсичности Euro 6. Для самого короткого представителя семейства Tourismo K длиной 10,3 м предусмотрен несколько меньший мотор ОМ 936 рабочим объёмом 7,7 л и мощностью 354 л.с. (260 кВт). Все движки оборудованы аккумуляторной системой впрыска, сажевым фильтром закрытого типа и системой рециркуляции отработавших газов. Отработавшие газы очищаются, естественно, по технологии BlueTec 6, использующей систему SCR с впрыском AdBlue. Выпускная система имеет окислительный каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр.
КП представлена в двух вариантах – 6-ступенчатая механика GO 210-6 или 8-ступенчатая автоматизированная GO 250-8 PowerShift. Диапазон передаточных чисел составляет от 6,75 на первой передаче до 0,63 – на высшей. Трансмиссия способна передавать от двигателя максимальный крутящий момент до 2500 Н∙м.
По горам и равнинам
По даймлеровской традиции (с корабля и на бал) становлюсь водителем автобуса уже в аэропорту города Сплит, и мне, кажется, повезло, так как мой первый автобус самый короткий, похожий на недавний тест клубной Setra 511 Tourismo K: есть время привыкнуть, прежде чем сесть за руль самой длинной 13-метровой машины! Меня обвивает привычная по тем же «Сетрам» полукруглая панель с интегрированным рычагом механической КП. В принципе, эти сравнения справедливы, ведь у обеих машин общая агрегатная база, но Daimler AG относит марку Setra в высший класс хай-энда, в то время как автобусы с трёхлучёвой звездой несут имидж универсальности – от рабочих лошадок до бизнес-класса. Отсюда сразу же запримеченная мною лёгкая вальяжность в настройке ходовой части «Мерседеса». Но это на равнине, посмотрим, что будет позже.
Дороги Хорватии неплохие, но местами их трудно назвать идеальными, ям и выбоин размером с колесо конечно же нет, но «усталое» асфальтовое покрытие встречается в окрестностях городов, в то время как к автобанам не возникает никаких претензий. Вот тут чуткое ухо водителя ловит разницу в акустическом комфорте автобуса.
Двигатель не слышен и не осязаем вообще вне зависимости от тестируемой версии (и на коротких, и на длинных машинах): шум и вибрации отсутствуют на всех режимах, и единственный инструмент контроля за работой мотора – тахометр! Чего не скажешь об оборудовании салона. На неровностях и брусчатке погромыхивают багажные полки и пластик отделочных панелей салона, а на скорости свыше 80 км / ч начинают шуметь и шины, но это в зоне допустимого.
В тот день на равнинном участке был сильный боковой ветер, который требовал постоянно корректировать траекторию, естественно, это явление проявлялось в большей степени на длинных двухосных машинах, у которых парусность выше. Теперь время перемены. Тестового автобуса. Второй на очереди – шикарный трёхосник Tourismo L длиной почти 14 м (если быть точным, как любят немцы, – 13 990 мм) и базой 7110 мм. Очень он не любит узкие «шпильки» горных серпантинов: чтобы уложиться в пространстве поворота на 180°, приходится использовать всю ширину проезжей части и обочин – какое уж тут соблюдение дорожной разметки? При этом надо всегда помнить про огромные лопухи зеркал на мощных и длинных выносных стойках, но зато можно смело забыть про переключение передач, тандем мощного двигателя и АКП работает отменно, без ложной скромности…
Оборудование для России
В оборудование входят гидродинамический вторичный водяной тормоз-замедлитель, электронная система стабилизации ESP, электронная система регулирования дорожного просвета ENR, система контроля давления воздуха в шинах TPM (Tire Pressure Monitoring), ксеноновые фары ближнего света, противотуманные фары, двери багажного отделения с кинематической схемой механизма подъёма, интерфейс передачи данных для системы FleetBoard Bus, двойные гнёзда электропитания на 230 В под каждым вторым рядом сидений и в задней части, видеокамера заднего вида со стеклоомывателем, акустический сигнал движения задним ходом, адаптивный круиз-контроль, устройство пожарной сигнализации с сенсорным кабелем в моторном отсеке, аварийный регистратор UDS, сиденье и шкаф для руководителя туристической группы, система экстренного торможения AEBS, система удержания полосы движения SPA. Интервал технического обслуживания – 120 000 км.
Базы и формулы
Опять короткий перерыв и смена машины. Начинается интрига, предложенная коллективом создателей машин. Организаторы предлагают опробовать сначала двухосный Tourismo М / 2 длиной около 13 м (12 960 мм) с колёсной базой 6900 мм. Хорошо, поехали!
Через три десятка километров опять обмен машинами. Теперь мне достаётся Tourismo М, длиной тоже 12 960 мм, но база уже 6080 мм, и появляется третья ось. Расстояние между осями задней тележки у всех автобусов семейства постоянное – 1350 мм. Повторяем тот же маршрут через перевал. И что я вижу: «трёхосник» с более короткой базой вписать в поворот куда легче в ограниченном пространстве «шпильки», несмотря на дополнительную ось и большую массу автобуса. Вывод предсказуем, геометрию и физику не обойдёшь, но в зависимости от предназначения автобуса в эксплуатации, понимая, кого и где предстоит перевозить, благодаря модульной платформе, можно подобрать заведомо оптимальный вариант.
Затем сажусь за руль 12-метрового автобуса Tourismo RHD модели С632.410.
Немцы расхваливают машину как самую оптимальную в плане эффективности перевозок при низких затратах на эксплуатацию, обусловленных колёсной формулой 4х2: ни тебе лишнего расхода топлива, ни лишних затрат на шины и ходовую часть и обслуживание дополнительной пары тормозных механизмов. Но вместе с тем эти факторы ограничивают сферу применения и пассажировместимость, т. е. выбирать спецификацию надо внимательно и осознанно. Кстати, именно эту модификацию сегодня официально поставляют в нашу страну.
Превратить поездку в удовольствие
Несколько слов о том, что может предложить Tourismo пассажирам. Как я уже говорил, эта линейка не самая оснащённая в иерархии автобусов Daimler AG. Сиденья Travel Star Xtra, 49 пассажирских сидений с обивкой Softline оборудованы подставками для ног, откидными столиками и багажными карманами.
Автобус оборудован подготовкой для приёма сетевого сигнала Wi-Fi или WLAN. Фильмы или карта навигационного устройства отображаются на двух мониторах диагональю 48 см (19 дюймов). Для подключения портативных электронных приборов под каждым вторым двухместным сиденьем, а также слева и справа на стенке в последнем ряду сидений находится двойное гнездо электропитания. Благодаря холодильнику в передней части и бортовой кухне (кофе-машина на 40 чашек, бойлер для подогрева воды, аппарат для варки сосисок!) возле средней двери, никто не останется голодным. Кроме того, возле второй двери в базе находится туалетная кабина.
Параметр | Значение |
---|---|
Колёсная формула | 4х2 |
Допустимая полная масса в ФРГ по zGM, кг |
19 000 |
Конструктивно допустимая полная масса, кг | 22 500 |
Пассажировместимость, чел. | 49 |
Распределение нагрузки по осям, кг | 7100/ 12 600 |
Двигатель:
|
Mercedes-Benz OM 470 Турбодизель, I-6, Euro 6 10 677 428 при 1800 мин-1 2100 при 1100 мин-1 |
Коробка передач:
|
Mercedes-Benz GO 250-8 PowerShift, автоматизированная 8/1 |
Подвеска | Пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая, дисковые тормозные механизмы |
Передний мост | Mercedes-Benz ZF RL 75 E |
Задний мост | Mercedes-Benz RO 440 |
Передаточное число главной передачи | 3,583 |
Размер шин | 295/ 80 R22,5 |